СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эдьютейнмент– современная технология обучения английскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Эдьютейнмент– современная технология обучения английскому языку»

Смена моделей обучения влечёт за собой и смену подачи учебного материала. Принятая ранее традиционная модель передачи знания (учитель – ученик или учитель – ученик – учебник) меняется на вовлекающую, где главным становится не сама информация, а способы её подачи и восприятия. Такие психологические особенности современного поколения учащихся, подверженных своего рода интернетизации и постоянному влиянию технических и мобильных устройств, как неспособность к долговременной концентрации внимания на одном материале, гиперактивность, сокращение объёма воспринимаемой информации, быстрая утомляемость и потребность в постоянной смене деятельности, диктуют необходимость поиска новых, ярких форм и оригинальных методик обучения. В связи с этим от современного преподавателя требуется владение специальными образовательными технологиями, благодаря которым сам процесс обучения становится вовлекающим, развивающим, эмоционально насыщенным, порождающим сопричастность к происходящему на занятии.

«Эдьютейнмент» (edutainment: education+entertainment) - в переводе с английского языка данное понятие означает «обучение через развлечение». Впервые данное понятие использовал в докладе Роберт Хейман в 1973 году в докладе для Национального Географического общества. Эдьютейнмент считали наиболее продуктивным для повышения мотивации сотрудников на курсах повышения квалификации. В 1970-е гг. эдьютейнмент представлял собой развлекательные проекты, основной целью которых являлось развитие социальных и культурных ценностей молодежи.

В современной отечественной педагогике эдьютейнмент – это особая технология обучения, рассматриваемая как совокупность современных технических и дидактических средств обучения, которая основана на концепции обучения через развлечение. Задания по технологии «эдьютейнмент» должны соответствовать трём педагогическим принципам: связь теории с практикой, последовательность и доступность.

Следует отметить, что эдьютейнмент не является альтернативой академическому образованию, эта технология является интересным способом получения новых знаний через активное участие и интерес, а также доступным методом обучения людей любых возрастов для достижения конкретных и быстрых результатов. Применение эдьютейнмента – это переосмысление традиционных форм обучения в современном формате: обучающийся сосредотачивается на учебном процессе, имея при этом развлекательные цели.

Средства эдьютейнмента делятся на традиционные и современные: традиционные – это музыка, фильмы, комиксы, книги, телепрограммы, современные – это электронные системы, персональные компьютерные системы, веб-технологии. Подобные форматы представления образовательного материала имеют установку на занимательность, эмоциональную вовлеченность. Практики и теоретики сходятся во мнении, что эдьютейнмент способен формировать позитивные эмоции, положительное отношение к учёбе, как внутреннюю, так и внешнюю мотивацию.

Современные эдьютейнмент-средства помогают сделать процесс обучения английскому языку увлекательным и эффективным. В рамках уроков английского языка возможно использование следующих средств: воссоздание известных сцен и кадров из популярных фильмов на языке; прослушивание песен с пропущенными некоторыми словами (с учётом возраста обучающихся и уровня владения языком) и заполнение пробелов; создание телепрограммы на языке на интересующие подростков темы (это могут быть новости, ток-шоу, квесты).

Очень популярным эдьютейнмент-средством является – «мозговой штурм». Например, при изучении достопримечательностей Великобритании или США, можно предложить обучающимся в группах или индивидуально создать лучший туристический маршрут по стране, используя все доступные средства: презентации, лозунги, музыку и т.д. Каждой группе (обучающемуся) на выступление и презентацию собственного маршрута даются 5 минут. В конце урока преподаватель вместе с обучающимися определяют победителя. Подобное занятие можно проводить как урок английского языка, в зависимости от загруженности педагога, как внеклассное или общешкольное мероприятие или мероприятие в рамках недели английского языка.

Одним из самых эффективных средств являются творческие тренинги. Отличительные черты этих тренингов состоят в том, что они выполняются как в устной, так и в письменной форме; по содержанию носят речевой и творческий характер; интересны и увлекательны как для учащихся, так и для преподавателей. Могут быть использованы как на уроке, так и во время поездок, экскурсий, как основа при подготовке школьных мероприятий. При изучении довольно сложной темы «Здоровье и правильное питание» учитель может вполне использовать данные в основном учебнике упражнения и тексты, немного изменив требования к выполнению заданий. Установка: «Мы – редакция популярного журнала и занимаемся журналистским расследованием. Поэтому будем рассматривать всю информацию учебника как требующую проверки». Упражнения в рамках творческого тренинга для чтения и аудирования: найдите и выпишите необходимую информацию; сделайте письменный обзор по теме или проблеме, используя при этом различные источники на иностранном языке; по аналогии со статьёй подготовьте материал для предполагаемой публикации в специальном журнале; прослушайте прогноз погоды на английском языке и сделайте его противоположным по смыслу (по ключевым словам). Упражнения в рамках творческого тренинга для письма и говорения: напишите письмо директору, другу, в Гидрометцентр, запросите информацию, поблагодарите и выразите надежду на скорый ответ и т.д.; определите, чем отличаются схемы различных писем, выделите отдельные клише, ключевые слова; дайте характеристику авторов, определите характер письма (личное, деловое, проблемное), спрогнозируйте возможный ответ; возьмите интервью у одноклассника на иностранном языке, учителя биологии, географии на русском языке и переведите его; расскажите о реальном прогнозе погоды на ближайшее время; поделитесь собственным мнением об экологии вашего города, подготовьте презентацию о самых неблагополучных районах. В результате получаются не только обзорные статьи с иллюстративным материалом для школьной газеты или стенгазеты, но и выставки работ обучающихся по проблеме, общешкольные мероприятия по конкретной проблеме. Следует отметить, что применяя подобные средства обучения, особенно эффективными становятся бинарные уроки с преподавателями смежных предметов.

