СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС В ФОРМИРОВАНИИ КОРРЕКЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС В ФОРМИРОВАНИИ КОРРЕКЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Шаймухаметова Н.А.,магистрант кафедры специальной педагогики и специальной психологии МГГУ им. М.А. Шолохова

Архипова Е.Ф. научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор МГГУ им. М.А. Шолохова

На современном этапе общество пришло к пониманию необходимости оказания ранней помощи детям с нарушениями в развитии и их родителям. Комплексную помощь семьям оказывают дошкольные образовательные организации, но эта помощь не реализуется в полном объеме. В настоящее время актуальна проблема сокращения структурных подразделений – служб ранней помощи, консультативных пунктов, где родители, воспитывающие детей с риском нарушения, могли получить своевременную психолого-педагогическую помощь. Возникла необходимость создания условий для реализации психолого-педагогического сопровождения семьи с применением доступных информационных технологий в дошкольных образовательных организациях. Целью исследования стала оптимизация психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением в развитии и повышение коррекционно-педагогической компетентности родителей путем обеспечения особой развивающей среды с применением электронного образовательного ресурса (ЭОР). Объектом являются специальные условия и особая развивающая среда с применением электронного образовательного ресурса для повышения родительской компетентности и эффективности обучения детей раннего возраста с нарушениями в развитии. Предметом исследования является процесс развития родительской компетентности в ходе использования электронного образовательного ресурса в образовании детей раннего возраста с нарушениями в развитии. Гипотезой является предположение, что использование в работе с детьми раннего возраста с нарушениями в развитии и детьми группы риска по ОВЗ специальных условий, и особой развивающей среды, с применением электронного образовательного ресурса, будет повышать компетентность родителей, и способствовать оптимизации и эффективности психолого-педагогической работы с детьми. Задачи исследования: Изучить теоретические основы организации и содержания психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с нарушениями в развитии; Изучить онтогенез и дизонтогенез развития детей раннего возраста; Изучить особенности развития детей, поступающих в структурное подразделение - службу ранней помощи; Изучить потребности родителей в получении коррекционно-педагогической информации для продолжения занятий в домашних условиях; Разработать специальные условия и особую развивающую среду с применением электронного образовательного ресурса и определить его место в системе психолого-педагогического сопровождения детей; Оценить эффективность применения электронного образовательного ресурса. В настоящее время в мире уделяется внимание формированию абилитационной компетентности родителей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии. Метод психолого - педагогического сопровождения семьи был разработан в НЦЗД РАМН в 2005 году и успешно применяется в течение 9 лет. Он позволяет согласовать и удовлетворить потребности родителей, способствует формированию родительской коррекционно-педагогической компетентности. Модель приобретения компетенций родителями, как модель самоуправления, можно представить в виде следующих этапов:

1 этап. Постановка проблемы. Актуализация вопросов о необходимости формирования компетенций; выявление источников, указывающих на существование проблемы; оценка имеющихся компетенций, уровня их сформированности, расставление приоритетов их формирования.

2 этап. Целеполагание. Прогнозирование. Специалисты обучающей организации актуализируют цели, выстраивают индивидуальный маршрут приобретения родителями коррекционно-педагогической компетенций.

3 этап. Планирование. Построение программы действий, определение условий, мероприятий, методов и технологий, реализуемых образовательной организацией. Прогнозирование и доказательность результатов усвоения уровней компетенций.

4 этап. Самоконтроль. Анализ и коррекция действий идущего процесса по приобретению компетенций. Получая обратную связь от специалистов и партнеров, родители получают подтверждение о целесообразности своих действий, либо вносят изменения в программу действий по освоению компетенций.

Одной из организаций, реализующих психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей младенческого и раннего возраста с выявленными нарушениями в развитии (риском нарушения), является структурное подразделение служба ранней помощи (СРП). Услуги службы раннего вмешательства семейно-центрированы, сопровождение семьи ведется с целью усиления ее способности в обеспечении лучшего понимания сущности ребенка, его развития и обучения. С этой целью команда специалистов разрабатывает индивидуальную программу (ИП) сопровождения для каждой семьи с учетом ее культуры, уникальности ее ситуации, предпочтений, ресурсов и приоритетов. А так же ведет работу по социализации детей раннего возраста с нарушением в развитии, проводя компенсирующие и коррекционно-развивающие занятия. Служба ранней помощи заинтересована в повышении уровня коррекционно-педагогической компетентности родителей.

