СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальный этап
областного конкурса
«Учитель года-2020»
Эссе «Я-учитель»
Ильина Елена Николаевна,
учитель биологии и химии
МОУ Выровская СОШ
Майнского района Ульяновской области
Если ты умеешь самый обычный факт подать как
открытие и добиться удивления и восторга учащихся,
то можно считать, что половину дела ты уже сделал.
Шуркова Н.Е.
Каждый человек ищет свой путь в бурных потоках времён. Говорят, нас ведёт по жизни незримый ангел. Мы выбираем друзей, профессию, испытывая желание чего – то добиться, накладываем на нить провидения собственную волю.
Наверное, я скажу сейчас для кого – то банальные слова, но профессия Учитель для меня – это воплотившаяся мечта.
Школа – самая удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего – то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, где каждый ученик – это строитель будущего, а значит все жители этой страны в ответе за будущее. Где всё время надо торопиться, торопиться успеть, где всё время надо спешить, спешить стать интересным для окружающих тебя людей, оставаться интересным всегда, дарить окружающим свою энергию, знания, умения, торопиться узнать новое, торопиться не опоздать. Поэтому в этой стране живут только стойкие, самые терпеливые, самые мужественные, самые искренние, самые ответственные, самые добрые, самые интересные и самые удивительные люди. И называют их учителями.
С чего начинается школа? Конечно же, с учителя. Учителя, обладающего щедростью души, любознательного, готового понять радость и горе каждого, и прежде всего ребёнка, любящего детей, относящегося к ним как к чему – то особенному и исключительному, с неистощимым интересом к его внутреннему миру.
Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников. За партами на уроках сидит будущее России. И в этом будущем мне тоже предстоит жить. И от того, какими станут эти дети, зависит не только жизнь страны, но и моя тоже. Хотелось бы показать свой взгляд на современного ученика.
Какой он, современный ученик 21 века?
Во-первых, современный ребёнок более информирован. Эта особенность, с одной стороны, позволяет радоваться расширению кругозора современных детей, с другой - даёт учителю возможность использовать эту особенность для углубления знаний детей во всех областях. Кроме того, и современный учитель должен быть более информированным, чтобы поспевать за современными «всезнайками».
Во – вторых, современный ребёнок мало читает или не читает вообще. Следовательно, современный учитель, сознающий всю важность чтения, должен прививать любовь к чтению. Как? Прежде всего, своим примером.
В- третьих, для современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками, что приводит к снижению коммуникативной и социальной компетенции детей, потому что именно в совместной деятельности дети учатся взаимодействовать. Следовательно, современный учитель должен научить ребят взаимодействию.
В-четвёртых, большинство современных учащихся не участвуют в деятельности детских подростковых общественных организациях. Через них человек учится сотрудничать, учится взаимопомощи, учится бескорыстному труду на благо своего товарища, близких людей, общества.
Одна из древних мудростей гласит: «Ребёнок – это сосуд, данный нам, взрослым, на хранение» Но есть и другая мудрость «Ребёнок не кувшин, который нужно наполнить, а лампа, которую надо зажечь».
Каким же должен быть учитель, «зажигающий лампады»? По-моему, он должен обладать такими профессиональными качествами, как универсальная образованность, эрудиция, информированность, прогрессивность.
Вот уже 30 лет я работаю в школе с детьми. Это годы поисков, раздумий, открытий, которые перевернули всю мою жизнь.
В первые годы работы с детьми для меня было странно, почему дети плохо воспринимают информацию, когда всё так элементарно просто и понятно. Это нам взрослым, понятно, а им нет. Поэтому считаю, что настоящий учитель это тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Это стало первым принципом, которым я сегодня руководствуюсь в своей педагогической деятельности.
Придя на урок, просто общаясь с детьми, я раскрываю им своё мироощущение, свою систему ценностей, отношение ко всему, что происходит вокруг, несу им то, что интересно мне. И это должно быть искренне. Любая фальшь будет замечена и способна разочаровать, поранить юные души. Быть честным, искренним – второй мой принцип.
Третий принцип – это принцип организации системы ценностей – идеалов, обращённых в нравственные ориентиры воспитания: истины, добра, личности, свободы, любви, творчества - через восприятие которых формируется духовная культура человека.
Создание условий для реализации индивидуальных способностей каждого ребёнка. Убедить, что у него всё получится. Что он способный и умный. Главное правило создать каждому ребёнку ситуацию Успеха. Это мой четвёртый принцип.
Роль педагога заключается в том, чтобы способствовать развитию способности ребёнка, осознавать себя личностью во взаимоотношениях с другими людьми и миром в целом, осмысливать свои действия, прогнозировать и оценивать свои результаты, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. Умение увлечь, как мне кажется, и есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся. Это пятый принцип.
Шестой принцип – формирование стойкой мотивации ребёнка к развитию. На своих уроках и внеурочной деятельности я часто разговариваю с детьми на эту тему, желая вызвать у них интерес к получению знаний. Пытаюсь каждому на примерах объяснить, как ему в жизни пригодятся знания, полученные на моих уроках. Ученику интересно всё то, что затрагивает его чувственно – эмоциональную сферу, вызывает тревогу, волнение и переживание.
Седьмой принцип – принцип сотрудничества. Учитель не навязывает ученику единственно верное решение той или иной ситуации, а даёт возможность ребёнку самому пробовать, находясь не «над ним», а «рядом с ним». Для меня нет вопроса, должна ли быть дистанция между учителем и учеником. Спору нет, должна. Но это не стена, не барьер, которые нельзя перепрыгнуть, а более высокая ступенька, на которую тебя подняли сами ученики – Уважение. И с этой высоты ты протягиваешь руки тем, кто идёт за тобой, помогая подняться по лестнице познания. Внимание – каждому, ждущему – похвала, мыслящему – радость от общего успеха. Урок окончен, но вопросы не кончаются. Значит, взволновало, зацепило за живое. Значит есть оно – сотрудничество. Вот это всё и даёт новые силы творить каждый день, оставив за порогом житейские проблемы, входить в класс и совершать таинство познания.
Я люблю свою работу и считаю, что школа – самая удивительная лаборатория, потому что в ней создаётся будущее.
«Если вы удачно выберите труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет», - говорил Аристотель.
Когда я размышляю о смысле и значении великой профессии Учитель, я вспоминаю притчу.
Путешественник увидел трёх рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого о том, что он делает.
Первый ответил: «Толкаю эту тяжёлую тачку, будь она проклята».
Второй сказал: «Зарабатываю на хлеб для своей семьи».
А третий гордо произнёс: «Я строю прекрасный храм»
Трое рабочих делали одно и то же, но чувствовали себя по – разному. Для первого работа была каторгой, и он был очень несчастен. Второй чувствовал себя опорой и кормильцем в семье. В его ответе – спокойное достоинство. Третий служил прекрасной цели. Он был горд и счастлив.
Счастье человека во многом зависит от того, какой смысл он вкладывает в свой труд, в свою работу и от влюблённости в своё дело. В современной школе остались, пожалуй, лишь самые стойкие, преданные своему делу. Для учителя самая большая радость – знания своих учеников, их воспитанность, человечность. У каждого работающего в школе должна быть душа Учителя.
Я рада, что могу, как А.В. Суворов, воскликнуть: «Я счастлива тем, что повелевала счастьем».
© 2020, Ильина Елена Николаевна 2080