СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дисциплина в школе – территория свободы или принуждения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дисциплина  в  школе – территория  свободы  или  принуждения.

          В  ряду  теоретических  понятий, которые  обозначают  примерно  одно  и  то  же: школьная  среда, пространство детства, правовое  пространство школы (все  это среда обитания  детей, в той  или  иной  степени педагогизированная, окультуренная) – существует  и  такое  понятие  как  дисциплина  школы, или  школьная дисциплина. Это  понятие  воспринимается  школьным сообществом  сугубо  на  бытовом  уровне, как  данность, как  температура  тела, о  которой  нечего  лишний  раз  думать, если  она  нормальна. С  данной  ценностью  не  хочется  лишний  раз  целенаправленно  работать… Пока  ничего  не  случилось. Случится – начинаем  школьную  дисциплину  укреплять.

         Насколько  этот  вопрос  изучен,  сложно  сказать. В  последнем  академическом  учебнике  для  педагогов  (2006 г.) «Общие  основы  педагогики» под  редакцией  известнейших  ученых  академиков  Анисимова,  Сластенина  и  Никандрова  в  содержании  учебника  раздел  «Дисциплина»  отсутствует. Хотя  проблеме  дисциплины  придавали  первостепенное  значение  великие  педагоги-практики: Шацкий,  Сухомлинский, Макаренко. Да  и  сегодня  любой  учитель  и  родитель  согласятся,  что  это  понятие  очень  важно  для  характеристики  школы. Это  действительно  температура  тела  школы, она  сигнализирует  о  ее  здоровье  или  болезни. Заявление,  что  в  этой  школе  или  в  этом  классе нет  дисциплины  звучит  как  приговор: это  плохая  школа, плохой  класс, туда  ребенка  отдавать  не  следует. Недисциплинированный  ученик – беда  всей  школы, недисциплинированный  работник  не  нужен  работодателю.

         И  поэтому   есть  смысл  поговорить  о  дисциплине,  о  ее  сущности,  месте  и  роли  для  школы  и  школьника  и  некоторых  способах  работы  с  нею. Начнем  с  того,  что  у  большинства  людей  слово  «дисциплина»  ассоциируется  с  запретами  и  наказаниями  и  потому  вызывает  отрицательные  эмоции. Я  же  полагаю,  что  дисциплину  нужно  рассматривать  как  общего  беспристрастного  и  бескомпромиссного  защитника  всех  жителей  школы. Школьная  дисциплина  есть  педагогическая  ценность,  и  если  мы,  педагоги,  не  сформируем  у  школьника  правильное  отношение  к  школьной  дисциплине,  то  есть  опасность,  что  в  обществе  не  вырастет  законопослушная  личность,  значит,  не  появится  правовое  государство.

          Феномен  школьной  дисциплины  сложен,  в  ней  можно  отыскать  несколько  смысловых  характеристик:

– политический  смысл дисциплины  заключается  в  том,  что  ребенок  впервые  соприкасается  с  властью – директор, администрация  и  педагоги, это  опасность  и  с  ней  надо  ладить;

– юридический  или  правовой  смысл – впервые  ребенок  живет  по  достаточно  суровым  правилам  взрослых,  за  нарушение  которых  грозит  наказание.

         Если  рядом  с  этой  властью,  среди  этих  законов  ребенку  комфортно: он  защищен,  его  признают  и  ценят,  значит,  законы  школы  и  власть  справедливы.

        Справедливость – это  лакмусовая  бумажка  благополучия  школьной  среды, для  ребенка – это  доказательство  нравственности  мира. Справедливость – это  условие  для  формирования  здорового  нравственного  мира  ребенка: совести,  стыда,  достоинства,  чувства  чести.

         Фундаментом,  на  котором  держится  школьный  уклад,  ядром,  определяющим  положение  ребенка  в  системе  школьных  отношений,  являются  правила  поведения  школьника. Это  ядро  школьного  законодательства,  это  первая  встреча  человека  с  долгом. Вы  скажете – Устав  школы? Устав  школы  для  ученика – это,  то  же  самое,  что  Конституция  для  нас – обывателей.  До  нее,  как  до  Бога – далеко. А  Правила  поведения   - рядом,  близко,  в  устах  педагогов,  на  стенде,  ими  попрекают,  стыдят,  наказывают  и т. д.

