СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Используй свой разум, чтобы заставить тело двигаться.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В словаре русского языка С.И.Ожегова понятие «здоровье» рассматривается как правильная, нормальная деятельность организма. Очевидно, что здоровье, в нашем понимании этого слова, лежат в основе благополучия любого человека. Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире. Однако в результате порожденных социальной ситуацией противоречий, сложившихся сегодня в нашем обществе, здоровью человека уделяется все меньше и меньше внимания. Качественные медицинские услуги, как правило, становятся платными, отдых и лечение в санаториях может позволить себе далеко не каждый, систематические занятия физкультурой на базе спортивных комплексов под руководством грамотных специалистов также доступны лишь немногим.

В такой ситуации как никогда актуальной для любого человека становится задача сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста.

Первое, что меня всегда волновало и как педагога и как родителя, почему дети веселые, шумные в детском саду и дома, придя в первый класс после первого полугодия, неузнаваемы? От веселого, смеющегося мальчишки остался послушный и тихий ученик, боящийся как бы не поставили в вину ему, что он, где-то не справился с заданием, не оправдал возложенных на него учителем надежд. Искал ответ, как сделать плавным переход в начальную школу из семьи и детского сада, не приглушая его программой, а давая выход тем светлым и чистым ростком его души, сформировавшимися сказками.

И нашел ответ, побывав на курсах в Одессе, Санкт-Петербурге и Москве по Вальдорфской педагогике по наследию Р.Штайнера. Естественно, взяв элементы, с которыми внутренне был согласен и сочетал применимыми в своем предмете - физическая культура.

Я искренне желаю помочь папам и мамам, бабушкам и дедушкам, воспитателям, учителям - всем тем, кто хочет видеть своих детей духовно богатыми, душевно светлыми и физически здоровыми, в познании гуманистического наследия Р.Штайнера.

Мой опыт основан на пятилетием опыте работы по методике Вальдорфской школы. И в этом помогает эвритмия — язык жестов.

На уроке учитель читает материал, ученик должен пересказывать его через сказки. Если ребенок правильно говорит, то он и писать будет правильно. После пересказа ребенок должен рисовать различные формы: с углами и круглые формы. Ребенок сопереживает всем телом, руками, ногами, головой.

Из этих форм состоят все буквы. Сначала ребенок их рисует в воздухе. Это длится четыре недели. Начинают обычно с простых фигур, но постепенно становится более требовательным к фигурам.

Например, всем известная сказка «О рыбаке и золотой рыбке».

На уроке физкультуры я на доске рисую:

Обратите внимание на ритмичные повторения линий

Первое желание рыбака.

Второе желание рыбака.

Третье желание рыбака.

Шторм.

Окончание сказки.

Чтобы лучше понять, что такое эвритмия, следует сначала определить ее речевую связь с движениями. Каждое эвритмическое движение исходит от душевного состояния исполнителя, от его восприятия окружающего мира, которое проявляется в разнообразных формах выражения симпатии и антипатии, открытости и замкнутости души, радости и грусти, в благовении и отчаянии, в восторге и разочаровании, в сообразительности и силе воли.

Чтобы душевные переживания проявились в соответствующих движениях, занимающийся должен отвлечься от всего обыденного и сосредоточиться на предмете эвритмирования. Благодаря наполняющим его чувствам, своему воображению, фантазии посредствам своей душевной активности он реализует в движениях те или иные речевые ритмы.

Дети после разминки в кругу по нескольким чертежам живо и красочно рассказывают сказку, причем каждый добавляет свои краски в образы героев. Вы спросите для чего это надо?

В 1 - 3 классах обучения должно идти через образы. Тут мы можем искать таланты. Игра, абстракция у ребенка составляет единое целое. Он еще не умеет их разделять. Дети воспринимают мир через свои фантазии, т.е. играют, например обычный стол представляется им лодкой. Так и у древних людей мир воспринимался через фантазии и картины. Только постепенно детская игра насыщается представлениями. Сначала ребенок топает из чистой радости топанья, позднее топанье становится ритмичным, мальчик «марширует», он «солдат». Маленький ребенок строит из кубиков, чтобы тотчас разрушить постройку, это для него важнее, чем построить дом или башню.

