СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективное использование ИКТ на уроке информатики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эффективное использование ИКТ на уроке информатики

 

                                                                                    Тулеуова Р. О.,

ОСШ № 8,

г. Караганда

 

В начале XXI века современную жизнь довольно сложно представить без использования информационных технологий. Это вполне справедливо и для учебного процесса, где без компьютера уже не обойтись.

В результате педагог начал использовать компьютер не как некий технический элемент, который необходимо встроить в урок, а как средство, помогающее вывести ученика в информационное пространство мира без границ.

Чтобы повысить качество знаний,  необходима учебная  мотивация, которая направлена на:

- обеспечение понимания ценности приобретаемых знаний, умений;

- сознательное отношение к их усвоению;

- формирование интереса к предмету.

Замечено, что использование компьютера дает возможность замкнутым ученикам раскрепоститься и поделиться своими знаниями с товарищами, повышает их самостоятельность в процессе обучения, уровень общения и культуры, помогает раскрытию творческих способностей, развивает речь.

     Применение компьютерных технологий позволяет осуществить ещё один важный принцип образования - принцип гуманизма. Печатный шрифт, чёткое воспроизведение и большой формат представляемых образов позволяют включиться в работу даже тех ребят, которые на обычных уроках занимают пассивную позицию. Данный тип работы позволяет мнеработатьс учащимися  с низкими интеллектуальными способностями принимать участие в учебном диалоге, а значит, почувствовать себя успешными.

     Использование информационных технологий позволило мне включить в активную деятельностьучащихся,приобщаться к учебному предмету. Так учащиеся с низким уровнем мотивации приняли участие в конкурсах «Моя Родина – Казахстан», «Я люблю тебя, жизнь!».    

     Наглядность - один из ведущих принципов обучения. Компьютер, схемы, иллюстрации, меловые рисунки и другие виды наглядности позволяют представить учебный материал понятным для учащихся. Наглядность активизирует их внимание, мышление и память (психологами доказано, что человек запоминает 50% увиденного, в то время как услышанное воспроизводится только на 20%), заставляет переключать внимание с одного элемента урока на другой, не утомляя школьника.  Используя неограниченные возможности компьютера я применяю на своих уроках  презентации, слайды, видеоуроки. Это позволяет мне добиться следующего:

1. Облегчается поиск нужного наглядного материалапосредством сети Интернет;

2. Мультимедийный режим позволяет вывести на экран качественную визуальную информацию;

         3. Появляется возможность вывода на экран картины нужного размера (с помощью мультимедийного проектора).

Таким образом, новое время и новые ученики требуют создания новой школьной наглядности.

Технологию использования компьютера на своих уроках я начала с использования готовых пакетов мультимедийных программ по информатике с интерактивным интерфейсом, снабжённым видео- и аудиосопровождением.

С их помощью я могу иллюстрировать материал урока, порою выходя за рамки учебника, что позволяет ученику расширить свой кругозор.

Мультимедийные программы помогают учителю наглядно и увлекательно ознакомить учащихся с историей развития ЭВМ, дополняют большинство современных учебников.

        Как уже говорилось выше, готовые мультимедийные программы имеют целый ряд достоинств перед традиционной наглядностью. И хотя они выполнены профессионально, они имеют лишь общие сведения. Объём содержащейся в них информации невозможно уложить в 45 минут урока. Освоив программное обеспечение MicrosoftPowerPoint, поурочные планы строю в соответствие с конкретными целями и задачами, поставленными перед изучением нового материала.

Достоинством компьютерных презентаций является повышение темпа урока, они практически заменяют традиционные мел и доску. Все важные этапы урока я заранее фиксирую на слайдах, и это помогает мне сэкономить время.

Ещё одним положительным моментом презентаций является постоянное наличие необходимой информации перед глазами детей, а также возвращение к нужной информации при необходимости на любом этапе урока. Таким образом, у них работают сразу два вида памяти (визуальная, слуховая), что способствует лучшему усвоению нового материала.

Как показывает опыт использования готовых пакетов мультимедийных программ, на уроке информатики целесообразней применять их на таком типе урока, как уроке-изучения нового материала. Учащиеся работают с электронным учебником. Данный метод работы позволяет провести урок интересно и нестандартно закрепить полученные на уроке знания.

Конечно, в современных условиях невозможно проводить каждый урок информатики с применением компьютерной техники, поэтому необходимо произвести отбор тех тем, где применение средств мультимедиа наиболее актуально и обеспечено программой.

Часто учебники или другие печатные пособия имеют ссылку, изображение которых в них отсутствует. Проводить урок по теме «Форматирование текста» не имеет смысла, если перед глазами учащихся не имеются зрительные образы. Усвоение материала в данном случае будет иметь очень низкий процент (10%). Урок с использованием традиционных наглядных средств обучения значительно повышает этот процент (30%). При применении на таких уроках мультимедийных программ наблюдается значительный рост усвоения материала, чем при применении традиционных наглядных средств обучения (>50%).

Ещё одним важным преимуществом компьютеризированного обучения является новое отношение учащихся к ПГК, ЕНТ. Не секрет, что сегодня они оказываются  для учащихся тяжёлым испытанием. Интерактивная сеть позволяет учащимся экзаменовать самих себя постоянно и в спокойной обстановке. Систематически контролируя себя, они учатся адекватно оценивать собственные знания, чувствовать степень своей подготовки, в результате официальные экзамены перестают пугать и приносить нежелательные стрессы. Для этого я на уроке информатики провожу контрольные работы с помощью компьютера.

 

 

 

 

Тесты, с которыми я работаю с учениками, также составлены  в электронной версии, они представляют собой варианты от электронных карточек с вопросами и вариантами ответов до сложных многоуровневых структур, где забывчивому ученику предлагаются небольшие подсказки и уровень знаний оценивается сразу же.

Поэтому подтверждается педагогическая истина: эффективность усвоения знаний зависит от того, как эти знания подаются.

Применение компьютера позволяет уменьшить количество используемой для подготовки литературы и сократить время поиска нужной информации. Чем чаще используешь компьютер в учебном процессе, тем глубже осознаешь практически безграничный диапазон его применения. 

Я думаю, учителя согласны с мнением, что с применением  Интернета на уроках можно расширить кругозор учеников и повысить их интерес к любому предмету школьной программы. Школа должна подготовить учащегося к «плаванию» в нашем информационном мире. 

Список использованной литературы

1. Васенин В.А. Российский Интернет и новые технологии в образовании: Докл. на Втором Междунар. конгр. ЮНЕСКО "Образование и информатика" М., 2006.

2. Домрачев В.Г., Ретинская И.В. О классификации компьютерных образовательных информационных технологий // Информ. технологии. 2003. № 2.

3. Кинелев В.Г. Образование и цивилизация: Докл. на пленар. заседании Второго Междунар. конгр. "Образование и информатика", 1 июля 1996 г., М., 2009.

4. Образование и 21 век. Информационные и коммуникационные технологии. М. 2009. С.21

 

Категория: Информатика
08.01.2015 01:03


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!