СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Доклад Развитие творчества у детей на уроке физической культур составила: Головкина С.В.
Дети различаются по своим интеллектуальным возможностям, и каждый ребёнок объективно нуждается в создании условий, содействующих его интеллектуальному росту за счёт максимального обогащения его личного опыта. В этом суть проблемы интеллектуального воспитания учащихся.
Ориентация на решение этой проблемы требует нового взгляда на основные компоненты школьного образования: его назначения, содержания, выбора форм и методов обучения. Так целью процесса обучения в современной школе должно стать не простое усвоение основных понятий математики, физики, географии и т.д., а расширение и обогащение интеллектуальных ресурсов ребёнка средствами математики, географии и развитие его творческого потенциала; кардинально меняется роль учителя, которая заключается в проектировании хода индивидуального интеллектуального развития каждого конкретного ученика.
К сожалению, в школе и сегодня еще обучение идет по принципу «Делай, как я». Дети лишь слепо подражают показанному учителем действию. Далеко не всегда, демонстрируя упражнение, учитель поясняет, какую цель преследует это упражнение, каково его применение в обыденной жизни, почему один элемент следует за другим, какая в данном движении заложена связь с тем, что было раньше, и с тем, что будет потом. А ведь для достижения эффективности обучения учительские объяснения вкупе с пониманием учащимися двигательных действий в ходе занятий должны стать непременным условием.
Поэтому я за развивающее обучение на уроках физкультуры, при котором двигательная деятельность сочетается с развитием внимания, творческого игрового мышления, исследовательским поиском. Одна из задач, которую я ставлю перед собой, - приучить детей к самостоятельной деятельности, когда ученик, зная конечную цель, сам ставит перед собой задачу, ведущую к достижению этой цели, сам выбирает необходимые средства и способы действий и выполняет их.
Успешность их выполнения зависит от правильно организованного учебного процесса.
В своей работе я придерживаюсь правила: овладел принципом – дальше учись сам. Поэтому я учу детей самостоятельно выделять систему ориентиров, необходимых для правильного выполнения задания, таким образом, обучение носит осознанный характер, ученик не только осознает то, чему ему предстоит обучиться, но и овладевает способами такого обучения, которые позволят ему впоследствии самостоятельно решать новые, возникающие перед ним задачи.
Учебно-воспитательный процесс выстраиваю по такой схеме:
На I этапе учебно-воспитательного процесса тщательно продумываю начало урока, чтобы оно захватило ребят своей необычностью, яркостью, дало толчок к мыслительной деятельности, настроило на изучение нового материала.
В 5-х классах при проведении сюжетно-ролевых уроков в качестве мотивации использую сказочных персонажей, предлагающих вопросы. «Хотели бы вы очутиться в сказке?», «Вы спасёте нас от пришельцев?» и др.
Для решения задач II этапа (подготовительная часть) часто применяю комплексы ОРУ с предметами и без, самостоятельно разработанные учащимися дома, под музыкальное сопровождение, также подобранное детьми. Данные комплексы направлены на подготовку функционального состояния организма к предстоящей нагрузке в основной части урока.
После выполнения комплекса упражнений спрашиваю учащихся: «Как вы думаете, для чего вы проделали данный комплекс?». Идёт живой диалог (интерактивное обучение).
В основной части урока часто использую групповую работу и работу в парах.
В 5-м классе при обучении строевым упражнениям спрашиваю детей: «Зачем нам нужны построения и перестроения?». В ходе предположений, обсуждений учащиеся убеждаются в важности действовать по строевым командам. Привожу дорожную ситуацию: несколько машин мчатся по узкой горной дороге, внезапно одна из них тормозит. Задаю вопрос: «Как должны поступить при этом водители других машин?». Дети быстро находят правильный ответ: «Остальные машины тоже остановятся или случится авария». Я дополняю: «И в классе могут быть несчастные случаи, если ученик не остановится по команде «СТОЙ!» или, наоборот, остановится без команды». Таким образом, привлекаю внимание детей к строевым упражнениям. Они начинают внимательнее относиться к моим словам, стремятся сами разобраться в предъявляемых к ним требованиях.
