СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс "Юный лаборант"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Ширинская основная общеобразовательная школа № 17

Утверждаю:

Директор МБОУ

Ширинская ООШ №17

______ Г.Г. Рагзина

Рабочая программа

«Юный лаборант»

на 2012-2013 учебный год

Программа разработана

учителем химии

Гладышевой О.О.

рассмотрена на заседании ШМО учителей

естественно-математического цикла

с. Шира 2012г. Пояснительная записка

Программа рассчитана на учащихся 9 класса, которые осуществляют выбор профиля дальнейшего обучения, призвана помочь ученику оценить свой потенциал, способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле (см. Концепцию предпрофильной подготовки и Программу Модернизации российского образования до 2010года). Данная программа рассчитана на 17 часов, 1 час в неделю, она опирается на знания учащихся полученные в 8-9 классах. Увлечение химией начинается обычно с опытов, так было, так оно и будет, но к сожалению в школьном курсе мало времени отводится на опытные и экспериментальные работы. В данном элективном курсе мы будем работать только с неорганическими веществами, в будущем предполагается разработка программы и по органической химии. В ходе элективного курса будут использоваться различные методы, средства и формы обучения (индивидуальные работы, групповые, коллективные, работа с дополнительной литературой, проблемное обучение, частично-поисковый, словесно-логический, эвристический).

Цель курса:

Формирование и развитие познавательного интереса к химии через знакомство с работой и обязанностями лаборанта кабинета химии.

Задачи курса:

- профессиональная ориентация;

- реализация системного подхода через использование межпредметных связей;

- закрепить и углубить основные требования к помещению и оборудованию кабинета химии;

- научиться конструировать и моделировать приборы для получения и изучения свойств различных веществ;

- производить математические расчеты.

Содержание курса:

1. Введение. Основные требования к помещению, оборудованию и Использованию кабинета (3 часа).

Общие сведения о помещении, вентиляции, газе, водоснабжении, канализации. Рабочие места учителя, учащихся. Размещение и хранение реактивов, электрооборудования и учебного оборудования в кабинете химии.

2.Обязанности лаборанта (2 часа).

Должностная характеристика. Правила безопасного поведения в кабинете химии и первая медицинская помощь. Ведение лабораторного хозяйства.

3.Обращение с нагревательными приборами и измерительными, приемы обращения с ними (10 часов).

Способы обработки стекла. Обращение с химической посудой и принадлежностями. Основные приемы работы с твердыми веществами, жидкими и газообразными веществами. Конструирование и моделирование приборов при получении газообразных веществ и изучении их химических свойств. Конструирование и монтаж приборов. Расчеты и приготовление растворов. Работа с газами. Работа с проекционной аппаратурой.

4. Подготовка учебного оборудования для химического эксперимента на уроках химии. Проведение занимательных опытов (2 часа).

Методические рекомендации:

- Необходимо осуществлять межпредметные связи (биология, физика, математика, валеология, история, экология) и связь с жизнью.

- В ходе изучения курса использовать различные формы, методы и средства обучения.

- Особая роль должна отводиться самостоятельной работе учащихся, изучению соответствующей литературы.

- Использовать проблемное обучение.

- Обращать внимание на формирование коммуникативных навыков, качеств.

Знать:

1.правила оказания первой медицинской помощи пострадавшему;

2.способы получения различных веществ;

3.правила хранения и размещения химических реактивов, оборудования;

4.как выглядит кабинет химии, места учителя, учащихся, что необходимо для полноценной трудовой деятельности, чем он должен быть оснащен;

5.санитарно-гигеенические требования, предъявляемые к школьной лаборатории.

Уметь:

- оказать первую доврачебную помощь пострадавшему;

- конструировать приборы для получения тех или иных веществ;

- вести лабораторное хозяйство;

- работать с веществами находящимися в разных агрегатных состояниях;

- производить математические расчеты;

- готовить оборудование для химического эксперимента на уроках;

- наблюдать и изучать явления и свойства веществ и тел;

- описывать результаты наблюдений и их предвидеть;

- отбирать необходимое оборудование;

-делать выводы и обсуждать результаты;

- уметь работать с дополнительной литературой

Тематическое планирование

Наименование разделов

Количество часов

Категория деятельности

Дата

Формы учения

Форма контроля

1

Основные требования к помещению, оборудованию и кабинета химии

3

демонстрация, беседа, рассказ

Анкетирование, семинар

2

Обязанности лаборанта

2

рассказ, беседа

3

Обращение с нагревательными приборами и измерительными, приемы обращения с ними

10

рассказ, беседа, демонстрация

тестирование, подготовка опорных схем, карточек, конспектов, оформление дневников наблюдения,

4

Подготовка учебного и оборудования для химического эксперимента на уроках химии, проведение занимательных опытов.

2

демонстрация, беседа, рассказ

проведение опытов, оформление дневников наблюдений

Итого:

17

Литература для учащихся:

  1. Гезей Л.С. Учебник «Химия» 8,9 класс.
  2. Внеклассные практические занятия по химии. Руководство для учащихся средней школы. Под общей ред. Д. М. Кирюшкина. Изд. «Просвещение» М.: 1965., - 288 с.

Литература для учителя:

1.Амерова А.Х. «Демонстрационный и ученический эксперимент в практике обучения химии» // Химия в школе, № 6, 2004.

2.Гольдфарб Я., Ходаков Ю. сборник задач и упражнений по химии. М.: «Просвещение», 1983.

3.«занимательные опыты по химии» Пособие для учителей. – М.: «Просвещение», 1980. – 127 с. Алексинский В.Н.

4.Назарова Т.С.и др. «организация работы лаборанта в школьном кабинете химии» кн. для учителя /М.: «Просвещение», 1984.- 160 с.

5.Ольгин о. «Опыты без взрывов» М.: «Просвещение», 1983.

6.Правила безопасности для кабинетов (лабораторий) химии общеобразовательными школе. // Химия в школе. №1. 2005.

7.Степин Д. «Занимательные задания и эффектные опыты по химии» Б.Д. Степин,Л.Ю., Алинбергова. М.: Дрофа, 2002.- 432с. : ил.

8.Чертков И Н., Жуков П.Н. «химический эксперимент с малыми количествами реактивов» кн. для учителя. – М.: «Просвещение», 1989 г.- 192с.

Предполагаемые занимательные опыты:

  1. «Дым без огня»
  2. «Добывание огня»
  3. «Фейерверк в середине жидкости»
  4. «Превращение молока в воду»
  5. «Примерзание стаканчика»
  6. «Вода - катализатор»
  7. «Моментальная цветная фотография»
  8. «Золотой дождь»
  9. «Извержение вулкана»
  10. «Фараоновы змеи»
  11. «Серые змеи»
  12. Несгораемый платочек
Категория: Химия
10.12.2015 18:29


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!