СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективные формы контроля учащихся с интеллектуальной недостаточностью по учебному предмету «Человек и мир». Тестовые задания как форма контроля.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совместная деятельность учителя-дефектолога и учащихся с интеллектуальной недостаточностью по освоению программного материала, как и любая другая деятельность, предполагает наличие контроля. Педагогический контроль – это система проверки результатов обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью; совокупность действий, позволяющих выявить качественно-количественную характеристику результатов обучения, оценить, как освоен учащимися с интеллектуальной недостаточностью материал учебной программы; составная часть учебного процесса, средство установления обратной связи между учителем-дефектологом и учащимися с интеллектуальной недостаточностью. Систематический контроль позволяет учителю-дефектологу следить за успешностью продвижения детей в обучении, своевременно обнаруживать и устранять пробелы в знаниях учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Литература:

  1. Лещинская Т. Л., Серединская О. X., Гринько А. Н. Обучение учебному предмету «Человек и мир» на 1-м отделении вспомогательной школы : учеб.-метод. пособие для педагогов вспомогат. шк. с белорус, и рус. яз. обучения. — Минск: Адукацыя і выхаванне, 2010.
  2. Учебная программа «Человек и мир» для I—V классов первого отделения вспомогательной школы с русским языком обучения Мн., 2014.
  3. Шевченко Н.О. Серединская О.Х. Человек и мир, ч. 1,2. — Минск: Адукацыя і

выхаванне, 2016.

Обучение на уроках по предмету «Человек и мир» по программе вспомогательной школы с русским языком обучения 1 отделение связывается с социализацией, подготовкой лиц с особенностями психофизического развития в соответствии с их возможностями к независимой, самостоятельной жизни с учётом социокультурного контекста.

Специфика учебного предмета «Человек и мир» определяет содержание и формы контроля, основной целью которого является проверка знания учебного материала, умения делать простейшие выводы, высказывать обобщённые суждения, приводить примеры из окружающей жизни.

Для осуществления контроля используются индивидуальная и фронтальная устная проверка знаний, различные письменные работы, не требующие развёрнутых ответов с большой затратой времени.

Фронтальный опрос проводится в форме беседы с участием всех учащихся. Учитель-дефектолог готовит серию вопросов по конкретной учебной теме, на которые учащиеся краткие ответы. Степень трудности вопросов для учащихся с интеллектуальной недостаточностью должна быть различной, строго индивидуальной (следует учесть, что пространственные, причинно-следственные вопросы воспринимаются труднее), причём не только в постановке вопроса, но и по форме ответа и по содержанию. Все вопросы не должны вместе с тем быть слишком просты, они должны направлять внимание, мышление учащегося на нужный объект, стимулировать развитие логики, самостоятельности.

Индивидуальный устный опрос также имеет коррекционную направленность. Выделяют следующие виды индивидуального ответа: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание предполагает последовательное описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. Критериями для его оценки служат полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, передача своего отношения к описываемому предмету. Для учащихся с интеллектуальной недостаточностью необходимо использовать опорную схему для составления описательного рассказа.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащихся самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретённые знания в нестандартной ситуации с применением таблиц, схем. Позволяет установить уровень развития логического мышления, воображения, связной речи учащегося. Этот вид опроса является наиболее трудным для учащихся с интеллектуальной недостаточностью, поэтому используется для старших школьников.

Для письменной проверки знаний используются тестовые задания. Это может быть поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др.

Использование тестового метода контроля знаний у учащихся с интеллектуальной недостаточностью имеет ряд преимуществ. Во-первых, тестовые задания позволяют выявить уровень усвоения знаний по учебному предмету у всех учащихся. Во-вторых, тестовые задания позволяют значительно сократить время опроса учащихся. В-третьих, внимание всех учащихся с интеллектуальной недостаточностью направлено на выполнение тестового задания, что сложно осуществить во время устного опроса.

12.11.2016 19:05


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!