СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Для родителей четвероклассников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для родителей четвероклассников

РОДИТЕЛЯМ УЧЕНИКОВ 4-го КЛАССА

Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники – это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков.

СФОРМИРОВАННОСТЬ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

К четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы. Общий подход ребенка к ее выполнению хорошо прослеживается при подготовке домашних учебных заданий. Так, например, одни приступают к урокам сразу после прихода из школы, другим требуется отдых (разной продолжительности). Кто-то быстро и легко включается в работу, а кому-то требуется подготовительный период.

Один ребенок начинает выполнять домашние задания с трудных учебных предметов, другой, наоборот, с легких. Есть дети, которые лучше усваивают материал с опорой на графические изображения (рисунки, схемы и т.п.), и есть дети, предпочитающие словесное объяснение.

Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально-типологическими особенностями детей, их работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия и переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д.

Индивидуальный стиль учебной работы проявляется не только в общем подходе к выполнению учебных заданий, но и в использовании школьниками различных учебных умений и навыков. Владение продуктивными приемами учебной работы означает, что школьник приобрел умение учиться: он способен качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае необходимости, добывать их самостоятельно.

Какие же общие умения важны для успешного обучения?

Среди них можно отметить следующие:

- слушать учителя;

- выделять главную мысль сообщения;

- связно пересказывать содержание текста;

- отвечать на вопросы к тексту;

- ставить вопросы к тексту;

- делать содержательные выводы на основе полученной информации;

- письменно выражать свою мысль;

- привлекать дополнительные источники информации, пользоваться справочной литературой (словарями, энциклопедиями и пр.);

- адекватно оценивать результаты собственной работы.

Большинство этих умений опирается на мыслительные способности: умение сравнивать и находить общее и различное; умение выделять главное, отличать существенное от несущественного, делать логические заключения и выводы.

Учиться всему этому необходимо в начальной школе, пока объем учебной нагрузки в значительной степени дозирован. В средних классах эти умения окажутся жизненно необходимыми, поскольку заметно возрастет количество новой информации, более сложным станет и ее содержание. В этой ситуации испытанный способ многократного повторения, который еще оправдывал себя в начальной школе, будет весьма неэффективным. Неумение же правильно работать с учебным материалом может стать причиной снижения успеваемости, неоправданного переутомления учащихся.

Для того чтобы понять, в какой степени четвероклассники владеют некоторыми из основных приемов учебной работы, можно понаблюдать, например, за тем, как ребенок готовится к пересказу заданного на дом параграфа по природоведению. Читает ли он весь текст несколько раз подряд, пытаясь запомнить все сразу? Читает ли всего один раз и, не пересказывая, уверен, что все хорошо знает? Фиксирует ли внимание на содержании отдельных абзацев, не устанавливая затем связи между ними? Отвечает ли на вопросы к тексту?

Детей необходимо учить работать с учебным текстом: выделять главную мысль; составлять план; запоминать содержание и пересказывать его с опорой на план и т.д.

Навык связного пересказа удобно развивать не только на учебном материале: можно попросить ребенка рассказать содержание прочитанной книги, увиденного кинофильма, описать события прошедшего дня.

Приемы выделения смысловых мнемических опор хорошо описаны в методике «Смысловые единицы», разработанной К.П. Мальцевой, см.: Практикум по возрастной и педагогической психологии /Авт.-сост. Е.Е. Данилова. Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1999, с. 67-71).

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ И СКЛОННОСТИ ДЕТЕЙ

К четвертому классу у большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие – меньше.

Предпочтение тех или иных учебных предметов во многом связано с индивидуальными склонностями и способностями ребенка: кому-то нравится математика, у кого-то ярко проявляются лингвистические способности.

А если у ребенка никаких особенных предпочтений и интересов не обнаруживается? Психологические исследования показывают, что ни к чему не способных детей нет. Даже если школьник не выделяется своими учебными успехами и на первый взгляд одинаково безразлично относится ко всем предметам, он непременно обнаруживает склонность к лучшему усвоению учебного материала того или иного содержания. Именно такие склонности, указывающие на более сильные стороны развития ребенка, и необходимо поддерживать.

