СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Сельскохозяйственный колледж им. Ш.И. Шихсаидова»
на тему:
«Предпосылки формирования у подростков цифровой зависимости»
Выполнила: студентка гр.№1-11 Сулаева Патимат
Руководитель: преподаватель информатики
Атаева Шагризат Мухудиновна
г. Буйнакск 2018
Причины и опасности компьютерной зависимости
Список литературы
Формирование компьютерной зависимости у подростков.
Подростковый возраст долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение.
Подростковый возраст - стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. [16, с. 114]
Психологические особенности подросткового возраста получили название "подросткового комплекса". Они имеют свойственные проявления: чувствительность к оценке посторонних своей внешности, крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих, внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью. Суть "подросткового комплекса" составляют свои поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды.
Для подростков характерна полярность психики: целеустремленность, настойчивость и импульсивность, неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать, потребность в общении сменяется желанием уединиться, развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью, романтические настроения нередко граничат с цинизмом.
Итак, подростковый возраст - сложный возраст, который может вызвать ряд затруднений у ребенка. Невозможность эти затруднения разрешить приводит к тому, что из мира реального ребенок уходит в мир виртуальный, что может способствовать формированию компьютерной зависимости, которая формируется в три стадии: стадия увлеченности, стадия развития и риск развития компьютерной зависимости. Выявить компьютерную зависимость можно с помощью следующих признаков: раздражительность, чувство эйфории от компьютера, полная отдача времени и средств для общения с компьютером.
Технический прогресс, безусловно, привносит в нашу жизнь множество положительных изменений и облегчает условия жизни. Для поиска нужной информации больше не нужно идти в библиотеку – достаточно ввести соответствующий запрос в одной из поисковых систем. Да и досуг современного человека куда более разнообразен, чем даже лет 50 назад: всегда можно себя занять компьютерными играми, чтением интересных статей или новостей в социальных сетях, просмотром фильмов в режиме онлайн. Но сразвитием компьютерных технологий возникает огромное количество новых проблем. Одна из них – компьютерная зависимость у детей и подростков. Особенно опасна зависимость от компьютерных игр для детей и подростков, так как их психика, в отличии от психики взрослых людей, находится в процессе формирования и более подвержена внешнему влиянию. Несмотря на кажущуюся безобидность пристрастия к онлайн-играм или социальным сетям, на самом деле компьютерная зависимость практически не уступает по пагубности таким зависимостям, как
Компьютерная зависимость - патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером.
Причины и опасности компьютерной зависимости
Причинами компьютерной зависимости могут стать: недостаток общения со сверстниками и значимыми для ребенка людьми; недостаток внимания со стороны родителей; неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, комплексы и трудности в общении; отсутствие у ребенка увлечений или хобби и т.д.
Опасности компьютерной зависимости: компьютер становится мощным стимулом и главным объектом для общения; на первых порах компьютер может компенсировать ребенку дефицит общения, затем это общение может стать не нужным вовсе; в процессе игр, или нахождения в интернете ребенок теряет контроль за временем; ребенок может проявлять агрессию, в случае лишения его доступа к компьютерным играм; из-за пренебрежительного отношения к еде может возникать недостаточность витаминов и минералов; многочасовое непрерывное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу; могут наблюдаться проблемы с осанкой, появляться головные боли; дети перестают фантазировать, снижается способность создавать визуальные образы, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность; часто подросток может пренебрегать своим внешним видом и личной гигиеной.
Наиболее зависимы от игр на компьютере: дети тех родителей, которые чаще всего не бывают дома; дети состоятельных родителей или трудоголиков, которые постоянно заняты; на одну зависимую девочку-подростка приходится до 10 мальчиков, связано это с тем, что кризис подросткового возраста дается мальчикам труднее, да и компьютерных игр для девочек в разы меньше.
Профилактика зависимости от компьютерных игр
Компьютерная зависимость - форма ухода от реальности. Реальность может травмировать; реальность сложно предсказать; в реальности приходится строить отношения с разными людьми: и с симпатичными нам, и не очень.
Реальность чревата конфликтами и разочарованиями, болезненными провалами и горькими потерями. Поэтому еще не научившемуся существовать во взрослом жестком мире подростку и кажется, что компьютер, виртуальная жизнь - идеальный выход.
Зависимость от компьютера осознают окружающие ребенка друзья, родственники, знакомые, но отнюдь не он сам, что очень схоже с любым другим видом зависимости.
Как было сказано, компьютер выполняет действительно широкий спектр задач. Но открывшийся перед ребенком новый спектр возможностей, может отрицательно сказаться на психике подростка. Несмотря на то, что стремления, возникающие при компьютерной зависимости, изначально несут положительные аспекты, данный тип зависимости, ведет к деградации личности, разложению социального статуса,
потере собственного "Я", ухудшению психологического здоровья, возбуждению внутренних раздражителей, возникновению агрессии, замкнутости.
1. Процесс профилактики компьютерной зависимости - одна из важных функций педагога.
2. Необходимо не только физически ограничивать и нагружать ребенка, но и так же осуществлять работу с психикой ребенка, не давить на него, а простым и доступным языком объяснить ему "что такое компьютер и с чем его едят".
3. Нельзя ни в коем случае быть "тираном" в отношениях с ребенком; ведь педагог потеряет в его глазах статус друга, который так долго мог приобретаться.
