СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОКЛАД «Проектная деятельность как основной метод достижения метапредметных результатов биологии в основной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым "Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств"

Доклад учителя биологии Шевченко А.В.

по теме:

«Проектная деятельность как основной метод достижения метапредметных результатов биологии в основной школе»

Изменения в практике отечественного образования происходящие в последние годы не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Для реализации принципов лично-ориентированного образования, индивидуального подхода потребовались новые методы обучения.

Для организации продуктивной работы методом проектов по биологии важно знать, формирование каких умений и навыков обеспечивает данная образовательная технология, и понимать, какими способами можно достичь позитивного результата.

Основные требования к использованию метода проектов: 1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. 2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. 3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. 4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов). 5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Начинать работу над проектом лучше внеурочно или урочно-внеурочно, то есть часть работы выполнить на уроке, а другую часть сделать вне уроков. Например: «погружение в проект» (тема, цели, задачи и т.д.) – выполняется на уроке, а работа с литературными источниками, оформление проекта – дома; проведение экспериментальной части – в кабинете биологии под руководством учителя, а презентация полученных результатов – на уроке.

Учебный проект позволяет организовывать целенаправленную деятельность учащихся, в процессе которой актуализируемые предметные знания по биологии закрепляются и расширяются, приобретается личный опыт их практического применения, развиваются метапредметные навыки, что способствует более глубокому усвоению знаний по биологии.

В старших классах подход к исследовательской деятельности становится традиционным. Прежде всего, это творческие домашние задания, подбираемые индивидуально для каждого учащегося. В ходе каждого урока преподаватель контролирует, направляет и корректирует деятельность учеников. Итогом такой работы является представление учебно-исследовательских проектов по биологии на школьной научно-практической конференции. Лучшие проектные работы защищаются на муниципальном и региональном уровнях.

Особенностью курса биологии является деятельностный подход к обучению: активное развитие практических умений и навыков исследовательской деятельности. Опыт преподавания говорит о том, что на уроке невозможно уделить все время практической составляющей. Решением проблемы может стать внеурочная деятельность по биологии. Внеурочная деятельность допускает варьирование форм и методов, позволяет посвятить занятие только проведению наблюдений, постановке опытов, работе с дополнительными источниками информации.

Исследовательская и проектная деятельность способствует достижению метапредметных результатов – способности использовать знания учебной, познавательной и социальной практики.

Знания, приобретенные учащимися в ходе проектно-исследовательской деятельности по биологии, оказываются более прочными и максимально осознанными. Данная деятельность дает возможность ученикам приобрести не только знания, но и умения, которые пригодятся в жизни, в выборе профессии.

Если говорить о школьных проектах по биологии, то этот предмет имеет наибольшие возможности для формирования и метапредметной компетентности, предусмотренной ФГОС ОО – развитию экологического мышления у школьника и умения применять его. Проектная деятельность обеспечивает также достижение предметных образовательных результатов, которые выражаются в овладении содержательной составляющей школьного курса биологии основной школы и формировании у учеников широкого спектра УУД познавательной направленности, таких как: практическое освоение основ проектной деятельности, развитие навыков смыслового чтения, работы с информацией, овладение методами познания.

Из выше сказанного можно сделать вывод: чтобы не оказаться позади, надо смотреть вперед, применять в своей работе по биологии технологию проектной деятельности, поскольку школа будущего – это школа проектов!

21.03.2022

01.04.2022 15:50


Рекомендуем курсы ПК и ПП