СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференцированный и индивидуальный подход в обучении младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика? Как дать любому ученику и сильному и слабому почувствовать себя успешным? Ответы на эти вопросы я вижу в реализации дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

Одной из основ индивидуализации и дифференциации в обучении является учёт психологических особенностей учащихся. С учётом личностных качеств учащихся, их интересов, склонностей, способностей, уровня готовности внутри класса условно создаются группы.

  • 1 группа – учащиеся со слабой подготовленностью к школе, с недостаточной сформированностью психических процессов. Они нуждаются в постоянном внимании.
  • 2 группа – достаточно подготовленные учащиеся к школе, владеют основным обязательным объёмом знаний и умений. Этим учащимся требуется помощь при обобщении изученного.
  • 3 группа – высокая степень подготовки к школе, выраженная познавательная мотивация, способность к творчеству при выполнении заданий.

Работа с учащимися каждой из этих трёх групп имеет свою специфику. Учащимся, входящим в 3-ю группу нужно предоставлять наибольшую самостоятельность. Они получают трудные, но интересные задания, направленные как на усвоение изучаемого материала, так и на расширение и творческое применение знаний. Предлагаемые им работы иногда превосходят по объёму задания для остальных учащихся. Но карточки составляются таким образом, чтобы ученики, выполняя необходимый для усвоения нового материала объём заданий, действовали не механически, а имели возможность уже на этапепервичного закрепления делать обобщения, выводы, сравнивать способы действия.

Во второй группе работа направляется на развитие способностей, формирование навыков анализа и синтеза. Именно этим детям можно поручать задавать вопросы перед изучением новой темы, сделать вывод на уроке, обобщить результаты работы. Вместе с учащимися 3-ей группы их иногда можно привлекать к объяснению нового материала, предлагать карточки, содержащие задания творческого характера. Однако некоторые задания, обязательные для учеников 3-й группы, этим ребятам предлагаются в качестве добровольных.

Ученики 1-й группы нуждаются в постоянном текущем повторении закреплении полученных знаний. Контроль работы учащихся этой группыпроводится особенно тщательно, им предлагаются задания, восполняющие пробелы в знаниях и облегчающие усвоение нового.

Состав сформированных групп меняется на протяжении обучения.

Моя цель как учителя – добиться эффективной работы всех учащихся на уроке. Достижению этой цели способствуют введение индивидуальных карточек для сильных учащихся и координация работы слабых. Оптимальным условием работы учеников в полную силу может стать сочетание дифференциации учебного материала с разделением класса на группы (пары, по вариантам и др.) с учётом уровня подготовки и развития учащихся, их работоспособности, а также сочетание коллективной и самостоятельной работы в этих группах.Например, на уроке русского языка по теме «Проверка безударных гласных в корне слова» первой группе учащихся можно предложить записать предложения, вставить пропущенные буквы; второй группе – распространить и записать предложения, вставить пропущенные буквы, озаглавить текст; а учащимся третьей группы – составить из данных слов рассказ, дать ему название, отыскать изучаемую орфограмму в словах.

Домашнее задание – особый вид самостоятельной работы, т.к. эта работа выполняется без непосредственного контроля учителя. Дифференциация домашних заданий способствует устранению перегрузки учащихся домашней работой. Это означает и сокращение объёма заданий, и увеличение количества дней на его подготовку, и индивидуальную работу с учащимися по повышению темпа их умственной деятельности.

Дифференциация многих домашних заданий преследует такие цели:

  1. Восполнить пробел в знаниях какого-либо ученика (в этом случае задание индивидуальное).
  2. Подготовить учащихся к изучению нового учебного материала.
  3. Оказать группе учащихся помощь при выполнении домашнего задания (можно дать карточку, включающую справочный материал, правило, чертёж, схема, дополнительные вопросы).
  4. Расширять и углублять знания, умения и навыки по изучаемой теме.

Домашние задания могут быть обязательными и дополнительными. Например,по литературному чтению после изучения стихотворения С.В.Михалкова «Мой щенок» учащиеся получают домашнее задание – прочитать выразительно это произведение, разделить на части и придумать им названия. А по желанию они могут выполнить дополнительное задание- нарисовать иллюстрацию к каждой части и таким образом создать свой диафильм.

Цель дифференцированного подхода – приспособить условия обучения к особенностям различных групп учащихся.

Цель индивидуального подхода в обучении – подметить в каждом ученике его самую сильную сторону и позволить ей претвориться в жизнь.

Задача учителя - увидеть индивидуальность своего ученика и сохранить её, помочь ребёнку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие, что я стараюсь осуществлять на своих уроках.

14.12.2019 14:16


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!