СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовная составляющая предмета «музыка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начать свой доклад мне хотелось бы с обозначения проблемы духовной составляющей в жизни людей.

Сегодня человечество находится в кризисе. Ядром кризиса является духовная сфера человека, т. к. она и есть главное сущностное проявления «ЧЕЛОВЕКА В ЧЕЛОВЕКЕ». Люди разделились на два лагеря: живущих ради материальных ценностей и духовно развивающихся. Это различие стало очень резким в современном обществе, раньше его не было столь заметно по причине господства церкви (речь идет о конце 19 начала 20 вв.)

В современной России осознается падение нравственности, что означает смену ценностных ориентаций под влияний различных обстоятельств (например, экономической неустойчивости). В складывающихся социально – культурных условиях российская школа призвана решать задачи обеспечения дальнейшего развития отечественной культуры, нравственного воспитания нового поколения.

Общеизвестно, что ядром и главным средством нравственно – эстетического воспитания является искусство, отличающееся универсальным инструментом воздействия на личность во всех направлениях. Каждый из видов искусств специфически влияет на формирование внутреннего мира человека. Музыка в системе искусств занимает особое место благодаря своему комплексному воздействию на человека.

О воспитательном воздействии музыкального искусства на духовный мир человека и, соответственно, общества в целом, писал в своих работах теоретик С. И. Миропольский (19 - 20 вв.). Он неоднократно подчеркивал, что «образовывая чувство изящества в народных массах, мы облагораживаем народ, мы развиваем в нем свежие, здоровые инстинкты, мы приучаем его отвращаться от всего грязного и грубого».

Образование в современной школе не может осуществляться без воспитания. Воспитание не мыслимо без постоянного духовного общения учителя и ребенка.

А урок является важнейшей организационной формой процесса познания мира учащимися. От того, как и через кого дети познают мир, какие убеждения формируются у них, зависит весь строй их духовной жизни.

Творчество детей, в том числе и музыкальное – это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальность ребенка. Творчество открывает в детской душе те сокровенные уголки, в которых дремлют источники добрых чувств. Помогая ребенку через мир музыки чувствовать красоту окружающего мира, учитель сам незаметно прикасается к этим уголкам.

Как же пробудить у ребят светлые, добрые чувства, как зародить в них духовность, доброжелательность? Каждый учитель в своей практике не раз задавал детям вопрос: какими людьми они хотели бы стать? Ответы детей из собственного педагогического опыта такие: они хотят стать сильными, мужественными, умными, красивыми, здоровыми… И редко кто из них скажет, что хочет стать добрым. А ведь корень, источник доброты и заключается в созидании, в творчестве.

Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков – важное средство нравственного и умственного воспитания человека, можно сказать источник душевной чистоты. Музыка открывает людям глаза на красоту природы, человеческие отношения, пробуждает представление о возвышенном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе.

В музыкальном воспитании как и в эстетическом воспитании детей важны психологические установки, которыми учитель руководствуется, приобщая детей к миру прекрасного. Не достаточно просто отдавать свои знания детям, важно быть неким проводником чувств, от которого бы дети получали впечатления эстетического характера. По природе своей человек не может жить без красоты. И, как педагог, лично я вижу своей задачей научить жить ребенка в мире прекрасного, социализировать его именно в этой сфере, помочь хотя бы немного ориентироваться в этом мире, чтобы красота мира творила красоту в нем самом.

Музыкальное воспитание в школе (я не оговорилась, именно воспитание, а не образование) – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание ЧЕЛОВЕКА.

Простой пример: Первый класс приходит на урок музыки, один из учеников надрывно задает вопрос: «А зачем нам вообще нужна музыка?!».

Я просто открыла окно и попросила послушать звуки за окном. «Это музыка… Музыка ветра, дождя, листьев, ваша музыка…» - ответила я ребятам.

