СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экскурсия "Лесной фитоценоз"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экскурсия «Лесной фитоценоз».

Здесь учащиеся знакомятся с ярусами лесной растительности, характеристиками внешнего и внутреннего строения растений, позволяющими им обитать в том или ином ярусе. Обсуждаются изменения, которые могут произойти с лесом через какое – то время, вводится понятие сукцессии. Ученики знакомятся с звездчаткой ланцетовидной, борцом северным (аконитом).особое внимание уделяется нецветковым растениям из отделов Моховидные (сфагнум, кукушкин лен), Хвощевидные (хвощ – болотный, лесной, луговой, зимующий), Папоротниковидные (щитовник мужской, игольчатый). Поясняется, почему в свое время эти растения «уступили» Землю цветковым, говорится так же об отсутствии у голосеменных настоящих сосудов, об особенностях строения хвои и шишек как органов семенного размножения голосеменных.

На этом же этапе отмечают наличие естественных индикаторов чистоты воздуха - лишайников. Здесь же раскрывается смысл неправильного названия «олений мох» - ягель, ведь это не мох, а лишайник – симбиотический организм гриба и одноклеточной водоросли. Рассматривается фитоценоз как совокупность растений, совместно произрастающих на определенном участке земной поверхности и тесно связанных друг с другом разнообразными связями.

Тема: Жизненные формы лесного растительного сообщества.

Цель: Познакомить учащихся с жизненными формами лесного растительного сообщества.

Задачи:

Образовательная:

-сформировать понятия – жизненные формы растений.

-сформировать умения определять жизненные формы степных растений.

-развить умения по определению жизненных форм степного растительного сообщества с использованием классификации И.Г.Серебрякова (1962, 1964).

Развивающая: развитие навыков проведения самостоятельных наблюдений в природе, умений исследовательско-практической работы и элементов творческой деятельности.

Воспитательная:

-экологическое воспитание через жизненные формы растений.

-природоохранное воспитание через природоохранную деятельность человека.

Методы:

  1. Словесные : беседа.
  2. Наглядные: таблицы, растения.
  3. Практические: заполнить таблицу.

Оборудование: карандаши, блокноты, инструкции для выполнения самостоятельной работы.

Ход экскурсии.

По дороге к месту экскурсии учитель напоминает правила поведения в природе. Экскурсию начинают с вводной беседы учителя.

Экологические факторы (влажность, температура, свет) влияют на растения во всей их совокупности. Таким образом растения должны приспосабливаться ко всему комплексу факторов местообитания. Приспособленность растений ко всему комплексу условий местообитания отражает жизненная форма. Термин «жизненная форма» был предложен в 1884г. Е. Вармингом для обозначения такой формы растений, «в которой вегетативное тело растения находится в гармонии с внешней средой в течение всей его жизни Существует очень много классификаций жизненных форм, принадлежащих разным авторам. Наиболее популярной в нашей стране является классификация жизненных форм И.Г.Серебрякова (1962, 1964).

1. Отдел древесных растений

а) деревья – главный стебель имеет вид ствола высотой от 2-5 до 150 м, живущего десятки и сотни лет

б) кустарники ветвятся у самой поверхности почвы, имеют несколько или много надземных скелетных осей высотой от 0,5-0,6 до 5-6 м.

в) кустарнички – это низкорослые (от 5 до 50-60 см) кустарники

2. Отдел полудревесных растений – виды, у которых одревесневает и является многолетней только нижняя часть стебля, а остальная часть остается травянистой и отмирает ежегодно. Высота полудревесных растений обычно не превышает 80 см. отдел представлен одним типом полукустарников и полукустарничков, которые отличаются друг от друга высотой однолетних травянистых частей побегов.

3. Отдел наземных трав

а) поликарпические травы – это многолетние травянистые растения, неоднократно цветущие и плодоносящие в течении всей жизни.

б) монокарпические травы – это малолетние и многолетние травянистые растения, которые в течении своей жизни только один раз цветут и плодоносят, после чего полностью отмирают.

4. Отдел водных трав

а) земноводные травы погружены в воду только нижней частью побега.

б) плавающие и подводные травы – типичные водные растения, для которых вода является основной или единственной средой жизни.

После беседы учителя учащиеся объединяются в группы и выполняют задания.

Задание 1. Определите названия растений, произрастающих на данном участке (5-6 растений.)

Задание 2. Определите по классификации И.Г.Серебрякова жизненные формы данных растений. Укажите признаки, на основании которых вы сделали вывод. Оформите задание в виде таблицы.

Название растения

Жизненная форма

Характерные признаки

Задание 3. Определите какие жизненные формы доминируют в данном сообществе.

В конце экскурсии учитель формулирует домашнее задание: завершить работу по заданиям, оформить итоговый отчет по экскурсии.

Категория: Биология
30.03.2015 06:43


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!