© 2024 137
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Современный мир предоставляет массу возможностей для получения знаний и проявления творческих способностей. И вместе с тем доступность и открытость информационного пространства иногда становится опасной для податливого сознания ребёнка. Период дошкольного детства — время, когда закладывается понимание моральных устоев в обществе, ребёнок учится видеть добро и отвечать на него и противостоять негативному влиянию со стороны.
Духовно- нравственное воспитание является важнейшим направлением воспитания, оказывающим определяющее влияние на все другие направления. Что будет заложено в душу ребёнка, проявится позднее, станет его жизнью. Важная роль в духовно-нравственном воспитании отводится детскому саду. Теперь понятно, что в обществе необходимо возрождение культуры и духовности, что тесно связано непосредственно с воспитанием и развитием ребёнка до школьного возраста. История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребёнка уходит своими корнями в глубокую древность. Проблема нравственного воспитания на сегодняшний день остаётся актуальной. Народные традиции обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания. В связи с этим особую актуальность приобретают научные исследования, посвященные национальным традициям, обычаям как многовекового опыта народа, который широко используется в процессе нравственного воспитания, в воспитании социально ответственной личности, передаётся из поколения в поколение как накопленное духовное богатство.
Привитие ребёнку нравственных и духовных ценностей — актуальная задача дошкольного образования. Это направление работы педагогов активно развивается, включает всё новые методы развития личностных качеств детей. Потребность активного взаимодействия взрослого и ребёнка с целью сохранения нравственного здоровья диктуется реалиями современной жизни. Ребёнок должен обрести моральные ориентиры в условиях технически и материально насыщенного окружения.
Удивительно, как быстро сформировался совершенно новый тип среды, где вкус, обоняние и осязание не стимулируются, где большую часть времени мы сидим у экранов, а не гуляем на свежем воздухе и не проводим время в разговорах лицом к лицу.
Дети во все времена проявляются одинаковое стремление к активному восприятию миру взрослых, их действиям в предметном окружении и взаимодействию с другими людьми. В XXI веке окружающая ребёнка среда перенасыщена цифровыми источниками информации и техническими приборами для общения. Дети чаще видят, как родители проводят время у экрана компьютера, телефона или планшета. Гаджеты легко захватывают и детское внимание, время эффективной передачи культуры общения, традиций, моральных основ может быть упущено, и сформировать нравственные качества в будущем окажется сложной задачей.
Яркая культура складывается из обрядов, обычаев, традиций и праздников. Народные традиции - это нить, связывающая нас с прошлым. Приобщение к миру родной культуры поможет ребёнку почувствовать гармонию жизни предков, понять их обычаи и традиции. Народные традиции, обычаи являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребёнка.
Исторические, национально-культурные традиции и обычаи как педагогическое творчество народа представляют разнообразные формы и методы педагогического воздействия на чувства, волю, сознание и поведение детей. Будучи общественным явлением, традиции, выступают также в виде принципов, норм, правил, регламентирующих взаимоотношения людей в обществе и личной жизни, они одобряются и поддерживаются общественным мнением.
Традиции- это элемент социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению нравственные ценности людей, жизненный опыт.
Обычай- принятые способы поведения людей в быту, труде, семье; то, что принято делать каждый день.
Суть духовно-нравственного воспитания заключается в формировании у ребёнка понятий о нематериальных ценностях в жизни. Это осознание значимости семьи для каждого человека, уважение старшего поколения, желание совершать добрые поступки, бережное отношение к природе. Воспитать нравственность возможно только через личный пример взрослого и взаимодействие с ребёнком. Детский сад часто называют вторым домом малышей, и здесь (наравне с домашним воспитанием) происходит процесс духовного развития. Необходимость духовно-нравственного воспитания в ДОУ зафиксирована Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС ДО).
