СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе на тему «Моя педагогическая философия»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас.

Воспитывайте себя…

Свое эссе я бы хотела начать именно с этой английской поговорки. Потому что очень часто в своей педагогической практике я встречаюсь с такой проблемой, как повышенные требования к детям со стороны взрослых. А ведь именно от окружения и социальной среды, в которой воспитывается ребенок, зависит то, какие личностные качества будут у него сформированы.

Я не зря сделала акцент на развитии именно личностных качеств обучающихся. Потому как в условиях реализации ФГОС НОО развитие данных качеств приобретает особую актуальность.

Поэтому особую роль в своей педагогической деятельности, отвожу взаимодействию учителя и родителей. Потому что, по моему мнению, именно от них зависит, каким станет ребенок в ближайшем и далеком будущем, как будет учиться и относиться к процессу обучения, как будет общаться со сверстниками и другими людьми сложного и противоречивого общества.

Однако, в наше динамичное время, родителям очень сложно найти время для полноценного воспитания своих детей. И часто я сталкиваюсь с такой проблемой, что родителям даже некогда помочь ребенку с выполнением домашнего задания.

Приведу пример из своей педагогической практики. В классе был мальчик, который агрессивно относился к одноклассникам и к учителям, систематически отсутствовало выполненное домашнее задание.

Я решила побеседовать с ребенком, и он рассказал, что учиться он не хочет, домашнее задание ему выполнять никто не помогает, что «бедных» детей в школе «нагружают» так, что продохнуть некогда. Вот раньше было всё по-другому: и учителя были лучше, и учиться было легче. Когда я задала вопрос, откуда он знает про то, что было раньше, тот, естественно, ответил, что так говорит мама. Ещё он рассказал, что если получает плохую отметку в школе или замечание учителя, записанное в дневнике, то родители за это его сильно ругают и даже бьют.

Я пригласила маму в школу. В ходе индивидуальной беседы, при попытке обсудить данную проблему, мне было сказано следующее: «Вы учитель?! Вот и учите! Выполняйте свою работу! А мне некогда, у меня своя работа!».

Для решения данной проблемы, я решила постепенно налаживать контакт с родителями мальчика. С моей стороны, им был предложен такой вариант: когда мама на работе, домашнее задание ребенок выполняет со мной в школе, а когда мама свободна – с ней. Помимо этого, я обсудила данную проблему с другими учителями-предметниками (учитель иностранного языка и физической культуры) и попросила их попробовать поменять подход к ребенку, объяснив ситуацию. Учителя отнеслись с пониманием, и мы все вместе начали «спасать» ребёнка, так как он оказался заложником сложившейся ситуации. Через некоторое время я заметила, что ситуация стала исправляться к лучшему: у ребенка снизилась агрессивность, оценки улучшились, появился интерес к учёбе. С родителями отношения тоже постепенно улучшились. Они поняли, что безвыходных ситуаций не бывает, любую проблему можно решить совместным путем.

На данном примере я хотела показать реализацию одной из основных составляющих моей педагогической философии: взаимодействие учителя и родителей. То есть, совместный поиск оптимальных путей в вопросах обучения и воспитания детей.

Помимо взаимодействия с родителями, большую роль отвожу выстраиванию доверительных отношений с детьми. Для этого часто общаюсь с ними в неформальной обстановке. Например, на перемене прошу детей подискуссировать на какую-либо тему, часто спрашиваю, чего они хотят, чего им не хватает и т.д. Обязательно выслушиваю ответы всех учеников и поддерживаю их похвалой. Потому что для меня неправильных ответов нет, мнение каждого ребенка для меня очень важно. Таким отношением я стараюсь развивать индивидуально-личностные качества учащихся.

В области развития индивидуально-личностных качеств детей, мне очень близки по духу педагогические взгляды Ш. А. Амонашвили, который на первое место выдвигает идеи гуманно-личностной, педагогики сотрудничества.

Я согласна с мнением Ш.А. Амонашвили, что идея сотрудничества – это дух школы, и нужно, чтобы все в этой школе, в крайнем же случае в этом классе, гармонировало с ее духом. Тогда педагогическая жизнь, жизнь детей и учителей заиграет по-другому. Идея педагогики сотрудничества - «сделать ребенка нашим (взрослых – учителей, воспитателей, родителей) добровольным и заинтересованным соратником, сотрудником, единомышленником в своем же воспитании, образовании, обучении, становлении, сделать его равноправным участником педагогического процесса, заботливым и ответственным за этот процесс, за его результаты.

Следовательно, сегодня особенно востребована обращенность учителя на гуманистическую парадигму образования. Действуя в которой, учитель разворачивается на личность учащегося, организует его самостоятельную деятельность, перестает доминировать и наставлять, развиваясь сам, создавая субъективную педагогическую реальность, создает условия для развития и формирования личностных качеств учащихся.

Одной из ведущих и главных ступеней, где складывается будущая личность со всеми присущими ему качествами, является начальное образование. Учитель должен оказать помощь детям в успешном старте в начале жизненного пути, стать для ребёнка другом, наставником, помощником, быть профессионально-компетентным.

Дети всегда были и остаются детьми. Они такие разные! У каждого ребенка свои предпочтения, идеи, замыслы, свой мир, мир, который должен обогащаться и вести в будущее. И так важно, кто находится рядом с ними в первые годы обучения, кто открывает дорогу в будущее, кто является другом и примером, кому можно доверять и к кому хочется прислушиваться!

По моему глубокому убеждению, учитель начальных классов – это тот человек, который закладывает основу основных навыков учебной деятельности, поведения в социуме, открывает во многом дорогу в будущее. Поэтому я стараюсь совершенствовать свои профессиональные качества и развиваю компетенции, так как современные реалии требуют от учителя начальных классов готовности давать материал по каждому учебному предмету с целью формирования склонности у ученика к учебной деятельности, умения и желания учиться, работать с книгой, находиться в коллективе. Это своего рода подготовка к его будущим занятиям в основной школе и адаптация к его будущей взрослой жизни.

И моя задача, как учителя начальных классов заключается в том, чтобы умело перенаправить обучение и воспитание в русло саморазвития и самореализации личности, помочь ученику с выбором социальной роли и реализацией себя относительно этой роли. Таким путем в нем будут воспитываться сознательность, ответственность и свобода действий. По моему мнению, в этом и заключается профессионализм педагога – в грамотном и целесообразном применении различных профессиональных ролей.

Резюмируя сказанное в данном эссе, я бы хотела выделить основные составляющие моей педагогической философии:

1. Взаимодействие учителя и родителей обучающихся. Совместный поиск оптимальных путей в вопросах обучения и воспитания детей.

2. Дифференцированный подход к каждому обучающемуся. Поддержка и развитие индивидуально-личностных качеств каждого ребенка, его способностей.

3. Применение идей гуманно-личностной, педагогики сотрудничества в процессе обучения и воспитания учащихся.

02.11.2020 05:26


Рекомендуем курсы ПК и ПП