Не следует также забывать, что жизнь детей не ограничивается стенами школы. За ее пределами ребенок может быть погружен в такие занятия, которые позволят ему проявить свою умелость, добиться успеха, обрести уверенность в себе.

Что нужно знать о периоде полового созревания (возраст 9–12 лет).

В поведенческом плане выделяются пробуждение эротического по­лового влечения и соответствующие ему поведенческие признаки.

Гигиенические требования. Те же, что и в предыдущей группе, не дополненные рядом рекомендаций. С 10 лет мальчик должен быть ин­формирован, что вступает в период полового созревания, которое мо­жет проявляться непроизвольным семяизвержением (поллюциями). В этих случаях после сна нужно обмыть половые органы, надеть чистые трусы. С целью укрепления здоровья и сублимации (переноса) энер­гии следует приобщаться к более интенсивной физической зарядке, игровым видам спорта (футбол, баскетбол, хоккей и др.)

У девочек данной возрастной группы появляются менструации, усиливается по­тливость, отмечаются колебания настроения. С учетом сказанного в ги­гиенический распорядок вносятся дополнения, щадящий психоэмоци­ональный режим, более частый прием ванн (в связи с повышенной потливостыо). Предварительно объясняется значение менструаций, что­бы девочка с пониманием встретила их появление. Девочка должна знать, что во время менструаций нужно уменьшить физическую нагруз­ку, нельзя купаться в открытых водоемах. Питание в такие дни должно быть индивидуальным с ограничением употребления острой пищи, чрезмерно горячих блюд, пряностей, копченостей. В этот период могут появиться эротические сновидения, аналог поллюций у мальчиков, о чем также следует предупредить девочку заранее.

Половая адаптация и проявления. На фоне обособления мальчиков от девочек нередко начинают проявляться повышенная половая стыд­ливость, робость и в то же время несмелое стремление к парной друж­бе. Следует поощрять такие порывы, однако следить, чтобы они были не во вред учебе и общему развитию. У мальчиков в это время форми­руются черты мужественности, заметнее проявляются мужская иници­атива защищать слабых, стремление к лидерству, организаторству, т. е. вырисовывается облик инициативного, сильного мужского характера, становление которого нужно всячески поддерживать. У девочек в свя­зи с выраженной физической перестройкой организма усиливается интерес к своей внешности. Стремление их к дружбе зачастую подав­ляется чрезмерной робостью. В таких случаях девочки предаются эро­тическим фантазиям, которые могут иногда надолго закрепляться.

Нравственные правила и семейные установки.

В поведении маль­чиков положительно оцениваются чуткость и внимание к женщинам, девочкам. Осуждению подлежат грубость, унижение, наговоры, третирование более слабых. Для закрепления положительных мужских черт целесообразно проводить туристские и загородные прогулки, во время которых мальчики выполняют непривычные поручения, а также обна­руживают способности к взаимовыручке. Полезно привлекать их к бо­лее сложной работе по дому, на даче, в огороде.

В воспитании девочек важно стремиться к тому, чтобы красота у них ассоциировалась с есте­ственностью и чистотой. При этом под чистотой следует понимать не только соблюдение некоторых правил личной гигиены, но и опрятность, уход за кожей лица, волосами и т. д. Культура поведения предъявляет девочкам не меньшие требования, чем к мальчикам. В общении с ними они должны быть вежливыми и внимательными. Недопустимы такие формы поведения, как назойливость, заискивание. Родителям и воспи­тателям следует поощрять совместные игры мальчиков и девочек, по­ходы в кино, за город. За подростками необходимы доброжелательный надзор, увлечение их интересными занятиями — спортом, музыкой, ру­коделием и др.

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ:

Психологическая поддержка ребёнка.

Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребёнок испытывает разочарование и склонен к различным поступкам.

Для того чтобы показать веру в ребёнка, взрослый должен иметь мужество и желание сделать следующее:

- забыть о прошлых неудачах ребёнка;

- помочь ребёнку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;

- позволить ребёнку начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него, в его способность достичь успеха;

- помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

Очень важно позаботится о том, чтобы создать ребёнку ситуацию с гарантированным успехом. Возможно это потребует от взрослого некоторого изменения требований к ребёнку, но дело того стоит. Например, на занятии педагог может предложить специально создать такую ситуацию, которая поможет развитию у ребёнка чувства адекватности и самоценности. Он может помочь ему выбрать те задания, с которыми он, с точки зрения педагога, способен справиться, и затем дать ему возможность продемонстрировать свой успех группе и родителям. Успех порождает успех и усиливает уверенность в своих силах, как у ребёнка, так и у взрослого.

