СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дети с нарушением зрения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации учителям общеобразовательных школ при работе с детьми с нарушениями зрения.

КГБСКОУ СКШИ 3 4 вида №2

Якименко Инесса Юрьевна

учитель – логопед, тифлопедагог

Сейчас увеличивается количество детей с нарушениями зрения. Таких детей много в детских садах, общеобразовательных школах. Детям с нарушением зрения нужен особый офтальмологический режим. Ниже представлена таблица, в которой описаны основные заболевания зрения у детей, которые учатся в общеобразовательной школе и какие виды работ нужно проводить, чтобы сохранить зрение ребёнка.

Заболевания

Определение

Виды работы

Спазм аккомодации

Нарушается способность моментально фокусировать на сетчатке лучи от предметов с разного расстояния. При этом снижается зрение вдаль и еще больше вблизи. Часто предшествует развитию миопической рефракции.

Медикаментозное и аппаратное лечение. Контроль режима непрерывной зрительной нагрузки, расстояния от глаз до текста, размера шрифта, соблюдения угла зрения.

Упражнения для тренировки аккомодации.

Гиперметропия

Задний фокус оптической системы глаза располагается за сетчаткой. На сетчатке получается нечёткое изображение. Гиперметропы плохо видят вдаль и ещё хуже вблизи. Зрительное утомление наступает через 15 минут.

Обязательное постоянное ношение очков для дали, вторые более сильные очки для близи. Для предупреждения зрительного утомления, чаще предлагать работать у доски.

Миопия

Задний фокус оптической системы глаза располагается перед сетчаткой. На сетчатке получается нечёткое изображение. Миопы плохо видят вдаль и хорошо видят вблизи.

Могут подолгу читать мелкий текст, не испытывая неприятных ощущений. Зрительное утомление наступает через 15 минут.

Контролировать время непрерывной зрительной нагрузки на близком расстоянии. Режим ношения очков по рекомендации офтальмолога зависит от степени миопии.

Астенопия

Астенопия (усталость глаз) чаще наступает при дальнозоркости, чем при близорукости.

Развивается при всех видах патологии рефракции, напряжении аккомодации, слабости цилиарной мышцы глаза. Зрительное утомление при работе на близком расстоянии. Мелкие детали начинают «расплываться», текст «затуманивается», появляются неприятные ощущения в области лба и висков, боль в глазах, светобоязнь, покраснение глаз, чувство песка в глазах.

Астенопия на сегодняшний день является одним из самых распространённых симптомов. Причины по которым развивается астенопия. Работа на компьютере, независимо от типа монитора. Длительное вождение автомобиля, особенно в сумерках и в ночное время.

Правильный подбор очковой коррекции. Соблюдение режима ношения очков. Режим непрерывной зрительной нагрузки. Расстояние от глаз до текста. Приемы снятия зрительного утомления. Упражнения для тренировки аккомодации.

Амблиопия

Понижение зрения на одном или обоих глазах вследствии их бездеятельности.

Развивается при косоглазии, некоррегируемой аметропии, врожденной катаракте. (амблиопичный глаз)

Рекомендуется первая, вторая парта. Разрешать детям вставать и выходить к доске, т.к. им плохо видно издалека.

Нистагм

Постоянные колебательные движения глазных яблок. Дрожание глазного яблока мешает фиксации взгляда на тексте, приводит к потере «места» слова, строки. Ребенок испытывает большие трудности: читает медленно, делает ошибки, с трудом понимает смысл прочитанного. Нистагм усиливается при волнении, особенно при сдаче нормативов.

На первых этапах формирования навыков чтения рекомендуется контролировать строку линейкой, а также работать с карточками крупного шрифта.

Косоглазие

Отклонение глазного яблока от общей точки фиксации; при сходящемся – кнутри, при расходящемся кнаружи. Измеряется в градусах. В косящем глазу развивается амблиопия. При косоглазии не формируется бинокулярное (объемное) зрение.

Учителю обращать внимание на расстояние между глазами и объектом, оно не должно быть маленьким. При сходящемся косоглазии чаще предлагать работать у доски, при расходящемся – в тетради.

Поле зрения

Это все пространство, одновременно воспринимаемое неподвижным глазом. Норма на белый свет: с носовой стороны -55, с височной – 90, с верхней – 50, с нижней – 65 градусов. При различных заболеваниях отмечается концентрическое сужение или выпадение отдельных участков.

Зрительное восприятие становится фрагментарным, что затрудняет формирование навыков чтения. Требуется больше времени для осмысления прочитанного. Скорость чтения и письма снижается.

Цветоощущение

Способность различать цвета связано с развитием условно-рефлекторных связей.

Врожденные нарушения зависят от ослабления или полного выпадения какого-либо компонента – красного, зеленого, синего. Приобретенные нарушения цветового зрения развиваются при воспалительных и дистрофических заболеваниях сетчатки, хориоидеи и зрительного нерва.

Для правильного развития цветовосприятия необходима хорошая освещенность: «ночью все кошки серы».

В процессе обучения обязательное контрастное изображение объектов в раздаточном дидактическом материале с подписанием цвета.

Рекомендуется подсказка цвета.

Частичная атрофия зрительного нерва, дистрофия сетчатки.

Отмечается выраженное снижение остроты зрения, нарушения поля зрения, нарушение цветоощущения. При чтении возникают трудности восприятия материала, из-за фрагментарного восприятия. Дети не могут продолжительное время следить по тексту за чтением других при фронтальной работе, наступает быстрое утомление. Навыки чтения и письма формируются медленно.

Зрительное утомление наступает через 10 минут.

Требуется высокая освещенность рабочего места. Сидеть у окна. Из средств оптической коррекции – лупы различных увеличений.

Катаракта

Помутнение хрусталика. Характерна светобоязнь.

Избегать прямых солнечных лучей. Средства оптической коррекции – накладные и ручные лупы различного увеличения.

Афакия

Отсутствие хрусталика в глазу (после оперативного удаления катаракты, после травмы).

Полностью отсутствует аккомодация, дети очень низко наклоняются при чтении и письме, быстро развивается зрительное утомление.

Нуждается в оптической коррекции для близи и дали, как правило, вблизи требуется дополнительная коррекция лупой.

Необходимо часто давать отдых глазам. Использовать приемы снятия зрительного утомления.

Артифакия

Искусственный хрусталик дает максимальную коррекцию зрения вдаль. Полностью отсутствует аккомодация, быстро развивается зрительное утомление при работе на близком расстоянии.

Соблюдать режим непрерывной зрительной нагрузки. Для работы вблизи очки с плюсовыми стеклами или лупа. Приемы снятия зрительного утомления.

Астигматизм

Это сочетание в одном и том же глазу разных видов рефракций (Е, М, Н)

Детям при астигматизме трудно соединить элементы букв, линии в чертежах и рисунках, они плохо видят края поверхности, поэтому часто роняют школьно-письменные принадлежности. Скорость чтения у таких детей низкая. Приучать слушать.

Глаукома

Одно из тяжёлых заболеваний глаз. Глаукома характеризуется повышением внутриглазного давления, снижением зрительных функций, особой формой атрофии зрительного нерва.

Посадка в первой половине и середине класса. Автономное освещение (лампа).

Исключение: пребывания в тёмных помещениях; сильных эмоциональных переживаниях; переутомлениях; физических перенапряжениях.

Показ видео изображений не более 10 мин. Запрет на чтение вечером. Очки с зелёными стёклами для улицы.

12.05.2015 15:40


Рекомендуем курсы ПК и ПП