СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологический проект "Живи, родник!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Кремяновская средняя общеобразовательная школа»

Кореневского района Курской области

Тема проекта: «Живи, родник!»

Учащиеся 10 - 11 класса

Руководитель - учитель биологии

Савостикова Людмила Николаевна

с. Кремяное, Кореневский р-н., Курская область

2013 г

Содержание:

  1. Введение. Анализ ситуации………………………………………….3
  2. Цель и задачи проекта……………………………………………….5
  3. Актуальность проекта……………………………………………….6

4. План реализации проекта …………………………………………….8

5. Заключение …………………………………………………………….9

6. Отчет о проделанной работе………………………………………. 12

7. Список использованной литературы ……………………………….15

Введение

Журчит родник, щебечут звонко птицы,

Цветут цветы, течёт-поёт ручей. Родник легко обидеть, он ранимый, Он всем принадлежит и он ничей.

Храни родник, как жизнь, как божий дар! Не сотвори вовек ему плохого! Журчит родник. И сердце расцветёт, Как от приветно сказанного слова.

Живой родник, с живой водою Природой нам подарен он, И мы сберечь должны с тобою. И людям тем большой поклон,

Кто родники оберегает, И чтит природные дары, От всех невзгод родник спасает. Как светлый лучик доброты.

Ю.П. Анненкова

Известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери в повести «Планета людей» описывает, как герой, претерпевший предсмертную агонию от обезвоживания организма и почувствовавший радость спасения, воскликнул: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете.»

Там, где вода, там и жизнь - эта простая истина, рожденная на Востоке. На Востоке всегда ценили и ценят воду. Недаром о ней говорят: "Земля - казна, вода - золото, "Капля по капле - озеро, нет капель - пустыня". "Влагу нужно беречь как зеницу ока" - воспитывают с измальства будущего кормильца семьи.

Проблема воды актуальна по сей день. 94% воды - в океанах и морях, 2% воды связано со льдами, 4% - подземные воды и лишь 0,0002% приходится на долю поверхностных речных вод.

По данным Госсанэпиднадзора Курской области на территории области питьевая вода практически во всех районах имеет отклонения по микробиологическим и физико-химическим показателям. Наблюдается превышение ПДК по солям железа (практически везде), в некоторых районах - по азоту. Обеспечение населения доброкачественной водой является серьезной проблемой.

Родники, как выходы грунтовых и подземных вод на поверхность, являются уникальными естественными водоёмами. Они имеют большое значение в питании поверхностных водоёмов, поддержании водного баланса и сохранении стабильности окружающих их биоценозов. Неоценимое значение они играют в жизни человека.

Родниковая вода доходит до нас в своем первозданном, природном по своему гидрохимическому составу виде. На территории области преобладают воды гидрокарбонатно-кальциевого состава. Кроме того, она живая, подвижная. Родниковая вода из экологически чистого проверенного источника практически не нуждается в очистке: добираясь из недр до поверхности Земли и проходя через песок и гравий, она подвергается естественной и практически идеальной очистке. Но, как выяснилось, в ходе исследовательской работы многие родники и колодцы нашего села замулены и загрязнены бытовым мусором, ветками деревьев, заросли ряской, поэтому необходимо заняться их расчисткой. Всего на территории села 4 колодца: один действующий. Колодец находится к востоку от школы на правом берегу ручья, который впадает в реку Крепна. По его берегам находятся улица Мирная и Вольная. Протяженность улиц около 2 км. В месте выхода родника на поверхность построен колодец, глубина расположения водоносного слоя в котором не более 2,5 метров. Вода чистая, не имеет вкуса и запаха. Жители близлежащих улиц используют её для приготовления пищи. На Крещение люди со всего села приходят сюда за крещеной водой. Желающие обливаются водой в этот день.

Этот колодец требует очистки. Последний раз его чистили в 2010 г. Силами обучающихся решили почистить родники, а для очистки колодца - привлечь жителей близ лежащих улиц.

ЦЕЛИ ПРОЕКТА сохранение родников, формирование экологической культуры жителей села через реализацию проекта «Живи, родник!»

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

  • Сохранение родников и источников.
  • Расчистка и благоустройство территории вокруг родников.
  • Обеспечение доступа населения к источникам.
  • Формирование экологической культуры жителей села через выпуск бюллетеней.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Сохранение источников на территории села.
  • Повышение экологической культуры населения.
  • Организация свободного времени молодежи, привлечение ее к благоустройству села.

Сроки выполнения проекта – 1 год.

Начало работы – май 2012 года.

Окончание работы над проектом – июнь 2013 года.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Проблема водоснабжения является актуальной и для нашего села. На территории имеются 5 водонапорных башен, одна из которых новая, оборудование остальных сильно износилось и требует капитального ремонта. Две из них часто выходят из строя, и пока идет ремонт, жители некоторых улиц остаются без воды. Поэтому выбор темы проекта мы связали с наиболее актуальной проблемой нашего села: перебои с водой. Частичное решение проблемы мы видим в расчистке колодцев и родников.

