СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективность преподавания химии в средней школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реформирование в области образования, сдача экзаменов по химии не только в 11 классах в форме ЕГЭ, но и в 9-ых классах в новой форме (в форме и по материалам ЕГЭ) заставило меня задуматься над проблемами  современного образования и  попытаться внести свою лепту в процесс его реформирования.

 К  основным проблемам преподавания химии в рамках средней школы, на мой взгляд, относятся следующие:

  • несбалансированность предметных программ; химия, как наука, аккумулирующая знания математики, физики, биологии, подчас тематически вырывается вперед, и приходится затрачивать массу времени и усилий на объяснение тем, выходящих за рамки предмета;
  • неудовлетворительное качество учебников, не учитывающих психофизическое состояние детей, перегруженных информацией, которая не только не может быть усвоена на этой ступени обучения, но и сама по себе является спорной или ошибочной,   к тому же нелогичных с точки зрения методики, написанных тяжелым языком (примером этому служит набившие оскомину учебники Гузея, Суровцевой);
  • перегруженность самой программы, которая все более усложняется в связи с резким повышением уровня сложности вступительных экзаменов.

      Обучение детей происходит на фоне общего ухудшения их физического самочувствия, снижения уровня благосостояния большинства их семей и возрастания в связи с этим проблем в области психического здоровья школьников.

     С учетом всех этих обстоятельств неоценимую помощь в полноценном усвоении программного материала может оказать метод  модульного обучения с применением элементов интерактивных технологий. Подобный подход к обучению данной науки позволяет за короткий промежуток времени  усвоить значительный теоретический материал, дифференцированно подойти  к обучению с учетом уровня интеллектуального развития школьника, а также его подготовки по данному предмету, его способностей и задатков, позволяет сформировать у ребят необходимые компетентности, которые позволят ему трудоустроится, ориентироваться в современном обществе и пр.

     Опорный  блок дает возможность ребятам выбрать наиболее интересующий их аспект в изучаемой теме и проявить свои знания в этом направлении. Использование опорных конспектов при изучении химии в старших классах значительно экономит время на уроке, что  дает возможность больше уделить внимания на выработку умений и навыков  учащихся. Синтез мультио-медио компонентов (текста, звука, анимации и пр.),  интерактивных форм взаимодействия и компьютерного моделирования  обеспечивает возможность восприятия информации на зрительном, слуховом, эмоциональном уровнях, что позволяет достигать наилучшего усвоения материала учеником.

     В условиях информатизации образовательного процесса опорные конспекты лучше всего составлять в электронном виде, используя возможности интерактивной доски.    Это вызывает дополнительный интерес учащихся. В условиях модульного обучения учитель приобретает иную роль в учебном процессе, нисколько не менее значимую, чем при традиционной системе обучения. Если прежде учитель вместе с учебником были основными и наиболее компетентными источниками знания, а учитель являлся к тому же и контролирующим субъектом познания, то при новой парадигме образования учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника. Эта роль значительно сложнее и требует от учителя более высокой степени мастерства.

      Учитель химии постоянно должен связывать каждую тему с повседневной жизнью, приводить примеры, повышающие интерес к предмету у школьников, просить объяснить те или иные привычные явления, привлекать учащихся к составлению электронных опор по изучаемым темам, ненавязчиво вырабатывая навык проектной деятельности. Это помогает каждому ответить на часто повторяющийся в последнее время вопрос: “Зачем мне эта химия нужна?”

     Если учитель будет следовать этим принципам, то результат не заставит себя ждать:

  • учащиеся 9-ых классов ежегодно сдают экзамены по выбору – по химии в новой форме с самого первого года начала эксперимента .Количество учащихся ежегодно растет, а это говорит об уровне подготовки ребят и о их заинтересованности. За годы сдачи экзамена не было ни одной тройки, т.е. качество знаний 100%. Есть учащиеся получившие максимальное количество балов: Захаренко В. Швецова В., а некоторым не хватило до максимального 1 балла – Колбаскина А., Марфина В.,

  • Ежегодно учащиеся 11 классов выбирают предмет химии для сдачи ЕГЭ, результаты также высоки: от 82 баллов и выше

  • Многиеребята работают в школьном научном обществе «ПОИСК» в секции «Естественннонаучная» (программу работы этой секции составлена мной), выполняя научно-исследовательские работы по химии учащиеся расширяют свой кругозор,углубляют свои знания по предмету и определяются с профессиональным выбором.

Чтобы достичь высоких результатов при сдачи экзамена по химии дифференцированного подхода и применение модульно-блочных технологий на рабочем уроке не достаточно. Мною разрабатывается программа по индивидуальной и групповой работе с каждым учащимся 9 и 11 классов сдающих экзамен:

 Регулярно осуществляются следующие виды работ:

  1. Индивидуальные домашние задания

  2. Индивидуальные собеседования по теоретическим вопросам

  3. Дифференцированный подход на уроках

  4. Научно-исследовательские и проектные работы по предмету

  5. Работа учащихся в роли консультантов на уроках химии

  6. Индивидуальная работа с различными источниками информации (Интернет, научно-популярная литература и пр.)

На проводимых групповых консультациях по каждой повторяемой теме ребята проходят тестирование, выявляя уровень усвоения темы, если тема недостаточно усвоена, учащийся получает индивидуальное задание и проходит тестирование повторно. Уровень достижения каждого учащегося фиксируется в специальных бланках.

01.01.2015 12:17


Рекомендуем курсы ПК и ПП