СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Еще древние мудрецы говорили: « Увидеть и понять проблему- наполовину решить ее, если же видишь ее, то знай, что она в тебе самом». Большинству из нас проблема обучения учащихся знакома, и мы хорошо понимаем, что у всех учащихся с низкими учебными возможностями, с особой индивидуальностью практическая деятельность не направлена на познавательный процесс. Можно ли что-то изменить? Считаем, что можно. В первую очередь, в работе с данной категорией обучающихся следует решать задачи, которые помогли бы учащимся, имеющим низкие учебные возможности, адаптироваться в социуме, работать на уроках с учетом возможностей, общеучебной подготовки, своих индивидуальных особенностей.
Что же снижает интерес к учебе и способствует школьной перегрузке:
Психолого-педагогические предпосылки
повышения эффективности обучения.
С точки зрения дидактики, дифференцированный подход в обучении – это создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента, а также комплекс методических, психолого-педагогических мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.
Цель дифференциации – адаптация обучения к особенностям различных групп учащихся.
Учащиеся одного и того же класса обладают различным уровнем усвоения знаний, различным уровнем работоспособности. Индивидуальные различия проявляются и в типах мышления. Учащиеся одного и того же класса отличаются друг от друга высокой, средней и низкой обучаемостью.
Целью индивидуального подхода к обучению является всемерное способствование тому, чтобы подметить в каждом ученике его самую сильную сторону, помочь этой "живинке" претвориться и развиться в деятельности так, чтобы в ребенке засверкала его человеческая индивидуальность, поддержать веру в свои силы, укрепляя его бодрость и волю, помочь достичь свой "потолок" в развитии, до которого позволяет ему подняться полный расцвет его способностей (В.И. Гладких, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, В.А. Сухомлинский, Ю.В. Шаров и др.).
Педагогические исследования по изучению работы малых классных групп (по 3-4 человека) показали, что учебная работа, облекаемая в творческую форму, рождает различные виды деловых отношений между школьниками – равноправные, руководства и подчинения, автора и помощников, соавторов и т.п. Сотрудничество приобретает еще более многогранный характер, если продолжается при подготовке домашних заданий творческого характера (составление схем, карточек, совместное сочинение сценариев, оформление иллюстративного материала и т.п.).
Коллективная учебная работа, основанная на "внутреннем" стремлении учащихся к сочетанию трудовых усилий и взаимопомощи, обеспечивает каждому из них благоприятное положение на уроке.
Таким образом, сочетание дифференцированного и индивидуального подходов в обучении позволяет приблизить содержание, методы и организацию урока к способностям и потребностям каждого школьника, придать учению характер "разносторонней интеллектуальной жизни", дающей "интеллектуальную радость" как сильному, так и самому слабому учащемуся.
Трудности использования дифференциации и индивидуализации обучения на современном уроке
1.Структура и специфика урока обуславливается теми целями и задачами, которые в нем ставятся. В ходе урока всегда есть учебный материал, определенный рамками программы, который необходимо выполнить обязательно всем классом, с комментированием и объяснением (особенно на этапе изучения нового материала). Однако усвоение материала напрямую зависит от уровня интеллектуального развития и работоспособности учащихся.
Темп учебной работы, то есть способность ученика достичь в определенный срок высокого и осознанного уровня усвоения нового материала и практического применения знаний, определяется особенностями мыслительных операций и их применением – умением анализировать, синтезировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать и т.д.
Так, ученики с высоким уровнем интеллектуального развития, быстро схватывающие новое, считают, что они уже овладели материалом в достаточной мере и могут работать дальше индивидуально.
Организационно сложно, работая со всем классом, постоянно контролировать, координировать работу таких учеников.
Но есть и другая категория учеников, которые сразу не усваивают обязательный материал, и поэтому их работа на уроке не может быть эффективной. С ними приходится индивидуально работать после уроков. А цель учителя – добиться эффективной работы на уроке всех учащихся.
Отчасти достижению этой цели способствует введение индивидуальных карточек для сильных учащихся и координация работы слабых, однако проверка индивидуальной деятельности сильных учеников на самом уроке не всегда осуществима.
Оптимальным условием для работы ученика в полную силу с учетом его возможностей может стать сочетание дифференциации учебного материала с разделением класса на группы (пары, варианты, потоки и др.) с учетом уровня подготовки и развития учащихся, а также их работоспособности и сочетание коллективной и самостоятельной работы в этих группах.
2. Наряду с организационными трудностями мы сталкиваемся с психоэмоциональными особенностями детей, среди которых можно выделить следующие:
- Неумение контактировать друг с другом, трудности межличностного общения;
- Эгоцентризм, желание выделиться и обратить на себя внимание учителя и других учащихся;
- Завышенная самооценка.
Решение данной проблемы нам видится в организации сотрудничества детей внутри коллектива. Для этого на уроке формируются небольшие классные группы, равные по силам, но выполняющие разные функции с целью повышения контактов (коммуникативных, межличностных), формирования объективной самооценки и объективной оценки своего товарища.
Функция первой группы – воспроизводящая, функция второй группы – слушающая и оценивающая.
Вторая группа дает критическую, но доброжелательную оценку выступления первой группы с последующей ее аргументацией. Если в выступлении первой группы что-то не понравилось, то рекомендации даются в форме совета. Затем группы меняются функциями.
3. Следующие проблемы встречаются преимущественно в старшей школе, однако уходят своими корнями в начальную школу. Они связаны с умением работать с текстом и с развитием речи:
- Неумение читать, когда основное усилие уходит на скорочтение, а не на усвояемость текста;
- Неумение выбирать из текста главное;
- Ограниченный словарный запас и нежелание работать со словарями;
- Неумение рассказывать с применением предметной терминологии;
- Неумение работать с планом;
- Речевые ошибки: неправильное построение предложений, неверное использование слов в контексте предложения, использование разговорной и просторечной лексики, жаргонизмов, слов-паразитов и т.д.;
- Неумение самостоятельно работать с учебным материалом, сопровождающееся отсутствием инициативы как со стороны детей, так и взрослых, потерей увлеченности.
Способами решения данной проблемы нам видятся:
- Создание алгоритма (памятки) «Как работать с текстом» и постоянное его использования на уроке;
- Требование от учащихся полных развернутых ответов на поставленные вопросы;
- Привлечение психолога: создание «Групп общения», в которых в полной мере будут реализованы коммуникативные функции и осуществлены межличностные контакты;
- Проведение уроков-диспутов, ведение дискуссий на уроках и т.д.;
- Пробование учеником себя в различных ипостасях: в роли учителя, учащегося, слушающего, оценивающего и т.д.
Применение системы тестовых заданий, учитывающих поурочное планирование и групповую дифференциацию учащихся, позволяет не только объективизировать процесс контроля знаний со стороны учителя, но и развивать самоконтроль, самооценку и самостоятельность познавательной деятельности самих учащихся.Карточки, работа в группах, опережающее обучение( подготовить рассказ, сообщение), дополнительные задания и задачи после уроков, урок-обобщение и т.д.
Виды творческих заданий:
.
© 2019, Аметова Эльмас Зеккиевна 1022