Для реализации этой задачи мы предлагаем включить в работу Службы ранней помощи (СРП) информационно-образовательную среду методической поддержки дошкольного образования «Виртуальный детский сад» (ИОС МПДО), разработанную для программы нового типа «Шаг в будущее» под редакцией Т.С. Комаровой. Программа «Шаг в будущее» разработана в соответствии с проектом федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), ФГТ и является вариантом программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». В настоящее время она является инновационным программным документом для дошкольных организаций, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования и реализуемым с использованием ИКТ. Информационно-образовательная среда (ИОС) – «информационное пространство, объединяющее участников воспитательно-образовательного процесса, осуществляемого при помощи информационно-коммуникационных технологий. Элементами среды являются сами участники, совокупность ресурсов, инструментов/технологий, связей, методов обучения и воспитания, а также организационные формы и регламенты, позволяющие ставить цели и решать задачи, связанные с организацией и обеспечением воспитательно-образовательного процесса».

ИОС методической поддержки дошкольного образования разработана в рамках проекта «Развитие электронных образовательных интернет – ресурсов нового поколения» в 2011-2012 годах при поддержке Министерства образования и науки РФ. Она включает культурно-познавательные сервисы, системы дистанционного общего и профессионального обучения (e-Learning). И может использоваться людьми с ограниченными возможностями здоровья. (Распоряжение Правительства РФ от 11 января 2011г.№13-р).

Концепция ИОС «Виртуальный детский сад» состоит в разработке и реализации двух образовательных механизмов: системы интернет - представительств ДОО и системы интернет - представительств семей. В условиях посещения ребенком Службы ранней помощи ИОС может обеспечить специалистов и родителей обширной наполняемой базой планов коррекционно – развивающей и образовательной деятельности, включающих конспекты занятий, связанные с медиаресурсами и оборудованием, методические материалы для специалистов и родителей.

Содержание и методы деятельности СРП определяются программой образовательной организации, программой для детей раннего возраста, программами дополнительного образования, индивидуально-ориентированными программами. В условиях СРП ИОС обеспечивает пользователей систематизированными образовательными материалами на каждый день. Используя ИОС «Виртуальный детский сад» специалисты СРП смогут более эффективно проводить индивидуально-ориентированную работу по психолого-педагогическому сопровождению семьи, используя интернет-технологии.

Специалисты смогут проводить семинары, тренинги, вебинары для групп родителей, консультации по Skype. Такая, система работы даст возможность знакомить родителей с отдельными приемами коррекционной работы, требованиями к выполнению специальных коррекционных заданий, а также получать обратную связь в вопросах совместного со специалистами обследования ребенка, планирования и реализации индивидуально-ориентированной программы. Для реализации консультативно-рекомендательной работы с целью формирования коррекционно-педагогической компетенции специалистами СРП может быть использован цикл аудио лекций, а так же занятия по ознакомлению родителей с функционированием ИОС МПДО «Виртуальный детский сад». Каждому родителю выделяется «Виртуальный кабинет», что обеспечивает требование ФГОС о «предоставлении информации о программе семье». Родители, чьи дети не имеют возможности посещать детский сад, могут быть объединены в сеть, где они будут получать ежедневную программу игр и занятий, которые отражены в расписании. Для самостоятельной работы родителям может быть предложен курс лекций, семинаров, семинаров-практикумов, мастер-классов «Просвещенное родительство». Курс разработан авторским коллективом МГГУ им. М.А. Шолохова и Общественной палатой РФ с учетом новейших достижений современной науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования, воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста. А так же индивидуальный календарь, включающий комплекс игр и занятий, которые целесообразно проводить с ребенком дома.

ИОС МПДО «Виртуальный детский сад» рассчитана на размещение неограниченного числа примерных основных и парциальных программ дошкольного образования, дает возможность ведения педагогических наблюдений и мониторинга; возможность создания и размещения собственных методических материалов.

Включение ИОС «Виртуальный детский сад» в Службу ранней помощи будет способствовать преемственности в работе педагогов и других специалистов с родителями; эффективной работе специалистов с семьей с целью оказания ей психолого-педагогической поддержки. Функционал ресурса позволит специалистам и родителям планировать и контролировать коррекционно-педагогический процесс, тем самым значительно повысить качество работы специалистов СРП и семьи.

Литература:

1. Архипова Е.Ф. Ранняя диагностика и кор­рекция проблем развития. Первый год жизни ребенка. Пособие для специалистов Служ­бы ранней помощи детям и родителей. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. — 160 с.

  1. Тюрина Н.Ш. Абилитационная компетентность родителей: Монография. – М.: «Полиграф сервис», 2011.- 162 с.

3.

18.06.2015 12:48


Рекомендуем курсы ПК и ПП