СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа лагеря дневного пребывания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Организация детского лагеря дневного пребывания на базе «Калининградского областного детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма» (далее Центр) позволяет организовать работу сразу в нескольких направлениях: занятость детей во время летних каникул, проведение проектно-исследовательской деятельности и обеспечить непрерывность работы педагогов Центра в летний период. Летние профильные оздоровительные лагеря проводятся ежегодно на базе Центра. Центр располагает необходимой материальной и учебно-методической базой для проведения таких лагерей.

Основу учебно-материальной базы составляет дендропарк Центра. Это первый ботанический сад университета Альбертина, зарегистрирован как Памятник Природы, истории и культуры местного значения, зелёная зона (4 га) в центре города.

Лаборатории Центра оснащены современными техническими средствами, лабораторным оборудованием и приборами, в том числе и мощными микроскопами, с возможностью проецирования изображения на экран, методическими пособиями, позволяющими проводить как лабораторные, так и полевые практические занятия с детьми всех возрастных групп, а также семинары с учителями образовательных учреждений. Имеются три современных интерактивных класса. Современное оборудование позволяет успешно работать в полевых условиях, осуществлять эффективный мониторинг окружающей среды. Центр располагает библиотечным фондом, который насчитывает более 2800 наименований книг и журналов. Также имеется и видеотека и более 70 учебных фильмов по биологии, экологии, охране окружающей среды и детскому туризму.

В Экологическом Центре имеются большая коллекция экспонатов морской и пресноводной фауны (кораллы, раковины моллюсков, иглокожие, ракообразные, рыбы, морские млекопитающие), современный аквариальный комплекс с большой коллекцией пресноводных рыб и мини-зоопарк "Соседи по планете" – с его обитателями (морскими свинками, песчанками, попугайчиками, амадинами, земноводными и пресмыкающимися) с возможностью контактного общения с животными.

В Центре имеется автобус ПАЗ (22 посадочных места), регулярно проходящих технический осмотр, позволяющий проводить выездные экскурсии для участников лагеря.

Сегодня Центр реализует новые подходы к организации образовательного процесса в контексте педагогики развития, освоения инновационных технологий, направленных на изменение характера дополнительного образования от суммы знаний, умений и навыков к поисковому, мотивирующему самоопределение учащихся.

Актуальность

Проведение профильных лагерей обеспечивает реализацию проектно-исследовательской деятельности, обеспечивает практико-ориентированный подход в обучении, что позволяет подросткам раскрыть свой потенциал и расширить знания по биологии и экологии.

Проектно-исследовательская деятельность – это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования). Возможность применения в работе не только учебного, но и реального жизненного опыта позволяет проделать серьезную исследовательскую работу.

Занятие проектно-исследовательской деятельностью предполагает освоение материала за рамками школьного учебника и сотрудничество в разнообразных по составу и профилю группах. Участие школьников в работе летних лагерей, где оздоровление школьников сочетается с образовательной программой, направленной на комплексное изучение природы и истории родного, практическую природоохранную деятельность, также способствуют формированию навыков исследовательского творчества у учащихся.

Основная идея

Летний лагерь дневного пребывания «Исследователи природы» является одной из эффективных форм экологического образования и патриотического воспитания школьников.

Программа лагеря посвящена организации исследовательской и природоохранной деятельности школьников по направлениям:

- «Биоразнообразие Калининградской области и его сохранение»;

- «История Западной России».

Знакомство с многообразием экосистем, а также населяющих их животных и растений, функционированием системы особо охраняемых природных территорий является необходимым условием для формирования у школьников экологически ориентированной системы ценностей и норм поведения, потребности в здоровом образе жизни; знакомство с историей родного края – условием для формирования активной жизненной позиции, воспитания патриотизма.

Лагерь ориентирован на углубленную подготовку учащихся, проявивших особую заинтересованность и способности по тематике лагеря (исследовательская, природоохранная краеведческая деятельность).

Приоритетные направления лагеря:

- оздоровление с использованием воспитательного, развивающего, здоровьенесущего потенциала лета и окружающей природы;

- экологическое, краеведческое, туристическое и эстетическое воспитание подростков, воспитание у подрастающего поколения новых ценностных ориентаций, стимулирующих уважительное отношение к природе, истории родного края и к своему здоровью;

- обучение принципам коллективного и личностно-ориентированного социального проектирования жизни.

