СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дистанционные технологии преподавания, как необходимый элемент в современных условиях обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Последнее время подходы к теории и практике образования особенно изменяются под влиянием различных процессов компьютеризации, внедрения и использования виртуальных сетей, а также, усиленного внедрения дистанционного обучения.

Дистанционное обучение – это процесс интерактивного взаимодействия обучающегося, преподавателя и информационного источника через применение средств телекоммуникаций.

Все это ведет к необходимости использования инновационных образовательных технологий. Но необходимо отметить, что не всегда и не везде нововведение обеспечивает положительные результаты, бывает, что новое дестабилизирует функционирование педагогической системы, создает трудности для преподавателей и обучающихся.

Начнем с положительных моментов. Работа в условиях дистанционного обучения, ускоренного в последний год, позволила студентам и педагогам активировать имеющиеся и сформировать новые IT-компетенции. В частности, пре­подаватели сформировали навык организации учебного процесса на базе современных IT-технологий, освоили ранее не применявшиеся инструменты электронного обучения и дистанционные образовательные технологии.

Среди преимуществ дистанционных технологий также значимым является оптимизация в изучении учебного материала. При работе дистанционно можно задавать любую траекторию в обучении, перемещаясь от учебной презентации к интерактивной карте, от карты к видеоролику и т.д. и при этом не боятся, что кто-нибудь что-то не увидит с «задней парты», т.е. аудитория может быть гораздо шире, нежели просто на традиционных аудиторных занятиях offline.

Но необходимо помнить, что при дистанционном обучении преподаватель и обучающиеся разделены в пространстве и во времени, поэтому традиционные методы непосредственного наблюдения за учебной деятельностью заменяются такими формами контроля, которые технологично могут обеспечить объективность и полноту оценки знаний студентов.

Формой контроля, наиболее часто применяемой при дистанционном образовании, является тестирование. Разработанные тесты могут применяться в любом виде контроля: входном, текущем, рубежном, итоговом. Современные платформы (например, Google Cloud Platform) дают возможность конструирования различных видов тестов. Тесты могут быть с несколькими ответами, с выбором верно/не верно, или предполагающие короткий текстовый ответ. Все вопросы хранятся в базе данных и могут быть впоследствии использованы заново. Студентам можно разрешить проходить тест несколько раз, при этом каждая попытка автоматически оценивается. В тестах могут быть показаны правильные ответы, комментарии или оценка, по усмотрению преподавателя.

Также можно добавить, что для проведения контроля при дистанционном обучении очень удобно применять разнообразные анкеты. Вопросы в анкете можно задавать различными способами. Анкета выполняет две задачи. Первая – самооценка обучающимся своих учебных достижений, вторая – соотнесение самооценки обучающегося и его реальных результатов преподавателем. Основываясь на полученных данных, преподаватель может проводить соответствующие корректирующие действия и мероприятия.

В современных условиях также возможно применение и традиционных форм контроля при дистанционном обучении – устный опрос (собеседование), семинары, контрольные, курсовые работы и т.п. Сейчас существуют различные платформы (например, Zoom), позволяющие организовать и проводить видеоконференции, онлайн-встречи. Данные программы, как правило, подходят для индивидуальных и групповых занятий, студенты могут заходить как с компьютера, так и с планшета с телефоном. К видеоконференции может подключиться любой, имеющий ссылку, или идентификатор конференции. Мероприятие можно запланировать заранее, а также сделать повторяющуюся ссылку. Преподаватель, объясняя материал, может включить демонстрацию с экрана и каждый присутствующий увидит необходимую информацию. Минус таких программ в том, что при отсутствии качественной связи, программы «зависают», т.е. пользователи зависят от качества интернет-связи. Кроме того, эта связь достаточно дорогостоящая.

Опыт дистанционной формы работы, накопленный в период пандемии можно и нужно применять и после, например, если студент по каким-то причинам не может достаточно долгое время посещать учебное заведение.

Но следует учитывать также негативные стороны дистанционного обучения.

У разных людей разное восприятие информации. Некоторые воспринимают электронную информацию намного хуже, чем настоящие бумажные носители, поэтому вполне вероятно, что такие обучающиеся будут снова и снова возвращаться к уже прочитанному тексту, с трудом находя нужное место в файле. Ещё один момент: имея всю необходимую информацию в компьютере, маловероятно, что студенты добровольно заведут себе блокнот, куда будет записывать определения, понятия и тезисы, а это значит, запоминание будет некачественным и неполным.

Не все люди могут самостоятельно организовать своё время. Дистанционное обучение, все-таки требует большой внутренней ответственности от обучающихся. К сожалению, как показала практика, не все справляются с этой проблемой, даже не смотря на контроль.

И очень важно, чтобы Интернет-связь была качественной. Опыт прошлого года показал, что далеко не везде и далеко не всегда это возможно. Но если связи нет, то о каком качественном обучении вообще может идти речь?

В заключении хочется отметить, что правильное применение дистанционных технологий и их развитие во многом помогает и дополняет традиционное обучение. Для некоторых метод дистанционного обучения может стать большой поддержкой, например, для людей с ограниченными возможностями. Но полностью заменить прямое общение преподавателя и студентов дистанционное обучение не сможет.

22.10.2022 15:45


Рекомендуем курсы ПК и ПП