СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Эффективность внедрения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова на первой ступени обучения».
Цель моей педагогической деятельности – обосновать и доказать эффективность введения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова.
Задачи:
Главная цель развивающего обучения состоит в формировании истинно знающей, творчески мыслящей, нравственно действующей личности, имеющей свое оригинальное лицо, способной к саморазвитию, к самопознанию, к самосовершенствованию через раскрытие творческих и интеллектуальных возможностей.
Основоположниками системы развивающего обучения были выдающиеся ученые: Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, П. Я. Гальперин, Г. П. Щедровицкий, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин.
Первая важнейшая способность, которая формируется у детей на уроке – это способность моделирования. Вторая важнейшая способность – инструментальная рефлексия: дети учатся видеть, как они действуют, важнейшим вопросом становится: каким способом нужно действовать, чтобы решить задачу.
Одной из идей образовательной системы Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова является то, что во взаимодействии с учениками, со сверстниками формируется самооценка и рефлексия ребенка. Поэтому учитель должен владеть различными формами организации детей – индивидуальной, групповой, коллективной для того, чтобы организовать коллективный процесс мышления и деятельности. Поэтому на моих уроках ученики:
ü Слушают друг друга.
ü Продолжают мысль друг друга.
ü Задают друг другу вопросы.
ü Выявляют способы действия друг друга.
Учитель в системе развивающего обучения является другом детей, гуманистом, открытым для учащихся, ориентированным на сотрудничество. Стиль деятельности учителя – демократический, поощряющий. Я как учитель должна включаться в поисковую деятельность учеников и организовывать её «изнутри». Считаю, что важнейшими качествами личности учителя развивающего обучения должны быть такие качества, как способность и потребность к рефлексии собственной деятельности, способность к сопереживанию, способность творчески решать возникшие противоречия, а также чувство юмора.
Ученик в системе развивающего обучения является источником собственного развития, он – «маленький ученый», делающий свое собственное открытие. Ученик всегда успешен. Учитель и ученик в системе РО являются соучастниками образовательного процесса. Поэтому на своих уроках стараюсь в процессе решения учебной задачи я стараюсь быть помощником, другом, советчиком учеников, соучастником образовательного процесса. Одной из форм учебного процесса, позволяющей организовать деятельность учащихся, является коллективный диалог, который нужно правильно и грамотно организовать и поддержать. На мой взгляд, это является наиболее сложным компонентом мастерства учителя.
Результатом правильного введения системы РО в образовательный процесс должна стать активная, инициативная, развитая, раскрепощенная, доверяющая себе, уверенная в собственной правоте, жизнеспособная личность младшего школьника. У ребенка должна появиться любовь к школе, положительная мотивация обучения, сотрудничество, психологическое, нравственное и духовное благополучие.
Если сравнить развивающее и традиционное обучение, то можно сделать выводы, что развивающее обучение существенно отличается от преподавания традиционного.
Во-первых, образом выпускника, который имеют в виду преподаватели. "Школа может преследовать две цели педагогики: либо школа растит хороших, дисциплинированных исполнителей, способных выполнять инструкции, либо готовит людей творческих, способных решать проблемные задачи. Развивающее обучение работает на вторую цель".
Во-вторых, развивающее обучение (далее РО) имеет совершенно иные теоретические основания. В основе традиционных теорий учения лежат такие понятия, как ассоциация, наглядность, слово и упражнение. Основные же понятия РО - задача и действие.
Таким образом, считаю, что преподавание по образовательной системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова отвечает требованиям общества на современном этапе. Но преподавание данной программы должно идти непрерывным курсом с дошкольного обучения до 11 класса. Только в этом случае можно говорить об эффективности данной программы при обучении, воспитании и развитии ребенка.
С 2006 – 2007 учебного года осуществляю переход на безотметочное обучение. В первом классе дети осуществляют самооценку и взаимооценку по различным критериям: «Красота», «Правильность», «Трудность», «Аккуратность». На уроках стараюсь как можно больше давать положительную словесную оценку, постоянно создаю для детей «ситуацию успеха». Особое внимание уделяю детям с низким уровнем активности: поощряю любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Считаю, что это позволяет сохранить у детей положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к обучению.
На своих уроках стараюсь создавать комфортную психологическую обстановку, атмосферу успешности, что позволяет мне стимулировать у учащихся интерес к предметам, вводить в обучение альтернативные учебные пособия и методики, индивидуализировать и дифференцировать обучение, а, следовательно, обеспечивать успешность обучениякаждого ученика.
Стремлюсь к тому, чтобы моя педагогическая деятельность была успешной, чтобы она предотвращала неуспеваемость учащихся и способствовала осуществлению главной цели современной школы – развитию личности.
Для эффективного усвоения знаний и понятий на своих уроках организую такую познавательную деятельность учащихся, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого ученика.
С первого класса веду целенаправленную работу по формированию у обучающихся ключевых компетенций: коммуникативной, учебно-познавательной, информационной, компетенции личностного самосовершенствования. Этому способствует целенаправленная работа учителя по формированию адекватной самооценки, ведение рефлексивных дневников обучающихся. Кроме этого, с первого класса на каждого обучающегося заведено портфолио «Дневник моего роста и достижений», где отражены результаты деятельности ребенка, результаты проверочных работ, а также рекомендации учителя для родителей по окончании каждого учебного года.
© 2015, Семенова Дарья Васильевна 948