Форма проведения лагеря: стационарный тематический лагерь дневного пребывания на базе ГАУ КОДО КОДЮЦЭКТ.

К работе лагеря планируется привлечь специалистов из КГТУ и БФУ им. И. Канта, что будет способствовать профессиональному самоопределению детей.

Цель: занятость детей в летний период, посредством вовлечения в проектно-исследовательскую и природоохранную деятельность.

Задачи:

  1. оздоровление и социализация школьников;
  2. формирование у школьников навыков исследовательского творчества;
  3. формирование всесторонних комплексных знаний о биологическом разнообразии Калининградской области и путях его сохранения;
  4. привлечение внимания общественности к проблеме изучения и сохранения природного наследия;

Организацию и проведение Лагеря осуществляет государственное автономное учреждение Калининградской области дополнительного образования «Калининградский областной детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма».

Руководство и контроль выполнения программы Лагеря осуществляет директор. Он же назначает начальника лагеря, который отвечает за жизнь и здоровье детей, соблюдением распорядка дня, санитарно-гигиенических норм, а также ведёт отчетную документацию Лагеря.

Воспитатель несёт ответственность за жизнь и здоровье детей, а также за выполнением программы лагеря.

Материально-техническое оснащение лагеря

Помещения для занятий (лаборатория, живой уголок, парк Центра), автобус, мультимедийное оборудование).

Для успешной реализации программы используются следующие формы и методы работы:

Методы:

  • творческий
  • проблемно-поисковый
  • эвристический
  • иллюстративный
  • наблюдения
  • эксперимента

Формы:

  • экскурсионная
  • игровая
  • исследовательская
  • праздники
  • экологические акции
  • викторины

Участники лагеря

Участниками лагеря могут быть дети в возрасте от 14 до 17 лет, педагоги центра и привлеченные специалисты.

Порядок и сроки проведения

Лагерь проводится в одну смену с 01 июня по 11 июня 2015 года. Первая неделя с 1 июня по 6 июня вторая неделя с 8 июня по 11 июня.

Распорядок дня:

9.30 до 10.00 прием детей

10.00 до 13.00 Тематические занятия и экскурсии

13.30-14.00 Обед

14.00-15.00 Камеральная обработка материала.

15.00-16.00 Подвижные игры, соревнования.

16.00 Отправка детей домой

Финансирование

Финансирование лагеря частично осуществляется за счет средств Центра: использование лаборатории центра, а также мини-зоопарка «Соседи по планете», оранжереи и парка Центра, транспорт – автобус ПАЗ.

За счет родителей осуществляются оплата питания, закупка сувенирной продукции для награждения детей.

Финансирование лагеря за счёт средств гранта: оплата привлечённых специалистов, издание рабочих тетрадей для участников лагеря, приобретение расходных материалов (бумага, альбомы, краски, ручки, карандаши, линейки и др) (9000 руб), приобретение оборудования (рулетки – 20 м 5 шт.(2000 руб), бинокли - 3 шт (9 000 руб)., энтомологические коробки 4 шт. (8000 руб), пластиковые органайзеры, планшет – 2 шт для электронных определителей и фото- видео-материалов (22 000 руб). Итого: 50 000 руб.

План мероприятий

Список мероприятий

Сроки

Исполнители

Участники

Задача 1. Оздоровление и социализация школьников

Мероприятие 1.1. Утренняя зарядка

ежедневно

Волкова Т.П.

Тумилович О.А.

участники лагеря

1.2. Знакомство (игра «Снежный ком»)

1-ый день

Тумилович О.А.

участники лагеря

1.3.Инструктаж по технике безопасности

1-ый день

Волкова Т.П.

участники лагеря

1.4. «Ботанический марафон»

1-ый день

Волкова Т.П.

участники лагеря

1.5. «Туристическая полоса препятствий»

2-ий день

Савина Е.И.

участники лагеря

1.6. Командные соревнования «Краеведческая игротека»

4-ий день

Степанищев В.Г.

