© 2016, Тумилович Ольга Александровна 1791
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Пояснительная записка
Организация детского лагеря дневного пребывания на базе «Калининградского областного детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма» (далее Центр) позволяет организовать работу сразу в нескольких направлениях: занятость детей во время летних каникул, проведение проектно-исследовательской деятельности и обеспечить непрерывность работы педагогов Центра в летний период. Летние профильные оздоровительные лагеря проводятся ежегодно на базе Центра. Центр располагает необходимой материальной и учебно-методической базой для проведения таких лагерей.
Основу учебно-материальной базы составляет дендропарк Центра. Это первый ботанический сад университета Альбертина, зарегистрирован как Памятник Природы, истории и культуры местного значения, зелёная зона (4 га) в центре города.
Лаборатории Центра оснащены современными техническими средствами, лабораторным оборудованием и приборами, в том числе и мощными микроскопами, с возможностью проецирования изображения на экран, методическими пособиями, позволяющими проводить как лабораторные, так и полевые практические занятия с детьми всех возрастных групп, а также семинары с учителями образовательных учреждений. Имеются три современных интерактивных класса. Современное оборудование позволяет успешно работать в полевых условиях, осуществлять эффективный мониторинг окружающей среды. Центр располагает библиотечным фондом, который насчитывает более 2800 наименований книг и журналов. Также имеется и видеотека и более 70 учебных фильмов по биологии, экологии, охране окружающей среды и детскому туризму.
В Экологическом Центре имеются большая коллекция экспонатов морской и пресноводной фауны (кораллы, раковины моллюсков, иглокожие, ракообразные, рыбы, морские млекопитающие), современный аквариальный комплекс с большой коллекцией пресноводных рыб и мини-зоопарк "Соседи по планете" – с его обитателями (морскими свинками, песчанками, попугайчиками, амадинами, земноводными и пресмыкающимися) с возможностью контактного общения с животными.
В Центре имеется автобус ПАЗ (22 посадочных места), регулярно проходящих технический осмотр, позволяющий проводить выездные экскурсии для участников лагеря.
Сегодня Центр реализует новые подходы к организации образовательного процесса в контексте педагогики развития, освоения инновационных технологий, направленных на изменение характера дополнительного образования от суммы знаний, умений и навыков к поисковому, мотивирующему самоопределение учащихся.
Актуальность
Проведение профильных лагерей обеспечивает реализацию проектно-исследовательской деятельности, обеспечивает практико-ориентированный подход в обучении, что позволяет подросткам раскрыть свой потенциал и расширить знания по биологии и экологии.
Проектно-исследовательская деятельность – это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования). Возможность применения в работе не только учебного, но и реального жизненного опыта позволяет проделать серьезную исследовательскую работу.
Занятие проектно-исследовательской деятельностью предполагает освоение материала за рамками школьного учебника и сотрудничество в разнообразных по составу и профилю группах. Участие школьников в работе летних лагерей, где оздоровление школьников сочетается с образовательной программой, направленной на комплексное изучение природы и истории родного, практическую природоохранную деятельность, также способствуют формированию навыков исследовательского творчества у учащихся.
Основная идея
Летний лагерь дневного пребывания «Исследователи природы» является одной из эффективных форм экологического образования и патриотического воспитания школьников.
Программа лагеря посвящена организации исследовательской и природоохранной деятельности школьников по направлениям:
- «Биоразнообразие Калининградской области и его сохранение»;
- «История Западной России».
Знакомство с многообразием экосистем, а также населяющих их животных и растений, функционированием системы особо охраняемых природных территорий является необходимым условием для формирования у школьников экологически ориентированной системы ценностей и норм поведения, потребности в здоровом образе жизни; знакомство с историей родного края – условием для формирования активной жизненной позиции, воспитания патриотизма.
Лагерь ориентирован на углубленную подготовку учащихся, проявивших особую заинтересованность и способности по тематике лагеря (исследовательская, природоохранная краеведческая деятельность).
Приоритетные направления лагеря:
- оздоровление с использованием воспитательного, развивающего, здоровьенесущего потенциала лета и окружающей природы;
- экологическое, краеведческое, туристическое и эстетическое воспитание подростков, воспитание у подрастающего поколения новых ценностных ориентаций, стимулирующих уважительное отношение к природе, истории родного края и к своему здоровью;
- обучение принципам коллективного и личностно-ориентированного социального проектирования жизни.
Форма проведения лагеря: стационарный тематический лагерь дневного пребывания на базе ГАУ КОДО КОДЮЦЭКТ.
К работе лагеря планируется привлечь специалистов из КГТУ и БФУ им. И. Канта, что будет способствовать профессиональному самоопределению детей.
Цель: занятость детей в летний период, посредством вовлечения в проектно-исследовательскую и природоохранную деятельность.