Или при обучении ловли и передачи мяча спрашиваю детей: «Где может пригодиться умение владеть мячом?» Я стараюсь подвести их к пониманию значимости этого упражнения, важности его для развития координации движений, освоения спортивных игр. Прошу детей прислушаться, а сам дважды демонстрирую упражнение-ловлю мяча. Один раз мяч звучно шлёпается на мои ладони, а другой раз ловлю его бесшумно. Дети пробуют повторить. А потом вместе выясняют, что мяч надо встречать, вытягивая к нему руки, мягко принимать на пальцы и, сгибая руки, гасить его движение.
На стадии совершенствования двигательного действия побуждаю детей к поиску различных вариантов упражнения. Продумывая упражнения, дети получают удовольствие и учатся размышлять.
Такая форма общения учителя с учениками наилучшим образом соответствует желаниям и потребностям детей. Каждому из них хочется показать свои знания. Да и я не обольщаюсь уверенными ответами отдельных учеников, а сразу вижу весь класс, отмечаю, все ли правильно меня поняли, все ли усвоили учебный материал. Потому, как дети движениями отвечают на вопросы, - легко могу выявить тех, кто не думает сам, а просто копирует действия товарищей. Так быстро определяются ученики, не поспевающие за всеми, и, пока они безнадёжно не отстали, есть ещё время им помочь. Для этого даю индивидуальные задания отстающим ученикам. Они выполняют их на уроке самостоятельно или с помощью более подготовленных ребят, в помощь предлагаю карточки – задания.
В 6-м классе при изучении темы «Метание малого мяча» организую занятия сменами с разделением учеников на пары. Ученик, ожидающий очереди, наблюдает за действиями своего товарища и по заранее указанным мною критериям устанавливает, что хорошо, что плохо выполнено. Выполняя такие задания, наблюдающие помогают своим партнёрам лучше усвоить технику и в то же время усваивают её сами. Здесь же для формирования стойкого интереса и осмысленного отношения к цели занятия создаю ситуацию, позволяющую приблизить полученные знания и умения к практической деятельности, например: метание в цель после бега - учащийся в роли солдата, которому надо поразить «вражеский танк». Такая ситуация помогает моделировать естественные условия выполнения упражнений и прочно усвоить учебный материал.
В 7-м классе на уроках подвижных игр применяю метод перехода в позицию «лидера» и «ведомого» при передаче опыта от одной группы к другой. Даю задание каждой группе: придумать игру и правила для неё. Когда все группы готовы, они меняются по «кругу», а один ученик из каждой группы остаётся и объясняет правила игры другой группе. Потом возвращается к своей группе. Таким образом, за урок проигрываются все придуманные игры. Подобная форма организации занятия помогает создать здоровый «психологический климат» в группе, атмосферу взаимопомощи, уважать мнение своих товарищей, выявить «лидеров».
В процессе преподавания, начиная с первых лет обучения, я стараюсь приучить учащихся к самостоятельной работе, к поиску нестандартных решений, к творческой работе. Школьные уроки физической культуры по-прежнему направлены на «прохождение» программы, а не на развитие мышления. Поэтому я создаю на уроках проблемные ситуации, чтобы ученики могли самостоятельно принимать решения, развивали мыслительную деятельность.
Часто задаю на дом творческие задания по выбору, например: составить комплекс общеразвивающих упражнений под музыкальное сопровождение для подготовительной части урока или вариант аутогенной тренировки для заключительной части урока; найти или придумать пословицы и поговорки о ЗОЖ или придумать подвижную игру. Благодаря развивающему обучению, дети на уроках физической культуры приучаются думать, сопоставлять факты, анализировать, оценивать, творить, активно оперировать полученными знаниями и умениями. Результаты говорят сами за себя: учащиеся с удовольствием посещают уроки физкультуры, серьёзно относятся к своему здоровью, показывают высокие спортивные результаты .
Учиться и учить. Через эти два состояния каждый человек обязательно проходит в течение своей жизни. А значит, каждый из нас может быть и учеником, и учителем. Это не просто социальные роли, это - состояние души, стремящейся к познанию мира и самореализации.
Я стараюсь дать учащимся возможность осознать значимость своей личности, воспитать у них стремление к творческому созиданию жизни. Стараюсь никогда не ставить точку в своём уроке, ибо многоточие - путь к размышлению, а значит к самосовершенствованию. А этой дороге нет конца.
© 2015, Головкина Светлана Викторовна 1459