СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Детская одаренность и современная педагогическая практика.
Одним из самых загадочных и занимательных явлений природы является детская одаренность, которая занимает ведущее место в педагогической практике. Проблемы распознавания и развития детской одаренности волнуют практически всех педагогов на протяжении многих веков. Заинтересованность учителей в ней сейчас особенно высока, и это объясняется общественной необходимостью. И, это, прежде всего, потребность общества в оригинальной творческой личности. Неясность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. И лишь одаренные люди способны привнести свою наибольшую лепту в изменение социума.
Многовековые наблюдения, свидетельствующие о том, что интеллектуальные возможности людей неодинаковы, старо, как мир. Это не было тайной ни для ученых, ни для простого обывателя. И гениальные люди древности, и их менее талантливые в науках современники прекрасно понимали, сколь велика разница между гением и обыкновенным смертным. Также издавна было подмечено, что отличия между людьми часто обнаруживаются уже в детстве. Поэтому раннее обнаружение, обучение и воспитание гениальных детей является одной из главных проблем усовершенствования системы образования. Есть такое мнение, что талантливые дети имеют необходимость в особой помощи взрослых, в их специальном внимании и наблюдении. Необходимо помнить, что в силу индивидуальных особенностей такие дети наиболее восприимчивы к оценке их деятельности, поведения и мышления, они наиболее впечатлительны к сенсорным побуждениям и лучше осознают отношения и связи.
Необходимо помнить также, что как бы уникален ни был ребенок, его необходимо учить. Любого ребенка необходимо приучить к усидчивости, трудиться, а так же свободно самостоятельно принимать решения. Талантливый ребенок не терпит давления, принуждения, окриков, это может вылиться в большое препятствие в обучении. У такого ребенка сложно воспитывать выдержку, упорность, упорность и ненавязчивость. Необходима большая загрузка ребенка с младенчества, его следует включать в творчество, создавая необходимую для обстановку.
Для развития талантов такие дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и видеть персональную опеку и внимание со стороны своих родителей и преподавателя. Обширные временные рамки оказывают содействие в развитии проблемно-поискового аспекта. Если творческому ребенку дана возможность не торопиться с выполнением задачи и не перепрыгивать с одного на другое, он самым лучшим образом постигнет загадку связи между явлениями и научится воплощать свои знания в практике. Безграничные возможности проводить анализ высказыванием идей и предложений, которые глубоко вникают в существо проблем и содействуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.
В наше время появляется все больше публикаций, которые так или иначе затрагивают эту тему. Конечно, это всего лишь малая часть психологических проблем, выявляющихся у учителей и родителей одаренных детей современности.
ОДАРЕННОСТЬ - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.). Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления интеллектуальной одаренности у ребенка связаны с чрезвычайными возможностями детских лет жизни. Необходимо четко осознавать, что в ранние детские годы быстрое интеллектуальное развитие происходит у всех детей, оказывая глобальный вклад детских лет в зарождение интеллекта.
Главная трудность раскрытия в пору детства признаков талантливости состоит в том, что здесь сложно выделить личностно-индивидуальное, не зависимое от возрастного. Так, наблюдая у ребенка высокую интеллектуальную активность, особую готовность к напряжению - это внутреннее условие интеллектуального роста. И не известно, окажется ли оно устойчивой индивидуальностью на следующих возрастных этапах ребенка.
Творческие устремления ребенка, произведение им новых ходов мысли также могут быть соотнесены к предвестникам одаренности, но это не факт, что безусловно они получат дальнейшее развитие. При этом ранние проявления таланта еще не предопределяют будущих возможностей человека: очень сложно знать заранее ход дальнейшего становления одаренной личности.
Предметом активных обсуждений остается вопрос о признаках и предпосылках таланта. Инновационные исследования в этой области ориентированы на то, чтобы с помощью электрофизиологических, психогенетических и других методов выявить соотношение биологического и социального в природе таланта.
Одаренные дети, демонстрирующие исключительные способности в какой-то одной области, очень часто могут ничем не отличатся от своих ровесников во всех прочих отношениях. Но, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей (распространенное выражение: «талантливый человек талантлив во всем»). Большинству талантливых детей свойственны особые черты, которые отличают их от их сверстников. Как правило, их отличает повышенная любознательность и исследовательская активность. Психофизиологические исследования показали, что у этих детей усилена биохимическая и электрическая активность мозга.
Недостаток исходных данных, которые необходимо осмыслить и переработать, талантливые дети принимают очень болезненно. Поэтому лишение их активности опасно отрицательными реакциями невротического характера. Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность изучать причинно-следственные связи и делать подобающие выводы; они больше всего увлекаются построением различных моделей и систем. Для них свойственна мгновенная передача нейронной информации, их нейронная система головного мозга является очень разветвленной, с большим количеством нервных связей. Талантливые дети обычно имеют великолепную память, которая сформирована благодаря раннему овладению речью а так же абстрактным мышлением. Этих деток отличает способность систематизировать и категоризировать информацию, обобщать опыт, умение широко пользоваться накопленными познаниями.
