СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Дифференцированное обучение на занятиях"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы — раскрыть сущность понятия дифференциации обучения.

Задачи:

  • изучить историю развития дифференциального обучения;
  • раскрыть сущность, цели и формы дифференциального обучения;
  • определить его психолого-педагогические основы и критерии;

Дифференцированный процесс обучения — это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей студентов.

Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности — раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.

Построение дифференцированного процесса обучения невозможно без учета индивидуальности каждого студента как личности.

Обучение, основанное на уровневой дифференциации, не является целью, это средство развития личностных особенностей;

Только раскрывая индивидуальные особенности каждого студента в дифференцированном процессе обучения можно обеспечить осуществление личностно-ориентированного процесса обучения.

Выявить уровень интеллектуальной одарённости обучающихся можно путём постановки специальных заданий (разной степени сложности). Их можно разделить на 2 вида:

  • Обязательные задания. Они способствуют умению правильно применять изученное правило, выполнять преобразования по формулам и следовать алгоритмам.
  • Дополнительные задания. Эти задания повышенной трудности на применение изученного правила, требующего сравнения, анализа, определенных выводов. Они рассчитаны на тех студентов, которые справились с обязательными заданиями. Эти задания ставят своей целью привитие интереса к самостоятельной творческой деятельности.

Основные принципы работы:

  • Право каждого студента на самостоятельный выбор уровня обучения. Открытость уровней усвоения и в первую очередь обязательных результатов.
  • Осуществление уровневой дифференциации не за счёт того, что одним студентам даётся меньше, а другим больше, а в силу того, что, предлагая одинаковый объём материала, предъявляются различные уровни требований к его усвоению.
  • Определение для обучающихся целесообразных и эффективных видов деятельности, форм работы и типов заданий на уроке на базе изучения индивидуальных особенностей каждого студента.
  • На каждом уроке и на каждом его этапе создаются условия для самовыражения и саморазвития студентов с учетом их индивидуальных психологических и учебных возможностей.
  • Осуществление последовательности в продвижении студента по уровням.
  • Постоянный пошаговый контроль на уроке с учетом уровня познавательной активности позволяет оценивать результативность усвоения материала каждым обучающимся и внести соответствующие коррективы.
  • Контроль и оценка не только результата деятельности, но и самого процесса учения. Не надо торопиться ставить плохие оценки, а вот хорошие - важно не пропустить.

В дифференциальном обучении имеются наряду с положительными и некоторые отрицательные аспекты.

Положительные аспекты

  • Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей
  • Адаптация обучения к особенностям различных групп студентов
  • У преподавателя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному
  • Отсутствие отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания
  • Появляется возможность более эффективно работать с трудными студентами
  • Реализуется желание сильных студентов быстрее и глубже продвигаться в образовании
  • Повышается уровень Я - концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности
  • Повышается уровень мотивации ученья в сильных группах

Отрицательные аспекты

  • Деление студентов по уровню развития негуманно
  • Высвечивается социально-экономическое неравенство
  • Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними
  • Перевод в слабые группы воспринимается студентами как унижение их достоинства
  • Несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные студенты
  • Понижается уровень Я - концепции: в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс, в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости
  • Понижается уровень мотивации ученья в слабых группах
  • Перекомплектование разрушает коллективы

Дифференцированное обучение – это: форма организации учебного процесса, при которой преподаватель работает с группой студентов, составленной с учетом наличия у них каких- либо значимых для учебного процессе общих качеств;

Дифференциация обучения – это: Создание разнообразных условий обучения для различных групп с целью учета особенностей их контингента;

Категория: Математика
08.02.2016 05:12


Рекомендуем курсы ПК и ПП