СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Ширинская основная общеобразовательная школа № 17
Программа
Элективного курса для 10-11 класса
«Цветы – остатки рая на земле»
Программа разработана
учителем биологии
Гладышевой О.О.
рассмотрена на заседании ШМО учителей
естественно-математического цикла
с. Шира Пояснительная записка
Профильное обучение направлено на реализацию личного ориентирования учебного процесса.
Цель курса: ознакомление учащихся с основными видами озеленения помещений, подбора ассортимента растений и ухода за ними.
Задачами данного курса являются:
- научиться выращивать и ухаживать за комнатными растениями;
- ознакомить с основами озеленения, цветоводства, растеневодства и агротехнологии;
- научить подбирать растении, совместимые друг с другом в зависимости от сторон света, освещения, влажности.
Данная программа рассчитана на 34 часа, один раз в неделю, для учащихся 10 – 11 классов содержит дифференцированное и индивидуальное обучение, позволяющее за счет изменения в структуре содержания и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся. Создавать условия для старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения обучения по специальности.
Содержание курса «Цветы – остатки рая на земле» построено на рассмотрении базового материала, с подачей нового для учащихся. Используется принцип научности и доступности. Курс развивает познавательный интерес учащихся, направлен на расширение кругозора. Основные виды деятельности учащихся: практические, лабораторные и исследовательские работы, лекции, беседы, семинары. Данный курс является межпредметным затрагивает такие области как: биология, генетика, агрономия, селекция, почвоведение, растениеводство, цветоводство.
Данный курс полезен для учащихся в повседневной жизни. Текущий контроль будет проводиться в виде семинарских занятий по окончанию изучения раздела и проведении практических работ.
Содержание курса
Раздел 1. История комнатного цветоводства. Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека (4 часа).
Ознакомление с планом занятий. Выставка книг и журналов о растениях. Происхождение комнатных растений. Классификация комнатных растений. Ознакомление с семействами, видами комнатных цветочно-декоративных растений. Значение растений в жизни человека и народном хозяйстве.
Раздел 2. биологические особенности комнатных растений (3 часа).
Значение комнатных растений, их биологические особенности, их группировка, совместимость друг с другом. Цветы и астрология. Соответствие цветов каждому знаку зодиака, которые приносят удачу. Заряжайтесь энергией от цветов. Размещение растений в зависимости от сторон света.
Практическая работа 1. «Паспортизация растений».
Раздел 3. Насекомые – вредители комнатных растений и способы борьбы с ними (4 часа).
Вредители комнатных растений, их классификация: мучнистая роса, паутинный клещ, черная пятнистость, щитовник, тля причины их появления и последствия. Меры борьбы с ними. Что значит: скрученный лист, засыхание и опадение листьев, бурые пятна на листьях, вытянутых побегов, позеленевшие листья у пятнистых растений.
Практическая работа №2. «Ознакомление и распознавание наиболее распространенных вредителей комнатных растений».
Практическая работа №3. приготовление растворов для борьбы вредителями.
Раздел 4. Уход за комнатными растениями (6 часов).
Факторы, влияющие на хорошее развитие комнатных растений: влажность почвы, воздуха, температура, освещение. Здоровое растение – в здоровой почве. Способы ухода за комнатными растениями, в связи с их особенностями, его виды и сроки проведения по времени. Формирование кроны растения. Как сохранить растение зимой. Стадии прорастания, вегетации, цветения. Обрезание растения после цветения. Лунный календарь цветовода любителя.
Практическая работа №4. «Размещение растений в соответствии с их требованиями к температуре, освещению, влажности».
Практическая работа №5. «Поливка, опрыскивание, обмывание листьев, рыхление почвы в горшках; приготовление и выбор горшков; удаление пожелтевших листьев. Подготовка почвенной смеси».
Практическая работа №6. «Пересадка растений. Определение необходимости перевалки и пересадки растений».
Практическая работа №7. «Выращивание комнатных растений на разных почвенных смесях и уход за ними».
