СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Ширинская основная общеобразовательная школа № 17
Утверждаю:
Директор МБОУ
Ширинская ООШ №17
______ Г.Г. Рагзина
Рабочая программа
«Юный лаборант»
на 2012-2013 учебный год
Программа разработана
учителем химии
Гладышевой О.О.
рассмотрена на заседании ШМО учителей
естественно-математического цикла
с. Шира 2012г. Пояснительная записка
Программа рассчитана на учащихся 9 класса, которые осуществляют выбор профиля дальнейшего обучения, призвана помочь ученику оценить свой потенциал, способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле (см. Концепцию предпрофильной подготовки и Программу Модернизации российского образования до 2010года). Данная программа рассчитана на 17 часов, 1 час в неделю, она опирается на знания учащихся полученные в 8-9 классах. Увлечение химией начинается обычно с опытов, так было, так оно и будет, но к сожалению в школьном курсе мало времени отводится на опытные и экспериментальные работы. В данном элективном курсе мы будем работать только с неорганическими веществами, в будущем предполагается разработка программы и по органической химии. В ходе элективного курса будут использоваться различные методы, средства и формы обучения (индивидуальные работы, групповые, коллективные, работа с дополнительной литературой, проблемное обучение, частично-поисковый, словесно-логический, эвристический).
Цель курса:
Формирование и развитие познавательного интереса к химии через знакомство с работой и обязанностями лаборанта кабинета химии.
Задачи курса:
- профессиональная ориентация;
- реализация системного подхода через использование межпредметных связей;
- закрепить и углубить основные требования к помещению и оборудованию кабинета химии;
- научиться конструировать и моделировать приборы для получения и изучения свойств различных веществ;
- производить математические расчеты.
Содержание курса:
1. Введение. Основные требования к помещению, оборудованию и Использованию кабинета (3 часа).
Общие сведения о помещении, вентиляции, газе, водоснабжении, канализации. Рабочие места учителя, учащихся. Размещение и хранение реактивов, электрооборудования и учебного оборудования в кабинете химии.
2.Обязанности лаборанта (2 часа).
Должностная характеристика. Правила безопасного поведения в кабинете химии и первая медицинская помощь. Ведение лабораторного хозяйства.
3.Обращение с нагревательными приборами и измерительными, приемы обращения с ними (10 часов).
Способы обработки стекла. Обращение с химической посудой и принадлежностями. Основные приемы работы с твердыми веществами, жидкими и газообразными веществами. Конструирование и моделирование приборов при получении газообразных веществ и изучении их химических свойств. Конструирование и монтаж приборов. Расчеты и приготовление растворов. Работа с газами. Работа с проекционной аппаратурой.
4. Подготовка учебного оборудования для химического эксперимента на уроках химии. Проведение занимательных опытов (2 часа).
Методические рекомендации:
- Необходимо осуществлять межпредметные связи (биология, физика, математика, валеология, история, экология) и связь с жизнью.
- В ходе изучения курса использовать различные формы, методы и средства обучения.
- Особая роль должна отводиться самостоятельной работе учащихся, изучению соответствующей литературы.
- Использовать проблемное обучение.
- Обращать внимание на формирование коммуникативных навыков, качеств.
Знать:
1.правила оказания первой медицинской помощи пострадавшему;
2.способы получения различных веществ;
3.правила хранения и размещения химических реактивов, оборудования;
4.как выглядит кабинет химии, места учителя, учащихся, что необходимо для полноценной трудовой деятельности, чем он должен быть оснащен;
5.санитарно-гигеенические требования, предъявляемые к школьной лаборатории.
Уметь:
- оказать первую доврачебную помощь пострадавшему;
- конструировать приборы для получения тех или иных веществ;
- вести лабораторное хозяйство;
- работать с веществами находящимися в разных агрегатных состояниях;
- производить математические расчеты;
- готовить оборудование для химического эксперимента на уроках;
- наблюдать и изучать явления и свойства веществ и тел;
- описывать результаты наблюдений и их предвидеть;
- отбирать необходимое оборудование;
-делать выводы и обсуждать результаты;
- уметь работать с дополнительной литературой
Тематическое планирование
№ |
Наименование разделов |
Количество часов |
Категория деятельности |
Дата |
Формы учения |
Форма контроля |
1 |
Основные требования к помещению, оборудованию и кабинета химии |
3 |
демонстрация, беседа, рассказ |
Анкетирование, семинар |
||
2 |
Обязанности лаборанта |
2 |
рассказ, беседа |
|||
3 |
Обращение с нагревательными приборами и измерительными, приемы обращения с ними |
10 |
рассказ, беседа, демонстрация |
тестирование, подготовка опорных схем, карточек, конспектов, оформление дневников наблюдения, |
||
4 |
Подготовка учебного и оборудования для химического эксперимента на уроках химии, проведение занимательных опытов. |
2 |
демонстрация, беседа, рассказ |
проведение опытов, оформление дневников наблюдений |
||
Итого: |
17 |
Литература для учащихся:
Литература для учителя:
1.Амерова А.Х. «Демонстрационный и ученический эксперимент в практике обучения химии» // Химия в школе, № 6, 2004.
2.Гольдфарб Я., Ходаков Ю. сборник задач и упражнений по химии. М.: «Просвещение», 1983.
3.«занимательные опыты по химии» Пособие для учителей. – М.: «Просвещение», 1980. – 127 с. Алексинский В.Н.
4.Назарова Т.С.и др. «организация работы лаборанта в школьном кабинете химии» кн. для учителя /М.: «Просвещение», 1984.- 160 с.
5.Ольгин о. «Опыты без взрывов» М.: «Просвещение», 1983.
6.Правила безопасности для кабинетов (лабораторий) химии общеобразовательными школе. // Химия в школе. №1. 2005.
7.Степин Д. «Занимательные задания и эффектные опыты по химии» Б.Д. Степин,Л.Ю., Алинбергова. М.: Дрофа, 2002.- 432с. : ил.
8.Чертков И Н., Жуков П.Н. «химический эксперимент с малыми количествами реактивов» кн. для учителя. – М.: «Просвещение», 1989 г.- 192с.
Предполагаемые занимательные опыты:
© 2015, Гладышева Ольга Олеговна 708