СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференциация и индивидуализация обучения как средство эффективности развития потенциала школьника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Еще древние мудрецы говорили: « Увидеть и понять проблему- наполовину решить ее, если же видишь ее, то знай, что она в тебе самом». Большинству из нас проблема обучения учащихся знакома, и мы хорошо понимаем, что у всех учащихся с низкими учебными возможностями, с особой индивидуальностью практическая деятельность не направлена на познавательный процесс. Можно ли что-то изменить? Считаем, что можно. В первую очередь, в работе с данной категорией обучающихся следует решать задачи, которые помогли бы учащимся, имеющим низкие учебные возможности, адаптироваться в социуме, работать на уроках с учетом возможностей, общеучебной подготовки, своих индивидуальных особенностей.

Что же снижает интерес к учебе и способствует школьной перегрузке:

  1. Монотонность и однообразие упражнений и заданий.
  2. Преобладание информативно-констатирующего типа подачи учебного материала, без упора на раскрытие и выведение его логического смысла.
  3. Невладение приемами мыслительной деятельности. Учащиеся пытаются запомнить материал механически, что приводит к большим затратам времени, скуке и недовольству, отвращению к учебе и перегрузке.
  4. Процесс учения не удовлетворяет познавательную потреб­ность. Социальные мотивы учения преобладают над познаватель­ными.
  5. Отсутствие связи изучаемых понятий с практической жизнью. Школьник часто не понимает чему именно он учится настоящий момент и как это связано с тем, что он учил раньше и что будет учить потом. Они понимают, что нужно выучить, но не понимают зачем.
  6. Неуверенность в своих силах, конфликтная самооценка порождают школьную тревожность. Тревожность рождает снижение работоспособности, что приводит к ухудшению учебной деятель­ности. А это в свою очередь повышает тревожность - замкнутый психологический круг.
  7. Несоответствие возможностей (способностей) ребенка уровню сложности материала. Если ребенок не понимает и не справляется с задачей, то это ведет к снижению учебной мотивации и ухудшению учебной деятельности. И наоборот, интеллектуально развитые дети испытывают скуку, если материал слишком легкий и подается на низком познавательном уровне.
  8. Любой из этих компонентов может стать причиной учебной перегрузки, а особенно, если они присутствуют в комплексе.

Психолого-педагогические предпосылки

повышения эффективности обучения.

  1. Развитие познавательных интересов за счет самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решения задач проблемного характера.
  2. Разнообразие учебного труда.
  3. Понимание нужности и важности изучения данного предмета, связь материала с жизнью.
  4. Соответствие трудности материала уровню развития ученика.
  5. Частая проверка знаний и оценка деятельности учащихся повышает интерес к учебе, дает обратную связь учителю. Необходимо давать высказаться каждому ученику, особенно если он этого желает. Невозможность ответить, когда ученик выучил, становится одной из причин нежелания учиться.
  6. Обучение учащихся приемам учебного труда, навыкам интеллектуальной работы.
  7. Ориентировать на получение знаний, а не отметки. Изменить требования к ответу. Для хорошего ответа не достаточно простого воспроизведения информации.
  8. Способствовать формированию адекватной самооценки, путем снижения тревожности, повышения уверенности в своих силах, снижения страха неудачи, чтобы не боялись ошибиться. При этом чрезвычайно важно, чтобы каждый ученик, в том числе и слабоуспевающий, осознал свою способность преодолевать трудности, испытывал эмоциональный подъем в связи с успешным выполнением сложного задания. Только тогда ученик сможет сказать, что учебный труд ему сладок и приятен.

С точки зрения дидактики, дифференцированный подход в обучении – это создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента, а также комплекс методических, психолого-педагогических мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.

Цель дифференциации – адаптация обучения к особенностям различных групп учащихся.

Учащиеся одного и того же класса обладают различным уровнем усвоения знаний, различным уровнем работоспособности. Индивидуальные различия проявляются и в типах мышления. Учащиеся одного и того же класса отличаются друг от друга высокой, средней и низкой обучаемостью.

Целью индивидуального подхода к обучению является всемерное способствование тому, чтобы подметить в каждом ученике его самую сильную сторону, помочь этой "живинке" претвориться и развиться в деятельности так, чтобы в ребенке засверкала его человеческая индивидуальность, поддержать веру в свои силы, укрепляя его бодрость и волю, помочь достичь свой "потолок" в развитии, до которого позволяет ему подняться полный расцвет его способностей (В.И. Гладких, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, В.А. Сухомлинский, Ю.В. Шаров и др.).

Педагогические исследования по изучению работы малых классных групп (по 3-4 человека) показали, что учебная работа, облекаемая в творческую форму, рождает различные виды деловых отношений между школьниками – равноправные, руководства и подчинения, автора и помощников, соавторов и т.п. Сотрудничество приобретает еще более многогранный характер, если продолжается при подготовке домашних заданий творческого характера (составление схем, карточек, совместное сочинение сценариев, оформление иллюстративного материала и т.п.).

Коллективная учебная работа, основанная на "внутреннем" стремлении учащихся к сочетанию трудовых усилий и взаимопомощи, обеспечивает каждому из них благоприятное положение на уроке.

Таким образом, сочетание дифференцированного и индивидуального подходов в обучении позволяет приблизить содержание, методы и организацию урока к способностям и потребностям каждого школьника, придать учению характер "разносторонней интеллектуальной жизни", дающей "интеллектуальную радость" как сильному, так и самому слабому учащемуся.

