СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эмоциональное выгорание учителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эмоциональное выгорание учителя

Некоторые социально-педагогические причины неуспеваемости свя­заны не с нежеланием и неумением педагогических кадров эффективно построить процесс обучения, а с эмоциональными и физическими перегрузками учителей.

Работа с людьми, а с детьми в особенности, требует больших эмоциональных затрат. Молодые учителя, только что закончившие специальные учебные заведения, приходят на работу, горя желанием проявить чудеса педагогики и стать настоящим другом и Учителем для тех ребят, с которыми им предстоит работать. Однако вскоре они сталкиваются с непростыми профессиональными буднями, многие понимают, что не в силах изменить сложившуюся в той или иной школе систему работы, постепенно утрачивая энтузиазм. К напряженным ситуациям в работе педагога можно отнести следующие: взаимодействие с учащимися на уроке, при котором возникают различные проявления нарушения дис­циплины со стороны учащихся, конфликтные ситуации; сложности во взаимоотношениях с коллегами и администрацией школы; конфликтные ситуации с родителями тех или иных учеников вследствие разных оценок одного и того же ребенка, отсутствие внимания к ребенку в се­мье.

Эмоциональные ресурсы человека, оказавшегося в такой непростой ситуации, могут постепенно истощаться, и тогда организм и психика вырабатывают различные механизмы защиты. «Синдром эмоциональ­ного выгорания» — один из таких механизмов (Бойко В. П., 1999). Дру­гое определение данного механизма — «эмоциональное опустошение» — мы часто встречаем в быту. Данное понятие характеризует собой приоб­ретенный стереотип поведения, чаще всего в профессиональном пове­дении. Эмоциональное выгорание является формой профессиональной деформации личности.

Независимо от того, работает ли педагог в детском саду или в стар­ших классах, его опустошение влияет на отношение детей к школе и на их желание учиться. Если учитель работает в младших классах, то, по словам Э. Голизека (1995), у детей развиваются негативные чувства по отношению к школе вообще. Если это случается с преподавателем стар­ших классов, то на уроках создается атмосфера равнодушия и напряже­ния, вызывая негативные чувства у подростков не только к учителю, но и к самому предмету.

По данным М. А. Беребина (Бойко В. В., 1999) из 7300 опрошенных учителей общеобразовательных школ:

- 56,8% отмечают, что они испытывают постоянные и значительные интеллектуальные перегрузки;

- 24,0% считают интеллектуальные нагрузки умеренными, но посто­янными;

- 32,0% отпрошенных указывают на постоянный характер эмоцио­нальных перегрузок;

- 18,4% педагогов считают, что их работа вызывает значительны6 физические перегрузки.

Учитель работает в режиме постоянного внешнего и внутреннего кон­троля. Задень проведения уроков самоотдача и самоконтроль столь ве­лики, что психические ресурсы к следующему рабочему дню практичес­ки не восстанавливаются. Тревожность, депрессия, эмоциональная ригидность и эмоциональное опустошение — вот цена ответственнос­ти, которую платит учитель. Все это усугубляется и сложными социальными, экономическими и жилищно-бытовыми факторами и хрони­ческими отклонениями в состоянии здоровья.

Эндрю Гозилек в своей книге «Преодоление стресса за 60 секунд» пред­лагает следующие рекомендации по ослаблению стресса у учителей:

- продолжайте совершенствовать свои профессиональные навыки, участвуйте в курсах, семинарах и других мероприятиях по повы­шению квалификации, это поможет преодолеть ощущение несо­ответствия;

- планируйте перерывы для отдыха; перерывы на кофе или обед не следует посвящать проверке тетрадей или подготовке к занятиям; отвлекайтесь от школьных забот;

- будьте в курсе новых идей: использование из года в год одних и тех же материалов неизбежно ведет к скуке и опустошению; изменяйте планы уроков и задания — это поддержит интерес к преподава­нию;

- общайтесь с коллегами, обменивайтесь идеями и новыми зна­ниями.

