СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Экскурсии по ботанике имеют огромное воспитательное и образовательное значение, так как дают возможность близко ознакомиться с растительным миром и наблюдать растения в природе. Значение ботанических экскурсий в школьном курсе биологии трудно переоценить. Главная их цель - знакомство учащихся с растениями, редкими и исчезающими видами флоры своего края, особенностями их жизнедеятельности, изучение природных сообществ и многообразия взаимосвязей, существующих между различными живыми организмами- бактериями, грибами, растениями и животными. Задачи экскурсии- закрепить и углубить знания о строении и значении растений, о многообразии форм и приспособленности растений к условиям обитания, показать важность и необходимость охраны растительного мира планеты. На экскурсии можно рассмотреть различные приспособления к избытку или недостатку влаги, способы привлечения животных-опылителей или распространителей семян, способы питания растений, паразитизм и симбиоз и др. Без полноценных экскурсий невозможно привить такие важные качества, как наблюдательность и способность анализировать явления природы, научить правильно оценивать взаимосвязи между различными организмами и факторами среды.
Разнообразие одних только высших растений поражает- их известно не менее 400000 видов! Примерно 30000 видов водорослей, более 100000 видов грибов.За последние три столетия ботаникам удалось свести все это многообразие в систему. "Отцом" систематики считают Карла Линнея, который в 1736 году предложил свои критерии классификации. В его время ученым было известно примерно 10000 видов растений, а сейчас ежегодно описываются десятки новых видов! Разобраться в этом многообразии помогает гербарий.
Гербарий - это научная коллекция правильно собранных и засушенных растений. Неправы те, кто считает, что в наш век электронных микроскопов и генной инженерии гербарий "отступает" на второй план. Для настоящего ученого- ботаник, морфолога, систематика его значение только возрастает! Сбор коллекций засушенных растений уже много веков является важнейшим подспорьем для ученых. Правильный и качественный сбор гербария- это своего рода искусство и как всяким искусством, им не следует пренебрегать, особенно при проведении выездов с учащимися на природу.
Каждая экскурсия готовится заранее. Выбирается тема, составляется план,обследуется место проведения экскурсии, составляется маршрут. Экскурсия состоит из трех этапов: вводная часть, основная и заключение. Во время вводной беседы с учащимися учитель определяе цель и задачи экскурсии. Объясняет как нужно вести полевой дневник. Во время основной части экскурсии учащиеся заносят в полевой дневник сведения о увиденных растениях, их признаках, делают рисунки. Во время экскурсии также можно собрать карпологические коллекции ( образцы плодов и семян различных растений). В заключительной части экскурсии важно определить собранные растения. Основная задача заключительной части - установить видовое (по возможности) название того или иного растения; его принадлежность к определенному, семейству. Это возможно при использовании определителей. После определения собранного материала учащиеся оформляют флористическуютетрадь и уточняют все полученные данные.
На основе собранного на экскурсии материала можно создать школьные коллекции или даже небольшой музей. Экспонаты в дальнейшем можно использовать при изучении новых тем, при написании самостоятельных работ или при работе с проектом.
© 2015, Кравцова Инна Леонидовна 1736