Семёнова Ю.В.

участники лагеря

1.7. Конкурс миниатюр «Ели бы я был министром природных ресурсов…»

5-ый день

Волкова Т.П.

Тумилович О.А

участники лагеря

1.8. «Выше, быстрее, сильнее» (сдаём нормы ГТО)

6-ый день

Савина Е.И

Тумилович О.А.

Волкова Т.П.

участники лагеря

1.9. «Вредные привычки и борьба с ними»

8-ой день

Тумилович О.А.

участники лагеря

1.2.1. Подвижные игры на свежем воздухе экологической направленности

ежедневно

Волкова Т.П.

Тумилович О.А.

участники лагеря

1.2.2. Прощальный день, игра «Дерево жизни», конкурс песен

10-ый день

Волкова Т.П.

Тумилович О.А.

участники лагеря

Задача 2. Формирование у школьников навыков исследовательского творчества

2.1. Вводное занятие. Предварительный выбор тем исследовательских работ

Методы инструментальных исследований с использованием лабораторных комплектов «Крисмас +»

1-ый день

Волкова Т.П.

Тумилович О.А.

участники лагеря

2.2. Экологические группы грибов. Грибы-паразиты растений, методы защиты растений.

1-ый день

Володина А.А.

участники лагеря

2.3. Фитоценозы луга и леса (экскурсия и камеральная обработка)

3-ий день

Волкова Т.П.

Тумилович О.А.

участники лагеря

2.4. Гидробиология. Определение качества воды методом биоиндикации (экскурсия, камеральная обработка)

3-ий день

Тумилович О.А.

участники лагеря

2.5. Изучение водной и околоводной растительности

3-ий день

Волкова Т.П.

участники лагеря

2.6. Изучение видового разнообразия флоры и фауны песчаных экосистем Куршской косы.

5-ый день

Волкова Т.П.

Тумилович О.А.

Губарева И.Ю.

участники лагеря

2.7. Освоение методов исследования ландшафтов Калининградской области: придорожные и парковые аллеи

3-ий день, 4 день, 6-ой день, 8 –день.

Волкова Т.П.

Тумилович О.А.

участники лагеря

2.8. Оформление учебно-исследовательских работ, индивидуальная работа с использованием мобильного компьютерного оборудования

7-9 дни

Волкова Т.П.

Тумилович О.А.

участники лагеря

2.9. Итоговая конференция

10-ый день

Волкова Т.П.

Тумилович О.А.

участники лагеря

Задача 3. Формирование всесторонних комплексных знаний о биологическом разнообразии Калининградской области

3.1. Изучение пригородных лесов, зелёных зон

«Экосистема Козьего леса»

1-ый день

Волкова Т.П.

Тумилович О.А.

Булгаков Д.Б.

участники лагеря

3.2. Изучение многообразия животного и растительного мира водных экосистем проточных и стоячих водоёмов. «Река Лава и её роль в гидрологическом режиме области».

3-ий день

Волкова Т.П.

Тумилович О.А.

участники лагеря

3.3. Изучение многообразия низших растений и беспозвоночных животных Мирового океана. «Путешествие по морям и океанам»

4-ый день

Буруковский Р.Н.

участники лагеря

3.4. Изучение особо охраняемых природных территорий. «Экологические маршруты Куршской косы».

5-ый день

Волкова Т.П.

Тумилович О.А.

Губарева И.Ю

участники лагеря

3.5. Знакомства с лесными массивами интродуцированных пород деревьев. «Экскурсия в Новодеревенское участковое лесничество Гвардейского лесхоза»

9-ый день

Пинас А.Е.

Волкова Т.П.

Тумилович О.А.

участники лагеря

Задача 4. Привлечение внимания общественности к проблеме изучения и сохранения природного наследия

4.1. Привлечение детей к проблемам сохранения природы. Конкурс рисунков на асфальте «Войди в природу другом»

1-ый день

Тумилович О.А.

участники лагеря

4.2 Природоохранная акция «Чистый берег»

5-ый день

Тумилович О.А

Волкова Т.П.

участники лагеря

4.3.Конкурс дидактического материала «Лучший гербарий», «Лучшая коллекция»

9-ый день

Тумилович О.А

Волкова Т.П.

