СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас.
Воспитывайте себя…
Свое эссе я бы хотела начать именно с этой английской поговорки. Потому что очень часто в своей педагогической практике я встречаюсь с такой проблемой, как повышенные требования к детям со стороны взрослых. А ведь именно от окружения и социальной среды, в которой воспитывается ребенок, зависит то, какие личностные качества будут у него сформированы.
Я не зря сделала акцент на развитии именно личностных качеств обучающихся. Потому как в условиях реализации ФГОС НОО развитие данных качеств приобретает особую актуальность.
Поэтому особую роль в своей педагогической деятельности, отвожу взаимодействию учителя и родителей. Потому что, по моему мнению, именно от них зависит, каким станет ребенок в ближайшем и далеком будущем, как будет учиться и относиться к процессу обучения, как будет общаться со сверстниками и другими людьми сложного и противоречивого общества.
Однако, в наше динамичное время, родителям очень сложно найти время для полноценного воспитания своих детей. И часто я сталкиваюсь с такой проблемой, что родителям даже некогда помочь ребенку с выполнением домашнего задания.
Приведу пример из своей педагогической практики. В классе был мальчик, который агрессивно относился к одноклассникам и к учителям, систематически отсутствовало выполненное домашнее задание.
Я решила побеседовать с ребенком, и он рассказал, что учиться он не хочет, домашнее задание ему выполнять никто не помогает, что «бедных» детей в школе «нагружают» так, что продохнуть некогда. Вот раньше было всё по-другому: и учителя были лучше, и учиться было легче. Когда я задала вопрос, откуда он знает про то, что было раньше, тот, естественно, ответил, что так говорит мама. Ещё он рассказал, что если получает плохую отметку в школе или замечание учителя, записанное в дневнике, то родители за это его сильно ругают и даже бьют.
Я пригласила маму в школу. В ходе индивидуальной беседы, при попытке обсудить данную проблему, мне было сказано следующее: «Вы учитель?! Вот и учите! Выполняйте свою работу! А мне некогда, у меня своя работа!».
Для решения данной проблемы, я решила постепенно налаживать контакт с родителями мальчика. С моей стороны, им был предложен такой вариант: когда мама на работе, домашнее задание ребенок выполняет со мной в школе, а когда мама свободна – с ней. Помимо этого, я обсудила данную проблему с другими учителями-предметниками (учитель иностранного языка и физической культуры) и попросила их попробовать поменять подход к ребенку, объяснив ситуацию. Учителя отнеслись с пониманием, и мы все вместе начали «спасать» ребёнка, так как он оказался заложником сложившейся ситуации. Через некоторое время я заметила, что ситуация стала исправляться к лучшему: у ребенка снизилась агрессивность, оценки улучшились, появился интерес к учёбе. С родителями отношения тоже постепенно улучшились. Они поняли, что безвыходных ситуаций не бывает, любую проблему можно решить совместным путем.
На данном примере я хотела показать реализацию одной из основных составляющих моей педагогической философии: взаимодействие учителя и родителей. То есть, совместный поиск оптимальных путей в вопросах обучения и воспитания детей.
Помимо взаимодействия с родителями, большую роль отвожу выстраиванию доверительных отношений с детьми. Для этого часто общаюсь с ними в неформальной обстановке. Например, на перемене прошу детей подискуссировать на какую-либо тему, часто спрашиваю, чего они хотят, чего им не хватает и т.д. Обязательно выслушиваю ответы всех учеников и поддерживаю их похвалой. Потому что для меня неправильных ответов нет, мнение каждого ребенка для меня очень важно. Таким отношением я стараюсь развивать индивидуально-личностные качества учащихся.
В области развития индивидуально-личностных качеств детей, мне очень близки по духу педагогические взгляды Ш. А. Амонашвили, который на первое место выдвигает идеи гуманно-личностной, педагогики сотрудничества.
Я согласна с мнением Ш.А. Амонашвили, что идея сотрудничества – это дух школы, и нужно, чтобы все в этой школе, в крайнем же случае в этом классе, гармонировало с ее духом. Тогда педагогическая жизнь, жизнь детей и учителей заиграет по-другому. Идея педагогики сотрудничества - «сделать ребенка нашим (взрослых – учителей, воспитателей, родителей) добровольным и заинтересованным соратником, сотрудником, единомышленником в своем же воспитании, образовании, обучении, становлении, сделать его равноправным участником педагогического процесса, заботливым и ответственным за этот процесс, за его результаты.
Следовательно, сегодня особенно востребована обращенность учителя на гуманистическую парадигму образования. Действуя в которой, учитель разворачивается на личность учащегося, организует его самостоятельную деятельность, перестает доминировать и наставлять, развиваясь сам, создавая субъективную педагогическую реальность, создает условия для развития и формирования личностных качеств учащихся.
Одной из ведущих и главных ступеней, где складывается будущая личность со всеми присущими ему качествами, является начальное образование. Учитель должен оказать помощь детям в успешном старте в начале жизненного пути, стать для ребёнка другом, наставником, помощником, быть профессионально-компетентным.
Дети всегда были и остаются детьми. Они такие разные! У каждого ребенка свои предпочтения, идеи, замыслы, свой мир, мир, который должен обогащаться и вести в будущее. И так важно, кто находится рядом с ними в первые годы обучения, кто открывает дорогу в будущее, кто является другом и примером, кому можно доверять и к кому хочется прислушиваться!
По моему глубокому убеждению, учитель начальных классов – это тот человек, который закладывает основу основных навыков учебной деятельности, поведения в социуме, открывает во многом дорогу в будущее. Поэтому я стараюсь совершенствовать свои профессиональные качества и развиваю компетенции, так как современные реалии требуют от учителя начальных классов готовности давать материал по каждому учебному предмету с целью формирования склонности у ученика к учебной деятельности, умения и желания учиться, работать с книгой, находиться в коллективе. Это своего рода подготовка к его будущим занятиям в основной школе и адаптация к его будущей взрослой жизни.
И моя задача, как учителя начальных классов заключается в том, чтобы умело перенаправить обучение и воспитание в русло саморазвития и самореализации личности, помочь ученику с выбором социальной роли и реализацией себя относительно этой роли. Таким путем в нем будут воспитываться сознательность, ответственность и свобода действий. По моему мнению, в этом и заключается профессионализм педагога – в грамотном и целесообразном применении различных профессиональных ролей.
Резюмируя сказанное в данном эссе, я бы хотела выделить основные составляющие моей педагогической философии:
1. Взаимодействие учителя и родителей обучающихся. Совместный поиск оптимальных путей в вопросах обучения и воспитания детей.
2. Дифференцированный подход к каждому обучающемуся. Поддержка и развитие индивидуально-личностных качеств каждого ребенка, его способностей.
3. Применение идей гуманно-личностной, педагогики сотрудничества в процессе обучения и воспитания учащихся.
© 2020, Раткина Светлана Владимировна 159