Раздел 5. Питание комнатных растений и их подкормка (4 часа).
Питание растений. Питательные вещества, необходимые для хорошего развития и роста растений. Виды удобрений, их характеристика. Подкормка растений, ее сроки и правила проведения в течение года. Народные средства по подкормке комнатных растений. Питательные вещества, необходимые для правильного роста растений.
Практическая работа №8 «Распознавание удобрений. Домашняя мерка. Приготовление растворов для подкормки. Составление календаря подкормки комнатных растений».
Практическая работа №9 «Проведение опытов по выявлению влияния различных удобрений, сроков и доз подкормок на развитие комнатных растений».
Раздел 6. Размножение комнатных растений (5 часов).
Значение и виды размножений растений: вегетативное, черенкование, укоренение, выращивание семенами. Правила сбора семян. Условия необходимые для прорастания семян и укоренения черенков. Правила черенкования и пересадки укореневших черенков.
Практическая работа № 10. «Выбор и подготовка ящиков (горшков) для посадки».
Практическая работа № 11 «Размножение комнатных растений разными способами».
Практическая работа № 12 «Постановка опытов по влиянию условий на прорастание и рост растений».
Раздел 7. Комнатные растения: наши друзья и враги (3 часа).
Легенды о комнатных растениях, биоэнегретическая роль каждого растения. Влияние комнатных растений на человека, его здоровье, эмоциональное состояние и домашний очаг, атмосферу дома, животных. Правила выбора цветов. Цветы и астрономия.
Практическая работа № 13 «Подбор комнатных растений для вашего дома, учитывая знаки зодиака и освещенность».
Раздел 8. Лекарственные растения (3 часа).
Разновидность лекарственных растений. Выращивание, применение, приготовить лекарство растений, растущих в вашем доме. Влияние растений на атмосферу дома.
Практическая работа №14. «Приготовление лекарств длярастений».
Учащиеся в ходе курса должны знать:
- как подобрать растения для озеленения того или иного уголка своего дома по видовому составу и размерам;
- как правильно сгруппировать их;
- где и как размещать комнатные растения;
- какие выбрать типы горшков, из какого материала они должны быть изготовлены;
- лекарственные растения;
- какие существуют вредители растений и каковы меры борьбы с ними;
Учащиеся должны уметь:
- проводить паспортизацию растений;
- составлять календарь подкормок;
- готовить почвенные смеси;
- распознавать вредителей насекомых и бороться с ними;
- готовить лекарственные смеси.
Методические рекомендации:
- необходимо осуществлять межпредметные связи (биология, физика, математика, валеология, история, экология, химия) и связь с жизнью;
- в ходе изучения курса использовать различные формы, методы и средства обучения;
- особая роль должна отводиться самостоятельной работе учащихся, изучению соответствующей литературы;
- использовать проблемное обучение;
- обращать внимание на формирование коммуникативных навыков, качеств.
Тематическое планирование
№ |
Содержание |
Количество часов |
Контроль |
||
Всего |
Лекции |
Практика |
|||
Введение |
1 |
||||
1 |
История комнатного цветоводства. Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека. |
3 |
3 |
||
2 |
Биологические особенности комнатных растений. |
3 |
2 |
1 |
|
3 |
Насекомые - вредители комнатных растений и способы борьбы с ними. |
4 |
2 |
2 |
|
4 |
Уход за комнатными растениями. |
6 |
2 |
4 |
|
5 |
Питание комнатных растений и их подкормка. |
4 |
2 |
2 |
|
6 |
Размножение комнатных растений. |
5 |
2 |
3 |
|
7 |
Комнатные растения: наши друзья и наши враги. |
3 |
2 |
1 |
|
8 |
Лекарственные растения. |
3 |
2 |
1 |
|
9 |
Итоговое занятие. Защита рефератов. |
2 |
|||
Всего: |
34 |
18 |
14 |
Литература для учителя и учащихся:
Газета «Будуар»
© 2015, Гладышева Ольга Олеговна 734