Еще один пример: На одном из моих уроков дети слушали «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского – Корсакова. Музыка не нашла в душах детей эмоционального отклика, хотя я, как педагог пыталась нарисовать им картину того, как шмель то приближается, то отдаляется…Случайно, в окно залетает шмель. Дети от страха замирают от волнения, что он кого – нибудь укусит, и неожиданно для себя самих улавливают по звуку и его приближение, и его остановки…Недоумевая, сами того не желая они стали свидетелями необычайной сказки, рождения чуда. И уже при повторном прослушивании музыкального фрагмента, они сами стали рисовать уже собственные образы. Им стал понятен тот факт, что мелодия, услышанная ими, действительно напоминает полет шмеля, что в музыкальном произведении есть какая – то своеобразная красота, уже ранее подмеченная композитором в природе и переданная нам. В том, что до сих пор казалось им обычным, открылась красота. Я увидела, как музыка обострила эмоциональную отзывчивость детей.

Хочется, чтобы каждый ребенок под влиянием музыки мечтал, фантазировал, чтобы под влиянием музыкального образа по – новому раскрывались перед детьми особенности предметов и явлений действительности. Музыка – один из немногих предметов в школе, где мы все учимся чувствовать.

Программа, по которой я работаю в начальных классах нашей школе, называется «Планета знаний». Составитель Т. И. Бакланова. В программе сделан специальный акцент на задачу «Формирования духовной культуры личности». Так же уделено внимание музыкальному фольклору народов России, классической музыке, песенным истокам русской профессиональной музыки.

- Концепция (основная идея) программы

В программе реализуется целостный подход к музыкальной деятельности, включающий: исполнение, слушание и импровизирование. При этом все виды музыкальной деятельности направлены на осознание языка музыкального искусства и протекают как творческий процесс, в ходе которого раскрываются индивидуальные возможности ребенка, проявляется его творческая активность.

Содержание основано на целенаправленно отобранных музыкальных образах природы, сказочных персонажей, человека, народа, Родины. Художественно-образное содержание музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения и прослушивания, отражает такие духовно-нравственные ценности, как любовь к России, людям, природе, к прекрасному в искусстве и жизни. В этих музыкальных произведениях воплощены также традиционные для отечественной культуры образы-идеалы человека и такие качества реальных и сказочных героев, как доброта, красота, смелость, находчивость, сообразительность, способность к состраданию, любовь к детям, трудолюбие, справедливость.

Семантический контекст заключается в акцентировании внимания на значениях и смыслах музыкальных текстов.

Выделены приоритетные значения, смыслы и образы музыкального искусства:

- музыкальные образы природы, семьи, детей и детства, родного дома, Родины;

- музыкальные образы сказочных героев, обладающих теми или иными добродетелями;

Исторический контекст программного содержания позволяет показать взаимосвязь историко-культурных традиций и современности, а также диалог музыкальных культур различных эпох, цивилизаций, народов и стран. Средствами музыкального искусства

у детей формируются как интерес к музыкальным традициям и современной музыкальной жизни разных народов России и других стран, так и представления о музыке старинной и современной, классической и народной.

Культурологический и этнокультурный контексты обеспечивают формирование у детей первоначальных представлений о формах бытования тех или иных музыкальных произведений и музыкальных инструментов в различных социокультурных и этнокультурных средах. Для этого предусмотрено "вживание" детей в конкретные музыкально-бытовые ситуации (музыка в нашем доме, на улицах города,

в храме, на балу, народном празднике, в театре, кино, цирке и т. д.).

Особое внимание в программе уделено повышению роли музыкального образования в формировании духовно – нравственной культуры личности, в воспитании учащихся на основе лучших культурно – исторических и национально – культурных традиций России, а также широкому использованию средств искусства в патриотическом воспитании обучающихся, в формировании у них культуры межнациональных отношений.

И в завершении своего небольшого выступления, вышеизложенное позволяет сделать вывод об огромном воспитательном потенциале музыки. Музыка может и должна широко использоваться в целях нравственно – эстетического, духовного воспитания школьников, где «духовность» - проявление высшей гармонии и красоты. Вот как объясняет слово «духовный» В. Даль в Толковом словаре: все относящееся к Богу, церкви, вере; все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля».

И еще один известный Вам классик сказал: «Красота спасет мир!» Но мне хочется завершить эту фразу иначе: «Красота спасет мир, если она добра».

05.11.2017 11:26


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!