СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Повышение эффективности индивидуализации и дифференциации обучения младших школьников».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как нет на дереве двух одинаковых листьев, так нет двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций и т.д. В начальной школе индивидуальные различия особенно заметны. Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке, оказывается нормальным лишь для определённой части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих излишне замедленный. Одна и та же учебная задача для одних детей является сложной, почти неразрешимой проблемой, а для других она - лёгкий вопрос. Один и тот же текст одни дети понимают после первого чтения, другим требуется повторение, а третьим необходимы разъяснения. Перед каждым учителем постоянно стоит задача - нейтрализовать негативные последствия подобных противоречий, т.е. создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребёнка. Решение этой практической задачи связано с последовательной реализацией дифференцированного и индивидуального подхода к ученикам. Для начальной школы наиболее приемлема внутриклассная дифференциация. Самой распространенной формой внутриклассной дифференциации, решающей проблему прочности знаний, является уровневая дифференциация. Целевые ориентации технологии уровневой дифференциации (ТУД): 1. Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей. 2. Приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся. Успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность, осмысленность знаний, уровень развития ребёнка зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся. Исходя из положений Л.С. Выготского, можно установить следующие три уровня обучаемости: а) низкий - беспомощность в решении любых познавательных задач, в том чис- ле типовых, при достаточной восприимчивости к помощи (вообще) извне; б) средний - быстрое и прочное усвоение разъяснённой операции, решение без помощи извне типовых задач, но затруднения в новых нетиповых, изменённых познавательных ситуациях: в) высокий - решение без помощи любых познавательных задач, доступных ученику, в том числе и нетиповых; с такими задачами ученик справляется правильно. Также условно можно выделить три уровня организованности в учении: 1) низкий - ученик неорганизован, неаккуратен, "разбросан", постоянно нарушает режим дня, не умеет планировать "отсроченных заданий", выполняет их обычно в последний день работы, "штурмом"; 2) средний - ученик не всегда организован и аккуратен, бывают срывы, умеет планировать "отсроченные задания", однако зачастую поверхностно, такие планы не являются для ученика руководством к самостоятельной работе и часто не выполняются, ученику необходим периодический контроль со стороны учителя;

3) высокий - ученик организован, аккуратен, собран, систематически умело планирует свою деятельность, в том числе и "отсроченные задания", строго выполняет планы работ, но не бездумно, а творчески, уточняя, внося необходимые коррективы. Дифференцированная работа организуется различным образом. Чаще всего учащимся с низким уровнем обучаемости предлагаются репродуктивные задания, а ученикам со средним и высоким уровнями обучаемости - продуктивные творческие задания. Можно предложить продуктивные задания всем ученикам. Но при этом детям с низким уровнем обучаемости даются задания с элементами творчества, в которых нужно применить знания в измененной ситуации, а остальным - творческие задания на применение знаний в новой ситуации. Например, на самом простом уровне предлагается прочитать параграф в учебнике, пересказать его, выделив основные мысли; на более сложном уровне - прочитать параграф, составить план и вопросы к нему; на самом сложном уровне - прочитать параграф, дать аннотацию и рецензию на него. Современная начальная школа использует достаточно широкий круг комплектов учебников («Школа 2000.» - «Школа 2100», «Гармония», «Начальная школа 21 века», «Перспективная начальная школа» и др.). Авторы всех комплектов предлагают на страницах учебников широкий выбор разноуровневых заданий и упражнений для организации дифференцированной работы с учащимися. В УМК дифференциация обучения заявлена как одна из приоритетных целей и рассматривается как возможность индивидуализации обучения детей в условиях одного класса. Разработчики программы считают, что дифференциация обучения - путь поддержки индивидуальности ребёнка. Комплект учебников и тетрадей обеспечивает два вида дифференциации. 1. Первый вид определяет разноуровневость всех предлагаемых на страницах учебников и тетрадей заданий, которые подобраны не по принципу «больше - меньше», а по принципу «труднее - легче». Сущность такого подхода заключается в том, что каждый ребёнок полу- чает возможность решить любую задачу, но в разные периоды обучения. Хорошо успевающий ученик раньше решает учебные задачи, способ построения которых является более сложным.. 2. Второй вид заложен авторами комплекта в специальные тетради, которые обеспечивают педагогическую поддержку неуспевающих по разным причинам учащихся. Эти тетради устраняют основания возникших трудностей. Основное требование, предъявляемое к современному учителю, - полное использование потенциальных возможностей каждого ученика. Важно так организовать работу, чтобы каждый ученик в течение всего урока был занят решением посильной для него учебной задачи. Только таким способом можно поддержать интерес к учению. Научными исследованиями доказан большой положительный эффект учебного процесса с использованием дифференцированного подхода, дающего возможность детям с разными познавательными возможностями почувствовать уверенность в своих силах,позволяющего развивать интуицию, воображение, логическое мышление и способствующего активизации познавательной деятельности каждого ребенка. Информационная компетентность школьников необходима для качественного освоения всех учебных предметов. Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников – необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание презентаций. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Использовать презентации можно на всех этапах урока. Это и во время актуализации знаний, и при объяснении нового материала, и при закреплении. Более эффективное применение мультимедиа на каждом уроке будет тогда, когда используем не весь урок, а фрагменты более сложных вопросов. Учителя начальных классов используют готовые электронные презентации, сами составляют электронные приложения к уроку, к отдельным темам. Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. Не всегда удаётся возможность объяснить учащимся некоторые явления, особенно где речь идёт о формировании чётких научно обоснованных понятий, а ресурсов учебника бывает недостаточно. С этой целью на уроках для большей эффективности мы используем предметные коллекции Материал, традиционно трудно усваиваемый, при использовании электронных приложений к урокам, тестов, у ребят вызывает интерес к предмету, и углубляются знания по предметам. Использование ИКТ позволяет оптимизировать процесс обучения. В начальной школе игра остаётся ведущим видом деятельности. Играя, ученики осваивают и закрепляют сложные понятия, умения, навыки непроизвольно. На обычном уроке учителю начальных классов приходиться затрачивать много сил на поддержание дисциплины и концентрации внимания учеников, в игре же эти процессы естественны. Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.

17.11.2021 11:23


Рекомендуем курсы ПК и ПП