4. Важен психологический контакт педагога и школьника, важно их взаимопонимание.
5. Лучшей профилактикой компьютерной зависимости является не физические запреты, а разъяснительные работы.
6. Важно изучить личность самого ребенка, ведь если его не увлекают компьютерные игры, то и не появится проблема компьютерной зависимости. Думаю, родители должны это понимать и придерживаться "понимающей, дружелюбной, не жесткой" позиции по отношению к ребенку, не переходя допустимых границ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Стремительное развитие компьютерных технологий существенно перестраивают практику повседневной жизни. Сегодня ребенок живет уже в мире, отличном от того, в котором выросли его родители.
В нашем обществе дети и подростки в значительной мере усваивают роли и правила поведения из сюжетов компьютерных игр, телевизионных передач, фильмов и других средств массовой коммуникации. Символическое содержание, представленное в этих медиа, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения.
Некоторые исследователи считают, что воздействие компьютерных игр на процесс социализации почти также велико, как влияние родителей.
Нет смысла игнорировать компьютерные возможности, необходимо их использовать по мере необходимости, а развлечения в виде компьютерных игр, необходимо сопрягать с реальными активными действиями в реальном мире.
Знакомство с отечественным и зарубежным опытом построения и функционирования воспитательных систем, процесса возникновения компьютерной зависимости детей и подростков убедило нас в том, что самым надежным стержнем профилактики компьютерной зависимости учащихся являются воспитательные мероприятия, досуг ребенка.
Проблема организации детского и подросткового досуга особенно остро стоит в настоящее время, поскольку современный ребенок, подросток взрослеет, развивается в напряженной социальной обстановке. Свободное от учебы время подростков подчас независимо от их желания заполняется отрицательными моментами, такими как, например, игра на домашнем компьютере, а также сложностями в отношениях с родителями или неблагополучием семьи, влиянием молодежной субкультуры, средств массовой информации, отсутствием материального достатка в семье. Следовательно, ребенок самостоятельно организует свое свободное время в связи со своими интересами, потребностями и возможностями.
Важно знать: резко отнимать или запрещать компьютерные игры ребенку, который уже втянулся — нельзя; делать это стоит последовательно, лучше подготовиться вместе с психологом; можно пройти различные тесты в интернете, чтобы оценить компьютерную зависимость вашего ребенка и вас самих; психологи склонны утверждать, что любая компьютерная зависимость носит временный характер; не все игры плохо влияют на психику, некоторые способствуют развитию познавательных и моральных качеств. Тут решающее значение приобретает то, какие игры выбираются.
И подводя итог, следует отметить:
Компьютерная зависимость - патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Уход от реальности в компьютерный мир со временем порождает безразличие к жизни. Чтобы способствовать спаду компьютерной зависимости у детей и подростков необходимо организовать внеклассную воспитательную деятельность. Воспитание должно реализовываться через творчество, игры, забавы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ахмед, Ю. И. Чатовая зависимость как психосоциальная проблема [Текст] / Ю. И. Ахмед. - М., 1991.
2. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений [Текст] / Э. Берн. - М.: 2002.- 400 с.
3. Бурлачук, Л. Ф. Морозов, С. М. Словарь - справочник по психодиагностике [Текст] / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. - СПб. : Изд-во Питер, 2000. - 355 с.
4. Виртуальная библиотека текстов, учебной и научной литературы по психологии (адрес: http://www.psychology.ru/Library).
5. Виртуальная библиотека научной литературы по информатике (адрес: http://www.informatics.ru/Library).
6. Виртуальная библиотека текстов, учебной и научной литературы (адрес: http://bookivedi.ru)
7. Гиппенрейтер, Ю. Б. Психология индивидуальных различий [Текст] / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, В. Я. Романова - М. : Изд-во МГУ, 1987. - 466 с.
8. Еникеев, М. И. Общая и социальная психология [Текст] / М. И. Еникеев. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 512 с.
9. Коррин, С. Соскочить с крючка: Как избавиться от вредных привычек и пристрастий [Текст] / С. Коррин. - Спб.: Питер, 1997
10. Леонгард К. Акцентуированные личности [Текст] / К. Леонгард. - СПб. : Питер, 2000. - 272 с.
11. Личко А. Е. Подростковая психиатрия [Текст] / А. Е. Личко. - М. : Просвещение, 1999. - 430 с.
12. Карелина, А. А. Психологические тесты [Текст] / Под ред. А.А. Карелина: В 2т.- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 322 с.
13. Михайлов, А. Из истории характера // Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры [Текст] / А. Михайлов. - М.: 1990.
14. Москаленко, В. Д. Зависимость: Семейная болезнь [Текст] / В. Д. Москаленко. - М. : ПЕР СЭ, 2002
15. Немов, Р. С. Психология [Текст]: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений: В 3 кн. - 4-е изд. Центр ВЛАДОС, 2001
16. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. - М.: Азбуковик, 1999.- 944 с.
17. Рогов, Е. И. Общая психология [Текст] / Состав. Е. И. Рогов - М. : ВЛАДОС, 1995. - 400 с.
18. Столяренко, Л. Д. Основы психологии [Текст] : учеб. пособие / Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 672
19. Юрьева, Л. Н. Больбот, Т. Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: Монография [Текст] / Т. Ю. Больбот, Л. Н. Юрьева. - Днепропетровск: Пороги, 2006. - 196с.
-80%
© 2021, Атаева Шагризат Мухудиновна 403