Эмоциональное выгорание учителя

Некоторые социально-педагогические причины неуспеваемости свя­заны не с нежеланием и неумением педагогических кадров эффективно построить процесс обучения, а с эмоциональными и физическими перегрузками учителей.

Работа с людьми, а с детьми в особенности, требует больших эмоциональных затрат. Молодые учителя, только что закончившие специальные учебные заведения, приходят на работу, горя желанием проявить чудеса педагогики и стать настоящим другом и Учителем для тех ребят, с которыми им предстоит работать. Однако вскоре они сталкиваются с непростыми профессиональными буднями, многие понимают, что не в силах изменить сложившуюся в той или иной школе систему работы, постепенно утрачивая энтузиазм. К напряженным ситуациям в работе педагога можно отнести следующие: взаимодействие с учащимися на уроке, при котором возникают различные проявления нарушения дис­циплины со стороны учащихся, конфликтные ситуации; сложности во взаимоотношениях с коллегами и администрацией школы; конфликтные ситуации с родителями тех или иных учеников вследствие разных оценок одного и того же ребенка, отсутствие внимания к ребенку в се­мье.

Эмоциональные ресурсы человека, оказавшегося в такой непростой ситуации, могут постепенно истощаться, и тогда организм и психика вырабатывают различные механизмы защиты. «Синдром эмоциональ­ного выгорания» — один из таких механизмов (Бойко В. П., 1999). Дру­гое определение данного механизма — «эмоциональное опустошение» — мы часто встречаем в быту. Данное понятие характеризует собой приоб­ретенный стереотип поведения, чаще всего в профессиональном пове­дении. Эмоциональное выгорание является формой профессиональной деформации личности.

Независимо от того, работает ли педагог в детском саду или в стар­ших классах, его опустошение влияет на отношение детей к школе и на их желание учиться. Если учитель работает в младших классах, то, по словам Э. Голизека (1995), у детей развиваются негативные чувства по отношению к школе вообще. Если это случается с преподавателем стар­ших классов, то на уроках создается атмосфера равнодушия и напряже­ния, вызывая негативные чувства у подростков не только к учителю, но и к самому предмету.

По данным М. А. Беребина (Бойко В. В., 1999) из 7300 опрошенных учителей общеобразовательных школ:

- 56,8% отмечают, что они испытывают постоянные и значительные интеллектуальные перегрузки;

- 24,0% считают интеллектуальные нагрузки умеренными, но посто­янными;

- 32,0% отпрошенных указывают на постоянный характер эмоцио­нальных перегрузок;

- 18,4% педагогов считают, что их работа вызывает значительны6 физические перегрузки.

Учитель работает в режиме постоянного внешнего и внутреннего кон­троля. Задень проведения уроков самоотдача и самоконтроль столь ве­лики, что психические ресурсы к следующему рабочему дню практичес­ки не восстанавливаются. Тревожность, депрессия, эмоциональная ригидность и эмоциональное опустошение — вот цена ответственнос­ти, которую платит учитель. Все это усугубляется и сложными социальными, экономическими и жилищно-бытовыми факторами и хрони­ческими отклонениями в состоянии здоровья.

Эндрю Гозилек в своей книге «Преодоление стресса за 60 секунд» пред­лагает следующие рекомендации по ослаблению стресса у учителей:

- продолжайте совершенствовать свои профессиональные навыки, участвуйте в курсах, семинарах и других мероприятиях по повы­шению квалификации, это поможет преодолеть ощущение несо­ответствия;

- планируйте перерывы для отдыха; перерывы на кофе или обед не следует посвящать проверке тетрадей или подготовке к занятиям; отвлекайтесь от школьных забот;

- будьте в курсе новых идей: использование из года в год одних и тех же материалов неизбежно ведет к скуке и опустошению; изменяйте планы уроков и задания — это поддержит интерес к преподава­нию;

- общайтесь с коллегами, обменивайтесь идеями и новыми зна­ниями.

12.04.2016 15:14


Рекомендуем курсы ПК и ПП