СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Экскурсия как форма занятия по экологическому воспитанию детей
«Кто не любит природы,
тот не любит человека, тот не гражданин»
Достоевский Ф.М
Важную роль в становлении и развитии личности ребёнка, несомненно отводится экологическому образованию, нацеленному на формирование экологической культуры, эмоционально-положительному отношению к природе, отношению к своему здоровью, к окружающему миру. В работе с дошкольниками целесообразно использовать познавательно-исследовательский вид деятельности. Такому виду деятельности, в ознакомлении с природой дошкольников в естественных условиях, относятся экскурсии. В ходе экскурсии решаются задачи: образовательные, развивающие, воспитательные.
Экскурсия является одним из организованных видов детской деятельности, в процессе которой воспитывается и повышается интерес к природе, исследуемому объекту и формируется эстетическое отношение к природе.
Экскурсия даёт детям возможность больше узнать о своём крае, о достопримечательностях города, посёлка, в котором они живут. Для детей младших групп проводятся экскурсии по ознакомлению с помещениями и с территорией детского сада. За пределами детского сада проходят экскурсии детей среднего и старшего возраста. Как известно, дети – народ любознательный, поэтому воспитателю нужно это учитывать при составлении конспекта занятия, знакомить их с более яркими, интересными, запоминающимися объектами природы, характерные для данной местности.
Воспитатель, готовясь заранее к экскурсии, посещает и осматривает то место, куда планирует повести детей. Знакомится с объектом наблюдения, разрабатывает маршрут, он должен быть неутомительным, продумывает какие вопросы и задания можно дать детям, подбирает стихотворения, загадки, пословицы. Во время наблюдения за объектом важно расставить детей так, чтобы всем было видно. Нужно отвести роль организации детей, так как она имеет большое значение в проведении экскурсии. Перед выходом из детского сада напоминают детям правила поведения в общественных местах, в парках, быть внимательным, дисциплинированным.
О предстоящей экскурсии детям сообщается заранее, тем самым привлекают их внимание, вызывают интерес и поднимают настроение. Ребята ждут с нетерпением этого дня.
После завершения, проводится проверка знаний, полученных в ходе проведения экскурсии. Знания закрепляются на занятиях, в беседах, играх. Дети составляют рассказы о том, где они были, что наблюдали. Воспитатель предлагает детям свои впечатления отобразить в рисунках, аппликациях, составить коллективную работу. В заключении проводится обобщающая беседа, где воспитатель умело ставит вопросы, помогающие детям вспомнить содержание всей экскурсии.
Таким образом, экскурсии полезны для детей любого возраста, способствуют развитию эстетических чувств, творческого воображения. Приносят радость от общения с ней, разнообразие в жизнь дошкольников, обогащают словарный запас, развивают речь, кругозор, память. Позволяют лучше узнать окружающий мир.
В процессе экскурсии у детей появляется возможность общаться друг с другом, обсуждать увиденное, обмениваться впечатлениями. Способствуют расширению ранее полученных знаний и приобретению новых, сближению ребёнка с природой и формированию такого понятия, что человек – часть природы. Дети познают природу в наглядной форме, когда они непосредственно видят, слышат, осязают окружающую природу и открывают что-то новое для себя.
Ребёнок, который воспитывается в любви к природе, никогда не будет ломать ветки, безжалостно срывать цветы, разорять птичьи гнёзда и муравейники.
Экскурсии способствуют тому, что педагог постепенно подводит ребёнка к выводу: природу нужно любить, беречь, ценить, изучать и приумножать, но не уничтожать. Педагог помогает раскрыть в дошкольниках тот потенциал, который живёт в любом из нас.
© 2022, Кох Алёна Владимировна 156