СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Счастье – мыслящего человека состоит не в том,
чтобы играть в жизни милыми игрушками,
а в том, чтобы вносить как можно больше света
и теплоты в существование всех окружающих людей.
Д.И. Писарев.
Нравственные чувства и навыки поведения – это тот стержень, вокруг которого формируются морально-этические взгляды и убеждения.
Переступая порог школы школьник попадает на огромную, новую для него планету – планета людей. Ему предстоит освоить азбуку общения с ними, узнать, почему все они такие разные, по каким правилам они живут, что ценят друг в друге. Здесь главную роль сыграет учитель, который обязан продумать воспитательную работу в классе. Одна из форм воспитательной работы – это классный час.
«Классный час – это гибкое по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой социально-организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащими класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов». Различают классный час организационный и тематический. Тематический классный час включает в себя нравственное воспитание, гражданское, эстетическое, воспитание культуры поведения и т. д. На организационном часе подводятся итоги прошедшего мероприятия, обсуждение следующего, а так же обсуждаются итоги выполнения детьми поручений.
В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов ставлю перед собой следующие задачи:
1. Обогащение сознания учащегося знаниями о природе, обществе, технике, человеке.
2. Усвоение детьми умений и навыков познавательной и практической деятельности (правила культуры поведения).
3. Раскрытие творческого потенциала детей.
4. Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьника.
5. Формирование коммуникативных навыков и позитивной моральной позиции.
При подготовке классного часа в 1 классе учитываю психологические особенности первоклассников. Дети семилетнего возраста с трудом сохраняют внимание и могут продуктивно работать не более 5-7 минут. Но ребенок 7 лет – активный участник познания и преобразования окружающего мира. Ему все интересно, он удивлен окружающим миром. Проводились по темам классные часы: «Мягкие лапки, а в лапках царапки» (рассказ викторина). Цели: воспитание любви и уважения к животным. Включались игры: «Кто сказал мяу?», «Кошки-мышки».
Викторина:
«Удивительное рядом»
Цели: видеть необычное в привычном; вызвать чувства удивления, восхищения; воспитывать любовь к окружающему миру и потребность сохранения природных богатств.
При проведении классного часа использую игры, загадки, сказки, ролевые сюжеты, что делает его более познавательным и содержательным. Не забываю о проведении физкультминуток, которые могут быть в стихотворной, игровой форме.
Известно, что да 70% личностных качеств закладываются в начальной школе. Уметь решать проблему, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир.
Большое внимание уделяю методам обсуждения, анализу поступков и поведения. Дети учатся отвечать на вопросы и делать соответствующие выводы, обобщать, анализировать и логически рассуждать. Именно в детстве формируются умы и сердца наших детей. Именно в детстве закладываются фундамент культурного и этического отношения тому огромному миру, который нас окружает. Национальная культура складывается из традиций народа. Она должна бережно копиться и передаваться из поколений в поколения. Особенно важно сегодня культурно-речевое воспитание детей. «Там, где дети сегодня усиленно учатся говорить…там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга», – писал известный русский ученый А. М. Пешковский. И чем раньше начинается обучение ребенка различным формам общения, тем больше возможностей у него для прочного овладения этими формами. С возрастом круг общения ребенка расширяется, форма общения осложняется, поэтому обучение жизненно важным навыкам общения может помочь ему справиться со многими проблемами. И чем раньше человек задумается о своих коммуникативных навыках, тем легче ему будет в решении сложных жизненных проблем.
Правила поведения в обществе тесно связано с этическими нормами, в основе которых лежат нравственные принципы: доброта, деликатность, внимание к окружающим. Мною проводились классные часы на тему: «Уважай старших», «Поведение в общественных местах», «Культура речи». Азам человеческого общения мы учились на классных часах: «Мой ум», «Развиваем свою память», «Какая у меня память», «Права и обязанности», «Просто я работаю волшебником», «Порадовать близких – это так просто», которые также помогали лучше усваивать учебный материал. На этих классных часах использовались ситуативные задачи. Задачи: «У меня сестренки нет, а у меня братишки нет». А если есть, это хорошо или плохо? И кому лучше живется: старшему или младшему? А как быть в такой ситуации? (ведется обсуждение ситуации). Конкурс: «Собери игрушки».
Для проведения классных часов использую различные формы: викторины, презентации, КВН, различная наглядность – это вызывает интерес у детей, создает положительный настрой на уроки.
Культуру поведения надо воспитывать. Подрастающее поколение необходимо вооружить такими умениями, навыками и привычками, которые облегчают установление контактов, помогают в создании атмосферы доброжелательности. Многие правила культуры поведения, вытекают из норм морали. Это правила вежливости, внимательности, такта, обязательности, точности. Воспитание навыков и привычек, конечно же, начинается в семье, но так же эту важную работу я начинаю вести с первого класса. Не малую роль я уделяю важности проблемы гражданского воспитания подрастающего поколения на современном этапе. Уважительное отношение подрастающего поколения к символам и эмблемам своего государства является показателем сформированности у него гражданственности и патриотизма. Предлагаю классный час на тему: «Россия – родина моя!» (презентация).
Не менее важное и актуальная проблема школы – сохранить здоровье детей. Формировать знание о здоровом образе жизни следует с 1 класса. Поэтому классные часы о здоровье необходимы. Проводились классные часы: «Режим дня – основа жизни человека», «Культура здорового образа жизни», « Почему вредной привычке ты скажешь нет?»
Это все лишь то, что я могу сделать для приближения к цели становления Благородного Человека с одухотворенными знаниями и воспитанием.
Хочу закончить свой доклад притчей.
Некий отшельник вышел из своего уединения, чтобы принести людям весть, и вопрошал каждого встречного:
– Имеешь ли ты сердце?
Люди недоумевали и спрашивали:
– Почему ты не говоришь о милосердии, терпении, преданности, доброте, любви, обо всех благих основах жизни, но только «имеешь ли сердце?»
Он отвечал им:
– Лишь бы люди не забывали о сердце, остальное приложиться!
Дорогие учителя, желаю Вам успехов на этом пути!
© 2015, Никонорова Татьяна Петровна 1261