«Открытое пространство» - очень популярное средство в современных европейских школах. Этот вариант применения технологии эдьютейнмента требует высокого уровня интеллектуальной и личностной активности, что предусмотрено ФГОС. Обучающимся даётся определенная тема и возможность свободно перемещаться по классу и принимать активное участие в любых диалогах (то же самое делает и педагог), в конце урока все собираются вместе и делятся впечатлениями. Особенно эффективно «открытое пространство» в младших классах для закрепления лексики и грамматики при подведении итогов изучения очередной темы. Такое средство повышает мотивацию обучающихся и способствует развитию креативности.

Восприятию визуальной информации нового уровня и вовлеченности в процесс её создания, развитию познавательной активности и ассоциативного мышления способствуют интерактивные формы обучения, разрабатываемые с помощью информационно-коммуникационных и интернет-технологий. К числу таких технологий относится «Облако тегов» (или «Облако слов»), которые представлены в онлайн-режиме и позволяют генерировать слова или тексты по типу мозаики из набора заданных слов. Изначально не задуманная как образовательная, эта технология развивалась в коммерческих, маркетинговых и дизайнерских целях, однако интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий и их интеграция во все сферы жизнедеятельности общества способствует её адаптивности и расширению потенциальных возможностей, в том числе в лингводидактическом плане. Познавательные возможности в изучении английского языка, психологические особенности восприятия информации современными обучающимися, визуальные и содержательные характеристики самой технологии «Облако слов» обусловили её дидактическую ценность.

Социальные сети, в которых современные подростки проводят большое количество времени, также могут использоваться как средства эдьютейнмента. На средней и старшей ступени изучения языка можно предложить общаться на языке в сети не менее 10-15 минут в день с англо-говорящим другом, так как способность излагать свои мысли на иностранном языке следует развивать последовательно и постоянно.

С целью подготовки обучающихся к ГИА и ЕГЭ, эффективно использовать «креативное письмо». Учитель отправляет обучающимся электронное письмо на два-три абзаца по определённой теме (например, описание какой-то ситуации – юмористической или интеллектуальной) и оставляет незаконченным. Обучающийся дописывает заранее установленное количество слов и отправляет следующему, и так до конца цепочки, то есть пока письмо не вернётся к учителю. Затем получившийся рассказ зачитывается целиком и оценивается. Критерии оценки могут быть разными: орфография, грамматика, логика построения высказывания, выбор лексики, юмор.

Использование системы эдьютейнмент ни в коем случае не подразумевает превращение всей системы обучения в игровую модель и не отменяет кропотливой работы учителя по обучению базовым навыкам, знаниям и умениям. Традиционная система обучения иностранным языкам обладает массой достоинств, однако в то же самое время ей присущи некоторая излишняя академичность и громоздкость. Именно поэтому перед любым учителем иностранных языков стоит задача преподать «живой язык», создать условия, максимально приближенные к условиям реального общения. Как утверждают специалисты, эдьютейнмент оптимально соответствует решению данной задачи. Обучение должно быть неразрывно связано с развлечением, а вот объём использования и вид эдьютейнмент-средств учитель может определять самостоятельно, исходя из конкретной ситуации.

Список литературы

  1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. // Н.Д. Гальскова. 3-е издание, переработанное и доп. М.: АРКТИ, 2014.
  2. Дьяконова О. О. Понятие «эдьютейнмент» в зарубежной и отечественной педагогике // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 6. С. 182-185.
  3. Колкер Я.М. и др. Практическая методика обучения иностранному языку: Учебное пособие. Я.М. Колкер, Е.С. Устинова, Т.М. Емалиева. М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  4. Кондрашова И. В. Edutainment как современная технология обучения иностранному языку будущих сотрудников правоохранительных органов // Правопорядок: история, теория, практика. 2015. № 2 (5). С. 82-85.
  5. Рублёва Е. В. Новая парадигма обучения или просто развлечение? Цели образования в XXI веке // Вестник совета молодых ученых: сб. науч. тр. Орск: Изд-во Ор. гум.-технолог. ин-та, 2013. Вып. 4. С. 223-227.
  6. Хангельдиева И. Г. Эдьютейнмент как философия и интегрированно-креативная технология современного образования // Aktuální Pedagogika. 2016. № 1. С. 13-17.
07.09.2020 23:11


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!