Чаще всего внимание взрослых к талантливым детям привлекает их огромный словарный запас, который сопровождается сложными синтаксическими конструкциями, а также умением вовремя задавать сложные вопросы. Многие талантливые дети заворожено читают словари и энциклопедии, выдумывают слова, которые смогут, по их мнению, выразить их личные понятия и воображаемые события, отдают предпочтения играм, требующие активизации интеллектуальных способностей.
Одаренных детей также выделяет усиленная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере деятельности, которая им интересна. Однако характерное многим из них многообразие интересов часто приводит к тому, что дети начинают несколько дел одновременно, а также могут браться за очень сложные задачи. У таких деток есть расположенность к четким схемам и систематизациям. Например, эти дети могут составлять какие-нибудь таблицы занимательных фактов, дат, выписыванием в им понятной последовательности, привлекших внимание сведений.
Очень важно вовремя заметить и понять черты относительного постоянства необыкновенности у детей, опережающих в интеллектуальном отношении своих сверстников. Одаренность ребенка - это достаточно выдающиеся особенности именно в оригинальности проявлений исключительного, растущего с возрастом интеллекта.
Виды одаренности
Талантливые дети очень сильно различаются друг от друга по видам одаренности.
Художественная одаренность.
Этот вид таланта развивается и формируется в специальных студиях, кружках, школах. Он предполагает большие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Одна из главных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе были признаны и уважались их способности. Талантливые дети уделяют большое количество времени, энергии занятиям, достижению мастерства в интересной для них области. У них остается не очень много времени и возможности для успешной учебы, они зачастую имеют необходимость в индивидуальных программах занятий по школьным предметам, в осознании со стороны взрослых и сверстников.
Общая интеллектуальная и академическая одаренность.
Основным является то, что дети с талантом этого вида без труда овладевают ключевыми понятиями, легко запоминают и использую информацию. Высокоразвитые способности переработки данных позволяют этим детям достигать высоких целей во многих областях знаний.
В некоторой степени другой характер имеет академическая одаренность, которая обнаруживается в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более предпочтительной и частой. Эти дети могут показать хорошие результативные данные, по легкости и быстроте продвижения в алгебре или астрономии, физике или информатике и в отдельных случаях иметь не очень хорошую успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются этими детьми не так легко. Выраженная избирательность стремлений в относительно узкой области создает значимые препятствия в школе и в семье. Взрослые люди недовольны тем, что ребенок не учится наравне хорошо по всем предметам, пытаются не признавать его уникальность и не хотят найти возможности для поддержки и развития особенного дарования.
Творческая одаренность.
Прежде всего, продолжаются дебаты о самой необходимости раскрытия данного вида одаренности. Некоторые эксперты считают, что творчество, креативность это неотъемлемый элемент всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Другие ученые отстаивают право на существование творческой одаренности как индивидуального, самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождает и способна продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать или же способность блестяще исполнять, использовать то, что уже создано.
Вместе с тем исследования показывают, что дети с одаренной направленностью часто обладают рядом таких типов поведения, которые не только выделяют этих детей в их социуме, но и которые вызывают отрицательные эмоции у учителей и окружающих людей: отсутствие внимания (следования и почитания?) к условностям и авторитетам; большая независимость в суждениях; тонкое чувство юмора; отсутствие внимания к порядку и организации работы; яркий темперамент.
Социальная одаренность.
Это уникальная способность устанавливать взрослые, плодотворные взаимоотношения с другими людьми. Социальная одаренность выступает как предпосылка значительной успешности в определенных областях. Она подразумевает способности детей понимать, любить, сопереживать, ладить с другими. Это позволяет детям в дальнейшем быть хорошим педагогом, психологом или социальным работником. Таким образом, понятие социальной одаренности охватывает довольно обширную область проявлений, характеризующихся легкостью установления и высоким качеством межличностных взаимоотношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности.
Существует множество определений лидерской одаренности, в которых можно, тем не менее, выдвинуть на первый план общие черты: высокий интеллект; умение быстро принимать решения; способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, с временными ограничениями; ощущение цели, направления движения; гибкость; приспосабливаемость; чувство ответственности; уверенность в себе и знание себя; настойчивость; энтузиазм; умением ясно и четко выражать свои мысли.
Перечисленные виды одаренности проявляют себя по-разному и встречают специфические барьеры на пути развития в зависимости от личностных особенностей и своеобразия окружения ребенка.
Проблема одаренности - сложная проблема, которая состоит из проблемы выявления, обучения и развития творческих детей.
© 2017, Станкевич Алевтина Владимировна 531