СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Вальдорфская педагогика — это своеобразная форма обучения, развившаяся в Германии. В 1919 г. рабочие табачной фабрики Вальдорф-Астория (отсюда и название) в Штутгарте вместе с директором фабрики предложили немецкому ученому Рудольфу Штейнеру (1861—1925) создать школу для их детей. Вот он-то и создал первую школу, которую в соответствии с принципами альтернативной педагогики можно отнести к типу так называемых свободных школ. В основе ее лежит человек как духовное существо. Суть вальдорфской технологии образования — это воспитание чувств, формирование художественного вкуса, умений творчески созидать на основе знания природы.
Вальдорфская система — явление в России относительно новое. Как и откуда появилась эта методика и в чём её основные особенности? Цель — развить природные способности ребёнка, помочь ему поверить в собственные силы. Задачи вальдорфской педагогики 1. Обучение в согласии со своим внутренним миром и единстве духовного, умственного и физического развития. 2. Эмоционально насыщенные, живые, пробуждающие творческую фантазию и воображение уроки. У детей есть не только пытливый ум, но и умелые руки и открытое сердце, и обращаться с детьми надо соответственно. Внимание к становлению личных качеств характера, которые подготовят выпускников к жизни в сложном и противоречивом мире.
3.Развитие способности самостоятельного критического мышления, трепетного отношения к гармонии и красоте.
Организация пространственной среды
Вальдорфский подход к обустройству пространства не приемлет наличие современных технических устройств, таких, как компьютер, телевизор и т. д. Для полноценного и здорового развития ребёнка необходима гармоничная, творческая и спокойная атмосфера. Игровое пространство оснащается мебелью из натурального материала (деревянные столики, плетёные стульчики и кресла, открытые полки с корзинами, где лежат материалы для рукоделия); стены и окна художественно оформляются текстилём в тёплой, светлой цветовой палитре.
Вальдорфский учитель
Преподавание базируется на принципе подражания, преемственности и личного примера учителя. С 6 до 14 лет за классом закреплён один классный руководитель, каждое утро он радушно встречает детей и проводит двухчасовой урок без перемены, но и после 14 лет учащийся может рассчитывать на заботливую помощь и своевременную поддержку своего наставника. Таким образом, ребёнок всё детство и юность находится под покровительством одного человека, который успевает глубоко изучить личностные особенности и индивидуальные потребности каждого подопечного.
Такая традиция обеспечивает психологическую стабильность и максимальное раскрытие творческих способностей ученика. Педагог, в свою очередь, получает дополнительный источник вдохновения и мотивации, поскольку может наблюдать конечный результат своей профессиональной деятельности.
Плюсы и минусы вальдорфской методики
Вальдорфская педагогическая концепция, несмотря на большое количество преимуществ перед обычной школой, всё же сталкивается со своими проблемами.
Достоинства
Тёплая, располагающая атмосфера домашнего уюта. Компактные классы, в которых предлагают индивидуальный подход и пристальное внимание к каждому ребёнку. Отсутствие травмирующего фактора оценки, следовательно, страха перед учёбой. Тесный контакт и сотрудничество с родителями, консультирование и необходимая помощь. Для учеников занятия проводятся в увлекательной живой форме, что стимулирует познавательные и творческие способности. Прививаются практические навыки жизни, развиваются качества самостоятельного критического мышления, детей приучают к дисциплине и самоконтролю. Занятия творчеством чередуются с ручным трудом и физическими упражнениями, что позволяет распределять нагрузку плавно и гибко, не переутомляя ребёнка.
Недостатки вальдорфской педагогической модели
В основе процесса познания, с точки зрения Штейнера, находится личный чувственно-сверхчувственный опыт, поэтому изучение наук, основанных на логике, анализе, техническом развитии и экспериментальной практике, недооценивается и вытесняется из учебной программы. Ученики могут иметь трудности в дальнейшем, столкнувшись с требованиями стандартной системы (например, в университете или обычной школе). Учение Штейнера оперирует эзотерическими понятиями, такими как «эфирные, астральные или высшие духовные тела», к которым приобщается ребёнок по мере своего духовного развития. Такой эзотерический акцент педагогической концепции Штейнера некоторые методисты считают несколько странным, кроме того, непредсказуемо опасным для интеллекта ребёнка и разрушительным для его психики. Успешное образование в вальдорфской школе находится в непосредственной зависимости от степени личного профессионализма и одарённости педагога.
Вальдорфская педагогика занимает среди других инновационных начинаний особое место, так как представляет педагогическую традицию обладающую огромным практическим опытом, притом опытом интернациональным. Вальдорфская педагогика явление не сугубо немецкое или европейское, за ней стоит общечеловеческий культурный импульс, актуальный именно для нашего времени. Сегодня, когда разрушаются традиционные культуры, подвергаются сомнению религиозные ценности, исчезает толерантность и общность между людьми, молодые люди все чаще нуждаются в помощи, чтобы развить в себе такие качества как доверие, сочувствие, способность к моральной оценке действительности, различению добра и зла. Именно эти ценности и культивирую сознательно вальдорфские школы, опираясь на сотрудничество с родителями. В конечном счете, весь процесс обучения направлен на то, чтобы ребенок «знал и любил этот мир» и всех его обитателей. И в этом смысле завещанный Штейнером подход к образованию смело можно назвать экологическим подходом. Школы Штейнера представляют собой сегодня один из вариантов гуманной школы и уже только поэтому у нее многому можно и нужно учиться. Главная идея, положенная в основу вальдорфской педагогики, это идея общечеловеческого образования. Школа не должна ставить перед собой иных задач, кроме наиболее полного раскрытия заложенных в человеке задатков. Детство и юность не есть подготовка к взрослой «жизни». Они представляют собой особые, самоценные фазы развития, определяющие и формирующие физическое, психологическое и духовное здоровье личности. Ведущим понятием всего педагогического процесса и организации работы школы являются понятие «целостности», «намерение дать образование всему человеку, его мышлению, чувству, воле или, иными словами, его голове, сердцу и рукам». В любом обществе, где отдельный человек не является лишь средством, система образования должна быть построена на общечеловеческой основе.
© 2022, Шаталова Полина Михайловна 704