Общество XXI века заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Поэтому оно ставит перед школой задачу подготовки выпускников, способных:
• самостоятельно приобретать необходимые знания и применять их для решения различных возникающих проблем, уметь видеть эти проблемы в реальной действительности и искать пути их разрешения, критически и творчески мыслить, генерировать новые идеи;
• грамотно работать с информацией, уметь использовать все ее источники для отбора необходимых фактов, их анализа, обобщения и сопоставления, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы и применять их для решения проблем;
• уметь работать в различных группах, быть контактным;
• самостоятельно работать над собственным развитием, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место.
Среди новых педагогических технологий наиболее адекватно соответствуют поставленным целям такие направления, как индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, разноуровневое обучение, модульное обучение, метод проектов, групповые методы обучения, а эффективно реализовать возможности этих технологий позволят только новые информационные технологии.
Одной из принципиальных особенностей образования является его дифференциация.
Дифференциация (от лат. яз. - разность, различие) - разделение целого на различные части, формы, ступени.
Дифференциация образования - один из основополагающих принципов формирования личности. В его основе лежит необходимость учета индивидуальных особенностей учащихся.
Необходимо обеспечить возможность каждому ученику выбирать различные формы дифференцируемого обучения – типа школы, специализированных классов, учебных программ, учебников, темпов обучения, различных видов внеклассной и вне учебной деятельности. Для этого должна быть создана гибкая, адекватная запросам учащихся система образования.
Переход школы к многообразию образовательных систем, стремление более полно реализовать в практике школьного образования личностно-ориентированную модель обучения существенно актуализировали проблему дифференциации обучения. Школа сегодняшнего дня делает попытку повернуться к личности ребенка, к его индивидуальности, создать наилучшие условия для развития и максимальной реализации его склонностей и способностей в настоящем и будущем.
Дифференциация обучения является в настоящее время одним из ключевых направлений обновления школы.