Он переживает процесс построения и разрушения с той же радостью, что и аналогичные процессы в его организме. Игры ребенка - первоклассника связаны с внутренней деятельностью его организма. Ребенка в 1-3 классах продолжает играть не только в игры, но и в игрушки.

Игрушка - друг «образующих сил», если она проста, примитивна и не очень богата. Если она дает ребенку возможность образовывать, преобразовывать и заканчивать незаконченное в фантазии. Ребенок должен иметь возможность развивать «образующие силы», высвобождающиеся из тела и господствующие в фантазии, иначе они накапливаются, отражаются на организм, угнетают ребенка. Это может проявиться в непослушании, плохом настроении болезненности, но прежде всего повреждается здоровые задатки будущего. Рудольф Штайнер назвал это внутреннее накопление сил и фантазии «внутренним телесным наказанием, которое для ребенка так же мучительно и еще более вредно действует на его будущее, чем внешние телесные наказания. Только играющий человек - полностью человек. Я помогаю детям играть правильно и играю с детьми вместе, пока они не научатся играть самостоятельно. И простая кегля у нас становится часовым, охраняющим замок от врагов, а вокруг нарисованного на стене мелом замка разворачиваются приключения с добром и злом, в которых как и во всякой сказке побеждает добро. Причем тут на уроке я обязательно учитываю темперамент ребенка. Маленькому сангвинику нужно помочь играть в одну игру. Медленную игру флегматика следует несколько оживить, меланхолика попытаться включить в игру других детей, а холерика побуждать время от времени подчиняться.

В мире растений «образующих силу» действуют в повторение: побег за побегом, лист за листом и т.д. Так же ребенок требует повторений для развития нравственной жизни. Все время с терпением говорить о том же самом, то же рассказывать, давать возможность ежедневно в одно и то же время делать что - либо - это воспитывает волю ребенка. В нашем случае это утренняя гимнастика, посещение спортивных секций и кружков, да даже само построение урока: рапорт, общеразвивающие упражнения на разминке, основная часть - игровая и заключительная на восстановление дыхания. Доброе терпение и ритмичная форма повседневной жизни - основы воспитания.

Поговорим о фантазии. Фантазии, которые становятся внутренними историями, характерны для детей на 9 -м, 10-м году жизни, когда ребенок отделяет себя от окружающего мира, окружающих его людей, начинает к ним критически относиться. Целительное средство в таком случае - русские, сказки, которые наполняют душу детей художественными, волнующими и пробуждающими ее образами.

Вот мы и дошли до образного обучения. Каждое живое существо лучше растет там, где оно находит необходимые для данного вида жизненные условия. Существуют растения, которым требуется большое количество воды и тени, и мы не добьемся ничего, если посадим в воспитательных целях это растение на солнце при скудном водном рационе. Ребенок приходит в школу в определенный момент развития, обычно в период смены зубов. Если его воспитывать так, как будто он уже прошел период полового созревания, то ничего хорошего не будет. Напротив, можно очень сильно искалечить человека, не заметив этого. Поэтому основной задачей учителя является освобождение из оков научно - интеллектуального образования. Учитель должен быть творчески свободным человеком. Школьные учебники для этого не годятся. Ведь ребенок до полового созревания далеко не взрослый и ему современную науку надо излагать в популярной форме. Значительная часть подготовки состоит в том, чтобы знания представить в образной, художественной форме. Поэтому общательно на уроке чтения прошу учителя начальных классов прочитать детям сказку, а затем уже на физкультуре мы играем эту сказку движениями, играми, рассказываем словами. И наготого что ребенок рассказал сказку в двух - трех предложениях, он проиграл ее в подвижных играх, гимнастике, легкой атлетике, ощутил тактично. Все вместе и слово и движение способствовало формированию образа героя сказки, осмыслению его поступков. Ребенок пропустил сказку через себя и все краски и образы пришлось додумывать ему самому. Вот так шаг за шагом и формируется у маленького человека, образное мышление. Когда он в образе, он забывает трудности движения, ребенок видит не себя неумеху, а ловкого, умелого героя сказки, легко справляется с трудностями возникшими по спасению персонажей сказок.