Задачи:
Организацию и проведение Лагеря осуществляет государственное автономное учреждение Калининградской области дополнительного образования «Калининградский областной детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма».
Руководство и контроль выполнения программы Лагеря осуществляет директор. Он же назначает начальника лагеря, который отвечает за жизнь и здоровье детей, соблюдением распорядка дня, санитарно-гигиенических норм, а также ведёт отчетную документацию Лагеря.
Воспитатель несёт ответственность за жизнь и здоровье детей, а также за выполнением программы лагеря.
Материально-техническое оснащение лагеря
Помещения для занятий (лаборатория, живой уголок, парк Центра), автобус, мультимедийное оборудование).
Для успешной реализации программы используются следующие формы и методы работы:
Методы:
Формы:
Участники лагеря
Участниками лагеря могут быть дети в возрасте от 14 до 17 лет, педагоги центра и привлеченные специалисты.
Порядок и сроки проведения
Лагерь проводится в одну смену с 01 июня по 11 июня 2015 года. Первая неделя с 1 июня по 6 июня вторая неделя с 8 июня по 11 июня.
Распорядок дня:
9.30 до 10.00 прием детей
10.00 до 13.00 Тематические занятия и экскурсии
13.30-14.00 Обед
14.00-15.00 Камеральная обработка материала.
15.00-16.00 Подвижные игры, соревнования.
16.00 Отправка детей домой
Финансирование
Финансирование лагеря частично осуществляется за счет средств Центра: использование лаборатории центра, а также мини-зоопарка «Соседи по планете», оранжереи и парка Центра, транспорт – автобус ПАЗ.
За счет родителей осуществляются оплата питания, закупка сувенирной продукции для награждения детей.
Финансирование лагеря за счёт средств гранта: оплата привлечённых специалистов, издание рабочих тетрадей для участников лагеря, приобретение расходных материалов (бумага, альбомы, краски, ручки, карандаши, линейки и др) (9000 руб), приобретение оборудования (рулетки – 20 м 5 шт.(2000 руб), бинокли - 3 шт (9 000 руб)., энтомологические коробки 4 шт. (8000 руб), пластиковые органайзеры, планшет – 2 шт для электронных определителей и фото- видео-материалов (22 000 руб). Итого: 50 000 руб.
План мероприятий
Список мероприятий |
Сроки |
Исполнители |
Участники |
Задача 1. Оздоровление и социализация школьников |
|||
Мероприятие 1.1. Утренняя зарядка |
ежедневно |
Волкова Т.П. Тумилович О.А. |
участники лагеря |
1.2. Знакомство (игра «Снежный ком») |
1-ый день |
Тумилович О.А. |
участники лагеря |
1.3.Инструктаж по технике безопасности |
1-ый день |
Волкова Т.П. |
участники лагеря |
1.4. «Ботанический марафон» |
1-ый день |
Волкова Т.П. |
участники лагеря |
1.5. «Туристическая полоса препятствий» |
2-ий день |
Савина Е.И. |
участники лагеря |
1.6. Командные соревнования «Краеведческая игротека» |
4-ий день |
Степанищев В.Г. Семёнова Ю.В. |
участники лагеря |
1.7. Конкурс миниатюр «Ели бы я был министром природных ресурсов…» |
5-ый день |
Волкова Т.П. Тумилович О.А |
участники лагеря |
1.8. «Выше, быстрее, сильнее» (сдаём нормы ГТО) |
6-ый день |
Савина Е.И Тумилович О.А. Волкова Т.П. |
участники лагеря |
1.9. «Вредные привычки и борьба с ними» |
8-ой день |
Тумилович О.А. |
участники лагеря |
1.2.1. Подвижные игры на свежем воздухе экологической направленности |
ежедневно |
Волкова Т.П. Тумилович О.А. |
участники лагеря |
1.2.2. Прощальный день, игра «Дерево жизни», конкурс песен |
10-ый день |
Волкова Т.П. Тумилович О.А. |
участники лагеря |
Задача 2. Формирование у школьников навыков исследовательского творчества |
|||
2.1. Вводное занятие. Предварительный выбор тем исследовательских работ Методы инструментальных исследований с использованием лабораторных комплектов «Крисмас +» |
1-ый день |
Волкова Т.П. Тумилович О.А. |
участники лагеря |
2.2. Экологические группы грибов. Грибы-паразиты растений, методы защиты растений. |
1-ый день |
Володина А.А. |
участники лагеря |
2.3. Фитоценозы луга и леса (экскурсия и камеральная обработка) |
3-ий день |
Волкова Т.П. Тумилович О.А. |
участники лагеря |
2.4. Гидробиология. Определение качества воды методом биоиндикации (экскурсия, камеральная обработка) |
3-ий день |
Тумилович О.А. |
участники лагеря |
2.5. Изучение водной и околоводной растительности |
3-ий день |
Волкова Т.П. |
участники лагеря |