Итак, для того, чтобы поддержать ребёнка, необходимо:

1. Опираться на сильные стороны ребёнка.

2. Избегать подчёркивания промахов ребёнка.

3. Показывать, что вы удовлетворены ребёнком.

4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребёнку.

5. Уметь помочь ребёнку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.

6. Проводить больше времени с ребёнком.

7. Внести юмор во взаимоотношения с ребёнком.

8. Знать обо всех попытках ребёнка справиться с заданием.

9. Уметь взаимодействовать с ребёнком.

10.Позволить ребёнку самому решать проблемы там, где это возможно.

11.Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

12.Принимать индивидуальность ребёнка.

13.Проявлять веру в ребёнка, эмпатию к нему.

14.Демонстрировать оптимизм.

Существуют слова, которые поддерживают ребёнка, и слова, которые разрушают его веру в себя.

Например, слова поддержки:

- Зная тебя, я уверен, что ты всё сделаешь хорошо.

- Ты сделаешь это очень хорошо.

- У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?

- Это серьёзный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

Слова разочарования:

- Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.

- Ты мог бы сделать это намного лучше.

- Эта идея никогда не сможет быть реализована.

- Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

Взрослые часто путают поддержку с похвалой и наградой. Похвала может быть, а может и не быть поддержкой. Например, слишком щедрая похвала может показаться ребёнку неискренней. В другом же случае она может поддержать ребёнка, опасающегося, что он не соответствует ожиданиям взрослых.

Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь ребёнку почувствовать свою нужность. Различие между поддержкой и наградой определяется временем и эффектом. Награда обычно выдаётся ребёнку за то, что он сделал что-то очень хорошо, или за какие-то его достижения в определённый период времени. Поддержка в отличие от похвалы может оказываться при любой попытке или небольшом прогрессе.

Когда я выражаю удовольствие от того, что делает ребёнок, это поддерживает его и стимулирует продолжать дело или делать новые попытки. Он получает удовольствие от себя.

Поддерживать можно посредством:

отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперёд», «продолжай»); высказываний («Я горжусь тобой», «Мне нравится, как ты работаешь», «Это действительно прогресс», «Я рад твоей помощи», «Спасибо», «Всё идёт прекрасно», «Хорошо, благодарю тебя», «Я рад, что ты в этом участвовал», «Я рад, что ты пробовал это сделать, хотя всё получилось вовсе не так, как ты ожидал»);

прикосновений (потрепать по плечу; дотронуться до руки; мягко поднять подбородок ребёнка; приблизить своё лицо к его лицу; обнять его);

совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребёнком; мягко вести его; играть с ним; слушать его; есть вместе с ним);

выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).

КАК ГОТОВИТЬ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ? ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. Активно работай на уроке: внимательно слушай, отвечай на вопросы.

2. Задавай вопросы, если чего-то не понял или с чем-то не согласен.

3. Точно и как можно подробнее записывай, что задано по каждому предмету.

4. Научись пользоваться словарями и справочниками. Выясняй значение незнакомых слов, находи нужные факты и объяснения, правила, формулы в справочниках.

5. Если у тебя есть компьютер, научись с его помощью находить нужную информацию, производить нужные расчеты с помощью электронных таблиц и т.п.

6. Если то, что проходили на уроке, показалось тебе трудным, повтори материал в тот же день, даже если следующий урок будет через несколько дней.

7. Приступая к выполнению каждого задания, думай не только о том, что надо сделать (то есть о содержании задания), но и о том, как (с помощью каких приемов, средств) это можно сделать.

8. В случае необходимости обращайся за помощью ко взрослым или к одноклассникам.

9. Приступая к выполнению уроков, раскрой дневник, посмотри, все ли задания записаны.

10. Продумай последовательность выполнения заданий по отдельным предметам и прикинь, сколько времени тебе понадобится для выполнения каждого задания.

