СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности дифференцированного подхода в профессиональной подготовке будущего учителя физической культуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тернопольський национальный педагогический университет им. В.Гнатюка, Украина

асистент кафедры теоретических основ и метод. ф.в.

Аннотация:

В статье определено место дифференцированного подхода в подготовке будущего учителя физической культуры и обоснованы педагогические условия его реализации в процессе преподавания гимнастики.

Abstract:

In the article the place of a differentiated approach in preparing future teachers of physical culture and grounded pedagogical conditions for its implementation in teaching gymnastics.

Ключевые слова:

будущий учитель физической культуры; профессиональная подготовка; дифференцированный подход.

Keywords:

future teacher of physical education; vocational training; differentiated approach.

УДК 378

Введение. За последние годы система высшего педагогического образования существенно обновилась. В то же время, изменился контингент студентов, которые поступают в вузы для овладения профессией специалиста по физической культуре и спорту. Уменьшилось количество часов по основным профессионально-ориентировочным дисциплинам, в том числе и по теории и методике преподавания гимнастики. В связи с этим возникла необходимость реализации новых подходов к организации подготовки будущего педагога, способного найти методы и приемы, которые адекватно соответствуют цели и способны формировать компетентного специалиста.

Новые подходы высшего профессионально-педагогического образования смещают акценты с узкопрофессионального подхода в подготовке специалистов на многовекторное, интеллектуально-духовное развитие личности студента с учетом его личностных особенностей [2; 3].

От специалиста по физической культуре требуются не только естественные задатки, но и большой ум, физические и эмоционально-волевые усилия. Он должен отличаться высоким уровнем интеллектуального развития, культурой движений, умениями правильно и красиво организовывать и проводить занятие, квалифицированно управлять деятельностью учеников.

Проблема повышения эффективности преподавания спортивно-педагогических дисциплин в вузе требует решения многих вопросов, связанных с совершенствованием учебного процесса. Одним из таких актуальных вопросов является использования дифференцированного подхода в профессиональной подготовке будущего учителя физической культуры, как одно из условий оптимизации учебного процесса.

Анализ последних исследований и публикаций. Изучение научно-методической литературы свидетельствует о наличие научных публикаций и методических работ, посвященных организации физической культуры на основе дифференцированного подхода (Аксенова, А.Н. [1], Богданова, В.А. [4], Журавина М. Л. [5], Гавердовский Ю.К. [9], Петров П.К. [8],Кurt Knirsch [12], Harald Lange [11] показывает, что данный вопрос исследуем и актуален. Однако условия организации методики дифференцированного подхода в процессе преподавания спортивно-педагогических дисциплин исследовано недостаточно.

Цель исследования: теоретическое обоснование использования дифференцированного подхода в процессе подготовки специалистов по физическому воспитанию и спорту.

Задачи исследования:

1. Теоретико-методический анализ научно-методической литературы по вопросам использования дифференцированного подхода в профессиональной подготовке студентов.

2. Раскрыть особенности использования дифференцированного подхода в процессе преподавания гимнастики.

Для решения поставленных задач нами использовались такие методы исследования: теоретический анализ, синтез и обобщение данных научно-методической литературы по проблемам педагогики, психологии, физического воспитания и спорта.

Результаты исследования. На необходимость в использовании дифференцированного подхода указывали выдающиеся ученые и педагоги, такие как: Я. А.Коменский, К. Д. Ушинский, Ж.-Ж. Руссо, Б. А. Ананьев.

Некоторые ученые трактуют дифференцированный подход как компонент управления обучением, в котором во время распределения студентов по группах предлагается учитывать не только уровень физического развития, но и психологические особенности, функциональные возможности, вид спортивной специализации [10].

А. А. Менг определил, что метод разучивания по частям более эффективен для обучения упражнениям студентов со слабой нервной системой, а метод разучивания в целом – для формирования навыков студентов с сильной нервной системой [7, с. 86].

При дифференцированном обучении существенной является возможность обнаружить у разных студентов «зоны возможного развития», условия их перехода с одного уровня развития на другой и, как результат, переход каждого к более полноценному качеству знаний и способов их получения [6].

В структуре подготовки специалиста по физическому воспитанию важное место занимает гимнастика. Проблема повышения эффективности занятий на факультете физического воспитания требует решения многих вопросов, связанных с совершенствованием учебного процесса. Одним из таких актуальных вопросов является использование дифференцированного подхода как важного условия оптимизации учебного процесса на занятиях по гимнастике с одной стороны, и выработать у студентов практические навыки по применению его в будущей профессиональной деятельности с другой.

Сложность отмеченной проблемы заключается в том, что программа «знаний – умений – навыков» в любой дисциплине должна быть оптимальной для студентов разных категорий (сильных, средних, слабых). При этом все категории студентов в учебном процессе должны находиться в постоянном поступательном движении и постепенно переходить к более высокому по знаниям и умениям уровню. Самая эффективная реализация дифференцированного обучения в вузе будет возможна только при работе преподавателя с одной академической группой от набора до выпуска.

Предлагаемые нами подходы к использованию дифференцированного подхода в процессе профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры предполагают систему целенаправленного педагогического воздействия, осуществляемого на протяжении всего периода обучения в вузе.

Анализируя проблему дифференцированного подхода на занятиях по гимнастике мы рассматриваем его как педагогический процесс, который предусматривает комплексное изучение индивидуальных особенностей студентов.

Выполнил: Власюк Роман Анатольеви

Категория: Физкультура
27.05.2016 13:21


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!