2.6. Изучение видового разнообразия флоры и фауны песчаных экосистем Куршской косы. |
5-ый день |
Волкова Т.П. Тумилович О.А. Губарева И.Ю. |
участники лагеря |
2.7. Освоение методов исследования ландшафтов Калининградской области: придорожные и парковые аллеи |
3-ий день, 4 день, 6-ой день, 8 –день. |
Волкова Т.П. Тумилович О.А. |
участники лагеря |
2.8. Оформление учебно-исследовательских работ, индивидуальная работа с использованием мобильного компьютерного оборудования |
7-9 дни |
Волкова Т.П. Тумилович О.А. |
участники лагеря |
2.9. Итоговая конференция |
10-ый день |
Волкова Т.П. Тумилович О.А. |
участники лагеря |
Задача 3. Формирование всесторонних комплексных знаний о биологическом разнообразии Калининградской области |
|||
3.1. Изучение пригородных лесов, зелёных зон «Экосистема Козьего леса» |
1-ый день |
Волкова Т.П. Тумилович О.А. Булгаков Д.Б. |
участники лагеря |
3.2. Изучение многообразия животного и растительного мира водных экосистем проточных и стоячих водоёмов. «Река Лава и её роль в гидрологическом режиме области». |
3-ий день |
Волкова Т.П. Тумилович О.А. |
участники лагеря |
3.3. Изучение многообразия низших растений и беспозвоночных животных Мирового океана. «Путешествие по морям и океанам» |
4-ый день |
Буруковский Р.Н. |
участники лагеря |
3.4. Изучение особо охраняемых природных территорий. «Экологические маршруты Куршской косы». |
5-ый день |
Волкова Т.П. Тумилович О.А. Губарева И.Ю |
участники лагеря |
3.5. Знакомства с лесными массивами интродуцированных пород деревьев. «Экскурсия в Новодеревенское участковое лесничество Гвардейского лесхоза» |
9-ый день |
Пинас А.Е. Волкова Т.П. Тумилович О.А. |
участники лагеря |
Задача 4. Привлечение внимания общественности к проблеме изучения и сохранения природного наследия |
|||
4.1. Привлечение детей к проблемам сохранения природы. Конкурс рисунков на асфальте «Войди в природу другом» |
1-ый день |
Тумилович О.А. |
участники лагеря |
4.2 Природоохранная акция «Чистый берег» |
5-ый день |
Тумилович О.А Волкова Т.П. |
участники лагеря |
4.3.Конкурс дидактического материала «Лучший гербарий», «Лучшая коллекция» |
9-ый день |
Тумилович О.А Волкова Т.П. |
участники лагеря |
4.4. Конкурс листовок и плакатов «Сохраним наш мир» |
6-ый день |
Тумилович О.А Волкова Т.П. |
участники лагеря |
4.5 Конкурс фоторепортажей по итогам экскурсий. |
10-ый день |
Тумилович О.А Волкова Т.П. |
участники лагеря |
Организатор: государственное автономное учреждение Калининградской области дополнительного образования «Калининградский областной детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма».
Соорганизаторы: ФБГУ «Национальный парк «Куршская коса», ФГБОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет», ФГБОУ Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Полесское лесничество, МБОУ СОШ г. Правдинска, МАОУ СОШ № 31, № 50 г. Калининграда, МАОУ лицей №23 г. Калининграда, ООО «Штум».
Функционирование лагеря и проведение занятий обеспечивается следующим кадровым составом:
Материальное обеспечение и питание.
Предполагаемые результаты
Критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий
Подготовительный этап
- качество отбора участников (заинтересованность, наличие необходимого опыта, знаний и умений, психологические качества), определяемое по итогам анкетирования и выполнения заданий кандидатами на участие в лагере;
- качество отбора персонала (соответствие квалификации педагогов планируемой программе);
- качество условий пребывания и обучения (соответствие необходимым санитарно-гигиеническим и др. требованиям), определяемое при выборе места проведения лагеря.
Второй этап (непосредственное проведение лагеря):
- выполнение учебно-исследовательской программы лагеря (доля проведённых занятий по отношению к количеству запланированных);
- удовлетворённость участников лагеря программой и условиями проведения (по итогам анонимного анкетирования);
- изменение отношения участников лагеря к природе (по итогам психологического тестирования с использованием методики «Натурофил»).
Анализ итогов лагеря:
- качество исследовательских работ, подготовленных учащимися (независимое рецензирование специалистами);
- качество организации лагеря (на основе отзывов школьников, родителей и персонала лагеря).
© 2016, Тумилович Ольга Александровна 1791