          Так  какое  же  место  занимают  правила  поведения  школьника    в  сознании  школьника,  в  регулировании  школьной  жизни,  в  формировании  правового  сознания  школьников,  да  и  самих  педагогов? Помнят  ли  ученики  и  педагоги  их  на  память? Являются  ли  эти  правила  внутренними  регуляторами  их  поведения? К  сожалению -  нет. Как  не  помнят  педагоги  своих  должностных  обязанностей,  которые  должны  определять  их  трудовое  поведение. Они    не  включены  в  подсознание  как  внутренний  регулятор  поведения. Это  означает,  что  на  самом  деле  субъект  живет  по  своим  правилам,  т.е.  ему  «закон  не  писан».

         Почему  так  происходит?  Причина  кроется  в  нас,  педагогах. Это  мы  рассматриваем  правила  для  учащихся  как  инструмент,  кнут, когда  нам  это  нужно. Так  за  что  их  школьнику  помнить,  тем  более,  любить,  и  тем  более -  следовать  им? По  законам  Фрейда  их  нужно  вычеркнуть  из  памяти  немедленно. На  самом  же  деле  любые  законы  человека,  прежде  всего,  защищают,  как  признаны  защищать  школьника  правила. Должен   работать принцип: «каждый  имеет  право  делать  все,  если  оно  не  нарушает  прав  других». И  потому  такие  правила школьник  должен  знать,  любить, уважать,  создавать  новые,  с  одной  главной  целью – защитить  себя.  В  практике  же  школы  происходит  нечто  противоположное -  игнорирование,  отторжение,  и  виноваты  в  этом  мы -  педагоги,  это  мы  подменили  смысл  школьных  правил.

           Почему  так  происходит? Мы  педагоги  часто  говорим  о  том,  что  дети  являются  равноправными  субъектами  педагогического  процесса.  На  деле  же  в  школьном  коридоре  есть  стенд  с  правилами  поведения  школьника,  почему  рядом  не  висят  правила  поведения  для  педагога(  Кодекс  педагогической  чести),  или  нам,  педагогам  «закон  не  писан»? А  почему  здесь  нет  правил  поведения  директора  школы?  В  нашем  престол-отечестве  почему-то  любой  начальник  получает  сакральный  ореол  безупречности:  не  опаздывает,  а  задерживается,  ты  начальник – я  дурак  и  т.д. А  ведь  именно  от  педагогов  школы  должна  исходить  та  культура,  та  аура  добра,  справедливости,  защищенности,  которая  определяет  уклад,  дух,  сам  воздух  образовательного  учреждения. Следовательно,  эта  высокая  обязанность  должна  быть  где-то  прописана  и  всем  известна,  опять  же  для  того, что  бы  коллективными  усилиями  ее  охранять.

                Создание  правил  для  учащихся,  а  тем  более  целостного  школьного  законодательства  не  должно  быть  единичной  повесткой  школьного  парламента,  конференции  или  педсовета.   Это  целое  отдельное  направление  педагогической  работы  в  школе.

         В  младшем  школьном  возрасте  – это  разработка  кодекса  элементарных  основ  этики  поведения – почтение  к  учителю,  уважение  к  старшим,  забота  о  девочках… Данный  возраст  самый  подходящий  для  закладки  основ  человеческой  культуры. Психологи  утверждают,  если  это  время  упустить,  то  можно  опоздать навсегда.

         В  среднем  звене – кодекс  чести  своего  класса  в  классном  уголке,  который  должен  быть  зеркалом  деловой  и  духовной  жизни  класса. Случилась  в  классе  драка – классное  собрание  формулирует  и  записывает  в  уголок  правило: драка,  есть  оружие  нищих  духом.

          Старшая  школа – время  самостоятельного  действия,  время  заботы  и  передачи  своих  правовых  знаний  другим,  время  законотворчества.

         Законы  должны  исполняться. Для  контроля  за  их  исполнением  должны  создаваться  надзорные  органы. Ими   должны  и  могут  быть:

– педагогические  советы  и  советы  школы;

– совет  детской  организации  и  школьный  парламент;

– система  шефства  и  наставничества;

– школьный  суд.

         Детские  суды  были  разработаны  и  созданы  великими  педагогами – Макаренко, Шацким,  Корчаком. У  Корчака  в  законодательном  кодексе  было  перечислено  сто  правонарушений  (сто  статей),  только  одна  из  них предусматривала  наказание. Таким  образом  Корчак  своим  судом  учил  прощать. 

Категория: Всем учителям
12.01.2015 19:36


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!