Трудности использования дифференциации и индивидуализации обучения на современном уроке

1.Структура и специфика урока обуславливается теми целями и задачами, которые в нем ставятся. В ходе урока всегда есть учебный материал, определенный рамками программы, который необходимо выполнить обязательно всем классом, с комментированием и объяснением (особенно на этапе изучения нового материала). Однако усвоение материала напрямую зависит от уровня интеллектуального развития и работоспособности учащихся.

Темп учебной работы, то есть способность ученика достичь в определенный срок высокого и осознанного уровня усвоения нового материала и практического применения знаний, определяется особенностями мыслительных операций и их применением – умением анализировать, синтезировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать и т.д.

Так, ученики с высоким уровнем интеллектуального развития, быстро схватывающие новое, считают, что они уже овладели материалом в достаточной мере и могут работать дальше индивидуально.

Организационно сложно, работая со всем классом, постоянно контролировать, координировать работу таких учеников.

Но есть и другая категория учеников, которые сразу не усваивают обязательный материал, и поэтому их работа на уроке не может быть эффективной. С ними приходится индивидуально работать после уроков. А цель учителя – добиться эффективной работы на уроке всех учащихся.

Отчасти достижению этой цели способствует введение индивидуальных карточек для сильных учащихся и координация работы слабых, однако проверка индивидуальной деятельности сильных учеников на самом уроке не всегда осуществима.

Оптимальным условием для работы ученика в полную силу с учетом его возможностей может стать сочетание дифференциации учебного материала с разделением класса на группы (пары, варианты, потоки и др.) с учетом уровня подготовки и развития учащихся, а также их работоспособности и сочетание коллективной и самостоятельной работы в этих группах.

2. Наряду с организационными трудностями мы сталкиваемся с психоэмоциональными особенностями детей, среди которых можно выделить следующие:

- Неумение контактировать друг с другом, трудности межличностного общения;

- Эгоцентризм, желание выделиться и обратить на себя внимание учителя и других учащихся;

- Завышенная самооценка.

Решение данной проблемы нам видится в организации сотрудничества детей внутри коллектива. Для этого на уроке формируются небольшие классные группы, равные по силам, но выполняющие разные функции с целью повышения контактов (коммуникативных, межличностных), формирования объективной самооценки и объективной оценки своего товарища.

Функция первой группы – воспроизводящая, функция второй группы – слушающая и оценивающая.

Вторая группа дает критическую, но доброжелательную оценку выступления первой группы с последующей ее аргументацией. Если в выступлении первой группы что-то не понравилось, то рекомендации даются в форме совета. Затем группы меняются функциями.

3. Следующие проблемы встречаются преимущественно в старшей школе, однако уходят своими корнями в начальную школу. Они связаны с умением работать с текстом и с развитием речи:

- Неумение читать, когда основное усилие уходит на скорочтение, а не на усвояемость текста;

- Неумение выбирать из текста главное;

- Ограниченный словарный запас и нежелание работать со словарями;

- Неумение рассказывать с применением предметной терминологии;

- Неумение работать с планом;

- Речевые ошибки: неправильное построение предложений, неверное использование слов в контексте предложения, использование разговорной и просторечной лексики, жаргонизмов, слов-паразитов и т.д.;

- Неумение самостоятельно работать с учебным материалом, сопровождающееся отсутствием инициативы как со стороны детей, так и взрослых, потерей увлеченности.

Способами решения данной проблемы нам видятся:

- Создание алгоритма (памятки) «Как работать с текстом» и постоянное его использования на уроке;

- Требование от учащихся полных развернутых ответов на поставленные вопросы;

- Привлечение психолога: создание «Групп общения», в которых в полной мере будут реализованы коммуникативные функции и осуществлены межличностные контакты;

- Проведение уроков-диспутов, ведение дискуссий на уроках и т.д.;

- Пробование учеником себя в различных ипостасях: в роли учителя, учащегося, слушающего, оценивающего и т.д.

Применение системы тестовых заданий, учитывающих поурочное планирование и групповую дифференциацию учащихся, позволяет не только объективизировать процесс контроля знаний со стороны учителя, но и развивать самоконтроль, самооценку и самостоятельность познавательной деятельности самих учащихся.Карточки, работа в группах, опережающее обучение( подготовить рассказ, сообщение), дополнительные задания и задачи после уроков, урок-обобщение и т.д.

Виды творческих заданий:

  • нарисуй слово, понятие так, чтобы легко было запомнить новую информацию,
  • по-своему сформулируй понятие,
  • по-своему оформи (изобрази) понятие,
  • передай полученную информацию в виде рекламы, интервью,
  • сочини поговорку, загадку, рифму по теме,
  • составь словарь,
  • составь кроссворд,
  • составь викторину,
  • придумай свое задание для одноклассников,
  • предложи свою версию происхождения.
  • дай свое определение изучаемому понятию (работа с древом понятия),
  • оформи газету, журнал,
  • разработай схему, памятку для себя и одноклассников,
  • подготовь вопросы по теме, которые хочешь задать другим ученикам или учителю, что проверить их знания или пополнить свои,
  • подбери свои примеры на данное правило.

.

20.02.2019 17:27


Рекомендуем курсы ПК и ПП