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Духовно-нравственное воспитание в дошкольном учреждении имеет целью формирование у детей гуманного отношения к окружающему миру. Требованию образовательного заказа ФГОС подчинена вся система обучения в детском саду: учебная и трудовая деятельность, игры, досуги и праздники, выездные мероприятия, самостоятельные занятия дошкольников в условиях специально организованной предметно-пространственной среды. Роль воспитателя в нравственном развитии детей состоит в обогащении их представлений об истории и традициях страны, восприятия общечеловеческих ценностей в художественных произведениях. Детям не «читается мораль» — их привлекают к беседам на темы нравственности. Дошкольники — активные исследователи, и в размышлениях над случаями из жизни и литературы они способны сами нарисовать позитивную картину мира.
В детском саду реализуются следующие воспитательные задачи нравственной направленности:
Приёмы
Задачи духовно-нравственного развития реализуются в рамках следующих воспитательных направлений:
Беседы выстраиваются также из обсуждения реальных ситуаций, поступков воспитанников. Поскольку у дошкольников недостаточно развито восприятие абстрактных образов, мотивирующим материалов для начала беседы служат наглядные примеры: сюжетные иллюстрации, картинки с эмоциональными состояниями персонажей, фотографии.
Дети любят книжки с картинками не только за красочность — это замечаешь, читая совместно с малышами. Ребёнку, естественно, было сложно сразу выделить черты характера героя или извлечь смысл поступка. Понимание приходит через параллельное просматривание иллюстраций. На картинках легко распознать эмоции персонажей и сделать вывод, совершает главный герой доброе дело или допускает ошибку.
Совместное посещение детей с родителями играет большую роль, современное интерактивное оборудование позволяет маленьким читателям погрузиться в мир литературы и визуализировать прочитанное [Приложение 2].
Духовно-нравственное воспитание — основной компонент образования в детском саду. Задача развития позитивного развития детей в этом направлении осуществляется непрерывно с момента поступления в ДОУ. Обсуждение нравственных проблем в сюжетах вымышленных и реальных осуществляется от простого к сложному. Как было сказано выше, младшие дошкольники учатся воспринимать и оценивать поступки персонажей по картинкам. В ясельной группе воспитатель использует перчаточные куклы и плюшевые игрушки, чтобы показать малышам сценку, в младшей и средней группе ребята изучают книжные иллюстрации, видеоролики, репродукции картин. С воспитанниками старшей и подготовительной групп учатся обсуждать абстрактные образы, прогнозировать возможные результаты и последствия поступков.
Формирование у детей представление о многообразии народных культур, одновременно с положительным отношением к ним. Работая с детьми мы обеспечиваем воспитание на основе народных традиций, формируем национальное самосознание ребёнка путём обучения родному языку, путём ознакомления с обычаями, национально-культурными традициями своего народа.
Таким образом, знание истории народа, родной республики, языка, старых добрых обычаев предков возвышает человека, делает его сильнее умом, твёрже характером. Приобщая детей к историческим, к национально-культурным традициям мы воспитываем в них чувство национальной гордости. История и культура прошлого не только источник гордости и силы, средство познания исторического опыта, но и источник движения вперёд. Культура и история цементируют связь поколений, являются могучим средством гражданского, нравственного воспитания социально ответственной личности.
Приобщение дошкольников к историческому наследию народа, к национальной культуре способствует нравственному воспитанию подрастающих поколений, обогащает их духовный потенциал, позволяет почувствовать принадлежность к родному народу, к родной нации, осознать себя гражданином своей республике, своей страны.
Список использованной литературы:
Петрова В.И. Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. - М., Мозаика-Синтез, 2008
Шишова Т.П. Как воспитать в ребёнке послушание? - М., 2010
Шишова Т.П. Как воспитать в ребёнке ответственность? -М., 2010
Приложение 1
Чтение книг и рассматривание иллюстраций
Приложение 2
Совместное посещение МБУК «ЦБС» МО Модельной библиотеки детей и родителей
Приложение 3
Спортивные мероприятия
Приложение 4
Изготовление подарков, писем
Приложение 5
Участие в праздниках
© 2024 137