участники лагеря

4.4. Конкурс листовок и плакатов «Сохраним наш мир»

6-ый день

Тумилович О.А

Волкова Т.П.

участники лагеря

4.5 Конкурс фоторепортажей по итогам экскурсий.

10-ый день

Тумилович О.А

Волкова Т.П.

участники лагеря

Организатор: государственное автономное учреждение Калининградской области дополнительного образования «Калининградский областной детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма».

Соорганизаторы: ФБГУ «Национальный парк «Куршская коса», ФГБОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет», ФГБОУ Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Полесское лесничество, МБОУ СОШ г. Правдинска, МАОУ СОШ № 31, № 50 г. Калининграда, МАОУ лицей №23 г. Калининграда, ООО «Штум».

Функционирование лагеря и проведение занятий обеспечивается следующим кадровым составом:

  1. Булгаков Д.Б. - кандидат биологических наук, директор ГАУ КОДО КОДЮЦЭКТ.
  2. Буруковский Р.Н. – доктор биологических наук, КГТУ
  3. Волкова Т.П. - педагог дополнительного образования, высшая категория.
  4. Володина А.А. – кандидат биологических наук БФУ им. И.Канта
  5. Губарева И.Ю. – кандидат биологических наук БФУ им. И.Канта
  6. Пинас А.Е. – участковый лесничий Полесского лесхоза.
  7. Савина Е.И. - педагог дополнительного образования, высшая категория.
  8. Семенова Ю.В. – методист по краеведению.
  9. Степанищев В.Г. - методист по координации молодежных интеллектуальных игр, первая категория; педагог дополнительного образования, первая категория.
  10. Тумилович О.А. - педагог дополнительного образования, первая категория.

Материальное обеспечение и питание.

  1. Абрашкин А.С - водитель
  2. Хоранова Г.Г. – заместитель директора по административно-хозяйственной части
  3. Штукарь А.М. – дректор ООО «Штум».

Предполагаемые результаты

  1. Двадцать школьников 7-10 классов, участвующих в лагере, будут обеспечены десятидневным летним оздоровительным отдыхом в сочетании с развивающей профильной образовательной программой.
  2. Посредством погружения в учебно-исследовательскую деятельность по экологии и краеведению школьники лучше осознают взаимосвязь с окружающей природной средой, необходимость участия в природоохранной деятельности, в изучении истории родного края.
  3. Школьники пройдут обучение по использованию комплексного набора методов изучения состояния окружающей природной среды, получат дополнительные знания о природе и истории Калининградской области, а также практические навыки по её исследованию.
  4. Школьниками, участвовавшими в лагере, будут выполнены и представлены на итоговой конференции самостоятельные учебно-исследовательские работы по различным экологическим и краеведческим темам. Все работы будут подготовлены на основе собранных в ходе лагеря данных и смогут быть использованы в практических природоохранных целях. В дальнейшем результаты исследований учащиеся смогут представить на школьных, муниципальных, областных, Всероссийских конкурсах, форумах и конференциях.

Критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий

Подготовительный этап

- качество отбора участников (заинтересованность, наличие необходимого опыта, знаний и умений, психологические качества), определяемое по итогам анкетирования и выполнения заданий кандидатами на участие в лагере;

- качество отбора персонала (соответствие квалификации педагогов планируемой программе);

- качество условий пребывания и обучения (соответствие необходимым санитарно-гигиеническим и др. требованиям), определяемое при выборе места проведения лагеря.

Второй этап (непосредственное проведение лагеря):

- выполнение учебно-исследовательской программы лагеря (доля проведённых занятий по отношению к количеству запланированных);

- удовлетворённость участников лагеря программой и условиями проведения (по итогам анонимного анкетирования);

- изменение отношения участников лагеря к природе (по итогам психологического тестирования с использованием методики «Натурофил»).

Анализ итогов лагеря:

- качество исследовательских работ, подготовленных учащимися (независимое рецензирование специалистами);

- качество организации лагеря (на основе отзывов школьников, родителей и персонала лагеря).

Категория: Биология
01.11.2016 22:56


Рекомендуем курсы ПК и ПП