СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Эмоциональное выгорание учителя
Некоторые социально-педагогические причины неуспеваемости связаны не с нежеланием и неумением педагогических кадров эффективно построить процесс обучения, а с эмоциональными и физическими перегрузками учителей.
Работа с людьми, а с детьми в особенности, требует больших эмоциональных затрат. Молодые учителя, только что закончившие специальные учебные заведения, приходят на работу, горя желанием проявить чудеса педагогики и стать настоящим другом и Учителем для тех ребят, с которыми им предстоит работать. Однако вскоре они сталкиваются с непростыми профессиональными буднями, многие понимают, что не в силах изменить сложившуюся в той или иной школе систему работы, постепенно утрачивая энтузиазм. К напряженным ситуациям в работе педагога можно отнести следующие: взаимодействие с учащимися на уроке, при котором возникают различные проявления нарушения дисциплины со стороны учащихся, конфликтные ситуации; сложности во взаимоотношениях с коллегами и администрацией школы; конфликтные ситуации с родителями тех или иных учеников вследствие разных оценок одного и того же ребенка, отсутствие внимания к ребенку в семье.
Эмоциональные ресурсы человека, оказавшегося в такой непростой ситуации, могут постепенно истощаться, и тогда организм и психика вырабатывают различные механизмы защиты. «Синдром эмоционального выгорания» — один из таких механизмов (Бойко В. П., 1999). Другое определение данного механизма — «эмоциональное опустошение» — мы часто встречаем в быту. Данное понятие характеризует собой приобретенный стереотип поведения, чаще всего в профессиональном поведении. Эмоциональное выгорание является формой профессиональной деформации личности.
Независимо от того, работает ли педагог в детском саду или в старших классах, его опустошение влияет на отношение детей к школе и на их желание учиться. Если учитель работает в младших классах, то, по словам Э. Голизека (1995), у детей развиваются негативные чувства по отношению к школе вообще. Если это случается с преподавателем старших классов, то на уроках создается атмосфера равнодушия и напряжения, вызывая негативные чувства у подростков не только к учителю, но и к самому предмету.
По данным М. А. Беребина (Бойко В. В., 1999) из 7300 опрошенных учителей общеобразовательных школ:
- 56,8% отмечают, что они испытывают постоянные и значительные интеллектуальные перегрузки;
- 24,0% считают интеллектуальные нагрузки умеренными, но постоянными;
- 32,0% отпрошенных указывают на постоянный характер эмоциональных перегрузок;
- 18,4% педагогов считают, что их работа вызывает значительны6 физические перегрузки.
Учитель работает в режиме постоянного внешнего и внутреннего контроля. Задень проведения уроков самоотдача и самоконтроль столь велики, что психические ресурсы к следующему рабочему дню практически не восстанавливаются. Тревожность, депрессия, эмоциональная ригидность и эмоциональное опустошение — вот цена ответственности, которую платит учитель. Все это усугубляется и сложными социальными, экономическими и жилищно-бытовыми факторами и хроническими отклонениями в состоянии здоровья.
Эндрю Гозилек в своей книге «Преодоление стресса за 60 секунд» предлагает следующие рекомендации по ослаблению стресса у учителей:
- продолжайте совершенствовать свои профессиональные навыки, участвуйте в курсах, семинарах и других мероприятиях по повышению квалификации, это поможет преодолеть ощущение несоответствия;
- планируйте перерывы для отдыха; перерывы на кофе или обед не следует посвящать проверке тетрадей или подготовке к занятиям; отвлекайтесь от школьных забот;
- будьте в курсе новых идей: использование из года в год одних и тех же материалов неизбежно ведет к скуке и опустошению; изменяйте планы уроков и задания — это поддержит интерес к преподаванию;
- общайтесь с коллегами, обменивайтесь идеями и новыми знаниями.
Эмоциональное выгорание учителя
Некоторые социально-педагогические причины неуспеваемости связаны не с нежеланием и неумением педагогических кадров эффективно построить процесс обучения, а с эмоциональными и физическими перегрузками учителей.
Работа с людьми, а с детьми в особенности, требует больших эмоциональных затрат. Молодые учителя, только что закончившие специальные учебные заведения, приходят на работу, горя желанием проявить чудеса педагогики и стать настоящим другом и Учителем для тех ребят, с которыми им предстоит работать. Однако вскоре они сталкиваются с непростыми профессиональными буднями, многие понимают, что не в силах изменить сложившуюся в той или иной школе систему работы, постепенно утрачивая энтузиазм. К напряженным ситуациям в работе педагога можно отнести следующие: взаимодействие с учащимися на уроке, при котором возникают различные проявления нарушения дисциплины со стороны учащихся, конфликтные ситуации; сложности во взаимоотношениях с коллегами и администрацией школы; конфликтные ситуации с родителями тех или иных учеников вследствие разных оценок одного и того же ребенка, отсутствие внимания к ребенку в семье.
Эмоциональные ресурсы человека, оказавшегося в такой непростой ситуации, могут постепенно истощаться, и тогда организм и психика вырабатывают различные механизмы защиты. «Синдром эмоционального выгорания» — один из таких механизмов (Бойко В. П., 1999). Другое определение данного механизма — «эмоциональное опустошение» — мы часто встречаем в быту. Данное понятие характеризует собой приобретенный стереотип поведения, чаще всего в профессиональном поведении. Эмоциональное выгорание является формой профессиональной деформации личности.
Независимо от того, работает ли педагог в детском саду или в старших классах, его опустошение влияет на отношение детей к школе и на их желание учиться. Если учитель работает в младших классах, то, по словам Э. Голизека (1995), у детей развиваются негативные чувства по отношению к школе вообще. Если это случается с преподавателем старших классов, то на уроках создается атмосфера равнодушия и напряжения, вызывая негативные чувства у подростков не только к учителю, но и к самому предмету.
По данным М. А. Беребина (Бойко В. В., 1999) из 7300 опрошенных учителей общеобразовательных школ:
- 56,8% отмечают, что они испытывают постоянные и значительные интеллектуальные перегрузки;
- 24,0% считают интеллектуальные нагрузки умеренными, но постоянными;
- 32,0% отпрошенных указывают на постоянный характер эмоциональных перегрузок;
- 18,4% педагогов считают, что их работа вызывает значительны6 физические перегрузки.
Учитель работает в режиме постоянного внешнего и внутреннего контроля. Задень проведения уроков самоотдача и самоконтроль столь велики, что психические ресурсы к следующему рабочему дню практически не восстанавливаются. Тревожность, депрессия, эмоциональная ригидность и эмоциональное опустошение — вот цена ответственности, которую платит учитель. Все это усугубляется и сложными социальными, экономическими и жилищно-бытовыми факторами и хроническими отклонениями в состоянии здоровья.
Эндрю Гозилек в своей книге «Преодоление стресса за 60 секунд» предлагает следующие рекомендации по ослаблению стресса у учителей:
- продолжайте совершенствовать свои профессиональные навыки, участвуйте в курсах, семинарах и других мероприятиях по повышению квалификации, это поможет преодолеть ощущение несоответствия;
- планируйте перерывы для отдыха; перерывы на кофе или обед не следует посвящать проверке тетрадей или подготовке к занятиям; отвлекайтесь от школьных забот;
- будьте в курсе новых идей: использование из года в год одних и тех же материалов неизбежно ведет к скуке и опустошению; изменяйте планы уроков и задания — это поддержит интерес к преподаванию;
- общайтесь с коллегами, обменивайтесь идеями и новыми знаниями.
© 2016, Паршукова Элла Викторовна 998