Вредно действует на детей, когда они в своей деятельности вынуждены обращать внимание на «интеллектуальный смысл» и на «значения», чем на творческий процесс. Такой творческой деятельностью является, например, речь. Как инструменты здесь предстают: гортань, небо, язык, губы, которые образуют звуки. Дети должны ощутить, как они действуют, когда образуются звуки, слова. Дети с огромным удовольствием повторяют каждый новый звук, каждое новое слово, как они смеются над звуковыми сочетаниями, которые кажутся им странными! Некоторые слова дети любят повторять, хотя не вкладывают в них интеллектуального смысла. Такие слова имеют для детей ауру. Это бывает, когда ребенок не только слышит звучание, но и будто «ощущает вкус» и «видит сияние» слова.

Дети ощущают нечто светлое, сияющее в А, темное, вызывающее страх - в У, острое, колкое - в И, отклоняющее, отталкивающее - в Е, пробуждающее удивление - в О. Они связывают свои чувства со звуками. Эвритмия, как подвижная речь, особенно подходит для детей с их непоседливостью.

Буквы также должны сначала составляться в художественные, образные формы, прежде чем ребенок будет воспринимать их как знаки, носящие абстрактный смысл. Для развития душевных сил человека существенно, как он учится переживать цвета и звуки. Ребенок должен пережить, что желтый - сияет, красный - хочет действовать, голубой - отступает и т.д. Короче говоря, что все цвета что - то «делают».

Учитель может не уметь рисовать, однако для ребенка гораздо важнее даже примитивная картинка, если она возникает перед ним на доске, нежели красивая законченная картинка в книге, на которой ничего нельзя изменить.

Учитель должен сделать для себя законом - ничего не преподносить малышам, что скучно ему самому, а в каждом предмете находить уникальное. Все то, где взрослый духовно активен, действует воспитывающее.

Итак, обобщая все сказанное ранее можно определить структуру урока (независимо, физкультура это или география, ритмика или физика).

  1. Ритмическая часть урока. Первая часть вводит и знакомит в общих чертах с тем, что будет на уроке.
  2. Повторительная, рассматривающая часть урока. Она настраивает на рабочий лад, знакомит с новым материалом, знакомит с эпохой, историей того что необходимо изучить.
  3. Рассудительная часть урока (в старших классах).
  4. Доклад учителя (чувственная часть урока).
  5. Как вести тетради (маленький диктант, сочинение для обобщения, просмотр получающихся элементов или упражнений, выполняемых на уроке).
  6. Рассказывающая часть урока, особенно важна в младших классах. Она является успокаивающей частью урока, где обычно дается наиболее интересный материал.

Так как ребенок мыслит образами, я привожу для примера как на уроках физкультуры (эвритмия) может помочь учителю начальной школы изучать алфавит:

А _______________

От большего к меньшему

Руки - к солнцу

- друг к другу

- к земле

Е-защита

И - победа, самоутверждение

О - объем (удивление) взгляд со стороны на землю

У - безысходность, сожаление

Б - твердость, решимость (лопатки и мышцы спины сведены)

М - мягкая передача теплоты другому

Д - земное притяжение *

Н - мед, тягучий плечами, ногами, носками

П - давление отталкивание

С - огонь, пламя

Г - растяжение плотной среды, отстранение

X - направление и дуновение свежего ветра в лицо, энергии

Т -

И заканчиваются обычно уроки эвритмии, т.е. уроки жестов, образов, чувств медитацией. Ведь медитация — это духовное размышление. При медитации мы включаем эфирный мозг.

Хочется закончить тему сегодняшнего умозаключения антропософии:

Идеи антропософии

Это любовью сотворенные сосуды,

Куда вливаются духовным образом

Из высших миров существо человека

Свет истинной человечности,

Овеянный полными любви мыслями,

Должен просиять через Антропософию

И познание есть лишь форма,

Благодаря которой дана человеку,

Возможность того,

Чтобы истинный дух из мировых далей,

Вступил в человеческое сердце,

Чтобы он мог из сердца человека.