11. Убери со стола все лишнее – то, что может отвлекать. Приготовь то, что нужно для выполнения первого задания (учебник, тетради, карты, карандаши, словари, справочники и т.п.). После того как подготовишься к первому уроку, все убери и приготовь то, что нужно для выполнения следующего, и т.п.

12. Между уроками делай перерывы.

13. Сначала постарайся понять материал, а затем его запомнить.

14. Прежде чем выполнять письменные задания, пойми и выучи правила, на которые оно направлено.

15. При чтении параграфа учебника задавай себе вопросы: о чем или о ком говорится в этом тексте, что об этом говорится.

16. Ищи связь каждого нового понятия, явления, о котором ты узнаешь, с тем, что ты уже знаешь. Соотноси новое с уже известным. Следи за тем, чтобы это были не случайные, внешние связи, а главные связи, связи по смыслу.

17. Если материал, который надо выучить, очень большой или трудный, разбей его на отдельные части и прорабатывай каждую часть в отдельности. Используй метод ключевых слов.

18. Не оставляй подготовку к докладам, сочинениям, творческим работам на последний день, поскольку это требует большого количества времени. Готовься к ним заранее, на протяжении нескольких дней, распределяя нагрузку равномерно.

19. При подготовке устных уроков используй карты, схемы. Они помогут тебе лучше понять и запомнить материал. К ним необходимо обращаться и при ответах на уроке. Чем лучше ты умеешь пользоваться картами, схемами, таблицами, тем выше будет оценка.

20. Попробуй использовать при подготовке устных заданий метод «5 П», разработанный американскими психологами. По данным психологов США, такой метод позволяет сосредоточить внимание на самом важном в тексте и способствует лучшему его запоминанию.

21. Составляй план устного ответа.

22. Проверяй себя.

У ТЕБЯ ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!

Помни: мы лучше всего запоминаем:

- то, чем постоянно пользуемся;

- то, к чему нам надо будет вернуться (прерванные действия);

- то, что нам нужно;

- то, что мы можем связать с другими нашими знаниями и умениями;

- то, что связано с нашими переживаниями (и приятными, и неприятными).

МЕТОД КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ

Ключевые слова – самые важные в каждом абзаце.

Ключевое слово должно способствовать воспроизведению соответствующего абзаца. Вспоминая ключевые слова, мы сразу вспоминаем весь абзац.

Читая абзац, выбери для него одно-два ключевых слова.

После выбора ключевых слов запиши их в той последовательности, которая нужна для выполнения задания.

К каждому ключевому слову поставь вопрос, который позволит понять, как оно связано с соответствующим разделом текста. Обдумай и постарайся понять эту взаимосвязь.

Соедини два соседних ключевых слова с помощью вопросов.

После соединения каждого ключевого слова со своим разделом текста и с последующим ключевым словом образуется цепочка.

Запиши эту цепочку и постарайся ее выучить.

Перескажи текст, опираясь на эту цепочку.

МЕТОД «5 П»

1 П – Просмотри текст (бегло)

2 П – Придумай к нему вопросы

3 П – Пометь карандашом самые важные места

4 П – Перескажи текст

5 П – Просмотри текст повторно

Ваш ребенок переходит в среднее школьное звено? Тогда эта информация для вас!

Для успешной адаптации ребенка к несколько иной, более серьезной школьной жизни, родителям необходимо оказывать эмоциональную и психологическую поддержку.

Предлагается перечень характерных особенностей младшего подростка, о котором следовало бы знать:

  • Стремление к взрослению.
  • Потребность в достойном положении в группе сверстников.
  • Любознательность к миру взрослых.
  • Спектр эмоциональных реакций.
  • Требовательность к своим словам и поступкам.
  • Устойчивость первого впечатления.
  • Недостаточное сформирование интеллектуальных навыков и умений.

Рекомендации психолога:

  • Не нагнетать страха перед новыми трудностями.
  • Подвергать критики и анализу только поступки и действия школьника, а не его личность в целом.
  • Не ожидать от ребенка с другими учащимися, а только с ним самим.
  • Замечать даже мелкий успех в учении и на нем акцентировать внимание.
  • Установить контакт с учителями, проявляя живой интерес к школьным делам.
  • Развивать самостоятельность во всех делах младшего подростка, поддерживать гибкий режим труда и отдыха.
16.11.2017 00:06


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!