СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование познавательных интересов младших школьников через развитие творческих способностей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познавательный интерес характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям.

В формировании самостоятельной познавательной деятельности учащихся важная роль принадлежит развитию творческих способностей.

В каждом ребенке важно поддерживать любое его стремление к творчеству.

Поэтому важнейшая задача обучения в школе - развитие в учащихся творческого начала, в чем бы оно ни проявлялось - в математике или в музыке, в литературе или в спорте, или в общественной работе. Творческое начало играет огромную роль в самих классных занятиях. Многообразие и сложность решения данной проблемы требуют совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе, активизации традиционных и поиска нетрадиционных форм и методов обучения.

Этим и обуславливается выбор темы – «Формирование познавательных интересов младших школьников через развитие творческих способностей учащихся».

Во многих работах учёных подчёркивается, что, являясь устойчивой чертой характера, познавательный интерес способствует формированию активной, творческой, стремящейся к познанию и открытиям, личности ребёнка.

Цель: Формирование личности, творчески способной, готовой к самовыражению.

Задачи:

- изучить индивидуальные способности учащихся;

-выявить возможности развития творческих способностей, самостоятельности и активности;

- создание условий для развития творческих способностей учащихся.

Гипотеза:

- если создать наиболее благоприятные условия для развития творческих способностей учащихся, то будет возможность получить самостоятельно включающегося в творческую деятельность ученика.

Принципы эффективной организации творческой деятельности:

  • Восприятие ребёнка как личности, уважение и принятие его таким, какой он есть.
  • Внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям творческой активности младших школьников.
  • Предоставление ребёнку свободы выбора, свободы выражения чувств и переживаний, принятия самостоятельного решения.
  • Повышение и укрепление самооценки.
  • Создание творчески обогащённой образовательной среды.

Эффективными средствами развития творческих способностей учащихся являются:

- развивающий характер обучения;

- игровая деятельность;

- проблемность, то есть создание и решение проблемных ситуаций;

-уровневая дифференциация;

- индивидуализация - учёт индивидуальных особенностей учащихся;

- создание ситуации успеха.

Работа над этой темой включает 3 этапа:

I этап: Подготовительный (1 класс).

- Изучение теоретического материала по теме самообразования.

-Изучение индивидуальных способностей каждого учащегося, через наблюдение, беседы, анкетирование родителей.

- Запись детей в кружки, секции по интересам, также посещение внеурочных занятий.

- Создание индивидуальных планов развития каждого ученика (портфолио). В первом классе для каждого ученика создаётся папка учёта достижений учащихся, в котором есть индивидуальный план развития каждого ребёнка. В этой папке фиксируются даже малейшие успехи каждого ученика. Начиная со 2 класса, дети сами планируют и пишут индивидуальные планы своего развития. Что является большим стимулом к дальнейшей творческой деятельности. Также создаёт ситуацию успеха для каждого ученика.

- Составление поурочных планов, плана воспитательной работы класса, где на каждом уроке, внеклассном мероприятии включены задания творческого характера.

- Геймификация - в игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание. При использовании игры ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества.

Дети играют и непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка знания по предмету.

- Апробация уроков и внеклассных мероприятий развития творческих способностей учащихся.

II этап: Основной (2 класс).

-Отслеживание и наблюдение за развитием самостоятельности и творческой активности.

- Овладение инновационными технологиями обучения. Использование на уроках проблемных, исследовательских, разноуровневых, групповых способов обучения, также ИКТ, которые наиболее способствуют развитию творческих способностей.

Другая форма управления – направление учащихся не решение поисковых задач, постановки перед ними задач проблемного типа. Проблемное обучение не только активизирует мыслительные процессы учащихся, но и посредством поисковых задач порождает у них интерес и тем самым необходимую учебную мотивацию. Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения. Данный метод включает в себя: выдвижение проблемного вопроса, создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого, создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу, демонстрацию опыта или сообщение о нем – основу для создания проблемной ситуации; решение задач познавательного характера.

Результатом обучения является становление активной жизненной позиции младших школьников, проявляющейся в самостоятельной познавательной активности. В основе исследовательской деятельности лежит умение самостоятельно решать проблему, а значит, развитие познавательных навыков. Кроме того, развиваются поисковые, оценочные, коммуникативные умения и навыки. Участие в исследовательской деятельности повышает у детей уверенность в себе и позволяет успешнее учиться.

В современной школе значимость исследовательской и проектной деятельности возрастает, а проведение учебных исследований с младшими школьниками — это особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Основа данного метода – решение какой-либо проблемы при использовании самых разнообразных информационных средств. Исследовательская и проектная деятельность открывает возможности формирования жизненного опыта, стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении, выводит процесс обучения и воспитания за рамки школы в окружающий мир, реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе, обеспечивает рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста.

Именно исследовательская работа делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.

Проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться уделяется большое внимание в ФГОС. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, умений ориентироваться в информационном пространстве. Занимаясь проектной и исследовательской деятельностью, учащиеся учатся:

  • самостоятельному, критическому мышлению,
  • принимать самостоятельные аргументированные решения,
  • размышлять, опираясь на знание фактов, делать обоснованные выводы,
  • учатся работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Групповые творческие работы учащихся способствуют формированию коммуникативных навыков, умения отстаивать свою точку зрения, предвидеть результат своей деятельности.

- осознание учениками самого процесса развития и стремление к самовыражению.

III этап: Заключительный (3-4 классы)

- Выход учащихся с творческими работами (участие в конференциях, конкурсах, мероприятиях.). Здесь больше отводится внимания на самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся.

Результатом деятельности по этому направлению можно считать:

- Участие детей со своими сочинениями в различных конкурсах сочинений. Выпуск сборников сочинений учащихся.

-Участие в конкурсах чтецов.

-Участие в научно – практических конференциях разного уровня, где учитывается не только содержание доклада, но и ораторские возможности. Эти конференции также являются первой ступенькой к исследовательской работе.

- Участие в выставках прикладного искусства.

- Выпуск стенгазет на различные темы.

- Учащиеся уже умеют хорошо работать в группах.

- В 3-4 классе дети уже сами начинают придумывать сценарии к новогодним постановкам, внеклассным мероприятиям. Сами являются инициаторами, ведущими, участниками внеклассных мероприятий.

- Разработка планов уроков, внеклассных мероприятий с использованием инновационных технологий в том числе с использованием ИКТ.

Таким образом, доказано, что владеющий элементарными навыками творческой деятельности младший школьник сможет свободно выразить свои чувства, мысли и представления об окружающем мире, отношение к нему.

Библиографический список

  1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пос. для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.] ; под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2008.
  2. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. – Самара: Учебная литература, 2004.
  3. Савенков, А.И. Психология исследовательского обучения / А.И. Савенков. –М.: Академия, 2005.
  4. Савенков, А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы / А.И. Савенков // Одарённый ребенок. – 2003. – № 2.
  5. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
13.02.2022 16:51


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!