Просветить человеческие мысли.

И так как Антропософию поистине,

Только любовью можно охватить.

То и она поэтому дарит любовь,

И если понято человеком должным образом.

Обобщая выше сказанное добавлю, играя с детьми в сказки в 1 - 3 классах я не отхожу от программы, ведь в сказке можно использовать и элементы легкой атлетики, гимнастики, спортивных и подвижных игр. Оценки в 1 -3 классах я не ставлю, поэтому дети растут без комплексов, что у них что - то получается хуже чем у других, гораздо важнее что у детей вырабатывается интерес к физкультуре, поэтому занимаются и пухленькие и худышки. На моих уроках Вы не найдете детей сидящих на лавке, с ужасом в глазах, боящихся что вдруг им поставят низкую оценку. В среднем звене интерес к физкультуре возрастает, а в старшем стабилизируется, т.к. у детей выработался «иммунитет» на то что они что-то не смогут. В среднем и старшем звене обязательно отношусь к детям дифиренцированно и пусть для нас с Викой или Дашей сегодня получился кувырок вперед в 5 классе, хотя он по программе значительно раньше, но для этой Вики это победа и победа не малая. То что у нее год не получалось сегодня вышло. И это победа над собой, ведь главная задача сделать ребенка здоровым, жизнерадостным, научить заботиться о своем здоровье. А это поверьте не мало! Огромное подспорье в этом и факультатив - валеология, наука о здоровом образе жизни, который я веду с 1 -11 класс. И он как не кстати дополняет физкультуру. Ведь кроме того как обрести здоровье важно знать и что делать чтобы здоровый образ жизни с учетом возрастных и психологических особенностей создавался микромир в котором малыши могут удовлетворить свою любознательность, используя игру, героев книг и мультфильмов в качестве реальных партнеров для общения. Мной разработана программа для младших, средних, старших школьников, цепями которой являются: - формирование жизненной установки социально ориентированной личности, способности ее к самореализации.

И ученики после уроков физкультуры, воспитывающих у них силу, ловкость, быстроту, устраняющих «комплексы ошибок» в движениях, узнают много нового о своем теле. Ребята учат не только как и из каких органов состоит человек, но и как сделать так, чтобы здоровье сохранялось на долгие годы. И человек чувствовал себя молодым и здоровым до глубокой старости.

Дети на факультативе по валеологии овладевают знаниями и навыками доврачебной помощи и профилактики заболеваний, умением в обеспечении безопасности, личной и окружающих, включению защитных факторов в условиях чрезвычайных ситуаций.

И такой подход, начиная с малышей и кончал старшеклассниками, дает очень хорошие результаты. Например, мальчишки 1989 г.р. 6 лет подряд являются чемпионами города по баскетболу, регулярно представляют Апшеронский район на Краевом уровне. Не отстают и другие возраста, чемпионами по легкой атлетике, футболу становились и дети 1992 - 1993 г.р., а в этом году чемпионами города по баскетболу стали и самые маленькие, девочки 1995 г.р.

Но гораздо важнее, что нынешние девочки и мальчики - это будущие мамы и папы, которые не будут пасовать перед трудностями, а главное - они как будущие родители должны будут первыми научить своего ребенка основам физической культуры, привить любовь к физическим упражнениям.

Ну и напоследок не бойтесь опуститься до уровня детей, посмотреть на мир их глазами, показаться им смешными, гораздо страшнее для них, когда педагог холодный и недоступный! Такой ребенок никогда не раскроется как цветок, не обнажит красоту своей души. А ведь урок тогда удался, когда есть обратная связь с учеником, от него идет положительная энергия.

Как сказан герой одного фильма профессии врача и педагога схожи. Девиз - не навреди. Так будем же умными, добрыми и чуткими врачевателями детских душ, и тогда будущее поколение не будет называться «потерянным».

Категория: Физкультура
16.09.2018 00:53


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!