Но не только перебои с водой привели нас к выбору направления проекта «Сохранение водных экосистем». Каждое лето наши ручьи и река Крепна сильно обмеливают, а ручей в районе ул. Долгая последнее время летом совсем высыхает. На этот ручей гоняют домашних гусей, уток, вдоль ручья на лугу пасется стадо коров. И что так же не мало важно: этот пруд имеет эстетическое значение, является средой обитания местных видов живой природы, зимой дети безопасно могут играть на льду.

В верхней части по его течению построен искусственный пруд, плотина которого уменьшает поступление воды в ручей. Родники самого ручья замулены, вода не успевает накапливаться. Раньше ручей «гатили», как говорят у нас в селе, и вода держалась постоянно. Занимались этим сами жители. Работу производили вручную, с лопатами. Весной из-за таяния снега и сброса большого количества воды из плотины «гатку» разрывает.

Как в любом селе у нас имеет место еще одна проблема, проблема старения населения, и она тесно соприкасается с проблемой нашего проекта. Жители села, которые собирались каждую весну и занимались ее ремонтом самостоятельно, состарились и не могут выполнить эту работу как прежде. Молодые семьи, как правило, не держат большое хозяйство, и проблемы водопоя их если даже и интересует, то работать лопатою никто не хочет. Вот и обозначились наиболее актуальные проблемы, которые мы постараемся решить в ходе выполнения нашего проекта.

Прежде всего, для его выполнения мы исследовали территорию балки и леса где бьют ключи и впадают в искусственный пруд, через плотину которого вода стекает в ручей и несет свои воды по пойме реки Крепна вдоль улицы Долгая. Обсудили данную проблему с главой администрации с/совета Н.И. Рудяковым и председателем СПК «Большевик» Ю.П. Чупахиным, совместно наметили план дальнейших действий.

В результате у нас обозначились проблемы, которые мы разбили на следующие блоки:

  • расчистка родника в лесу в районе улицы Долгая;
  • строительство запруды на ручье в районе улицы Долгая;
  • благоустройство родника в балке близ искусственного пруда;
  • благоустройство колодца и обеспечение доступа населения к нему в районе улицы Набережная;
  • поддержание порядка в наиболее благоустроенном роднике в районе улицы Мирная;
  • тесное сотрудничество с местными органами самоуправления.

Реализация проекта «Живи, родник!» осуществляется в соответствии с разработанным планом.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1. Обследование местности.

2. Сотрудничество с представителями органов местного самоуправления.

3. Очистка колодца в районе ул. Набережная.

4. Благоустройство территории вокруг родника в лесу: установить ограждение, скамейки.

5. Поддержание порядка на территории родника в районе улицы Мирная.

6. Расчистка родника в балке, который питает водой искусственный пруд.

7. Строительство запруды на ручье в районе улицы Долгая.

8. Расчистка других родников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экологическая группа обучающихся, которая в течение нескольких дней исследовала близлежащие к селу родники и колодцы, построенные в местах выхода подземных вод на поверхность, выяснила, что родники нуждаются в расчистке. Родниковые сооружения нуждаются в ремонте, один колодец необходимо очистить от ила и мусора.

Родник в лесу необходимо оградить и поставить скамейку, так как к этому месту школьники часто ходят на экскурсии, а местные жители - на отдых. В настоящее время разрабатывается проект по его благоустройству.

На ручье в районе ул. Долгая необходимо сделать запруду.

За время работы над проектом экологической группой было расчищено два источника воды. Дети граблями вытаскивали водоросли, палки, мусор, сделали хорошее углубление.

Для выполнения более сложной работы мы обратились за помощью к главе администрации с. Кремяное Рудякову И.Н. и председателю СПК «Большевик» Чупахину Ю.П. с просьбой дать технику для строительства дамбы на ручье, и организовать для очистки колодца жителей прилегающих улиц.

Проблемы, поднятые в нашем проекте нашли отклик у руководителя

СПК «Большевик» Чупахина Ю.П. он выделил из своего хозяйства бульдозер, а глава администрации села Рудяков И.Н. лично присутствовал и руководил работой. Как и планировали, в конце мая общими усилиями появилась долгожданная дамба.

Сооружение дамбы

Прокладка трубы для стока излишек воды

Посадили новые черенки тополя

Прошло два месяца и наш пруд просто не узнать

На радость детям в пруду появилась рыба

ЛИТЕРАТУРА

1. Кабанова Р.В., Кудинова М.Р., Соколовский Л.Б. «География Курской области». Издательство КГПУ, г. Курск, 1997 г.

2. Малая родина: внеклассная работа. Методическое пособие для учителей. Под редакцией Зубкова Ю.И. Курский областной ИПК и ПРО. 1996 г.

Интернет ресурсы:

3. Журнал «Дом солнца». Статья «Значение воды». (http://sunHome.ru)

4. Д. Касаткин. Доклад: Природа и человек. Вода - источник жизни.

(http:// roman.bu)

5. Статья: Ресурсы использования подземных вод Курской области. (http://geocentr-msk.ru)

24.06.2015 15:19


Рекомендуем курсы ПК и ПП