СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Прежде чем осветить данную тему обращусь к определению понятия «коммуникативная культура».
Коммуникативная культура – совокупность знаний, законов межличностного общения, умений, навыков пользоваться его средствами в различных жизненных ситуациях и личностных коммуникативных качеств. Коммуникативная культура - это часть базовой культуры личности, обеспечивающая ее готовность к жизненному самоопределению, установлению гармоничных отношений с окружающими. Отмечу, что коммуникативная культура формируется уже с дошкольного возраста.
В условиях глобальной информатизации общества, развития технических средств, все более актуальной становится проблема формирования у младших школьников коммуникативной культуры. Коммуникативная культура расширяет границы общения детей, является социализирующим фактом развития личности ребенка. Коммуникативная культура напрямую влияет на процесс социализации, т.к. отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и за ее пределами – в коллективе. Доказано, что продуктивным средством формирования у младших школьников коммуникативной культуры является организация их общения на основе совместной учебной и внеучебной деятельности. Для формирования коммуникативной культуры младших школьников в школе существуют различные дисциплины: культура речи, культура общения и другие. Недостаточная степень коммуникативной готовности детей к школьному обучению может иметь серьезные последствия. Именно школа, учитель, тщательно организуя коммуникативное общение учащихся, решает вопрос снижения недостатка общения учащихся в социальной среде.
Нельзя не сказать о значении воспитания коммуникативной культуры младших школьников. Коммуникативная культура влияет на успехи в учебе. Элементарно, если ученик боится отвечать у доски, испытывая при этом страх, неуверенность, то его ответ будет хуже его имеющихся знаний, а следовательно и оценка будет ниже. И эта отрицательная оценка будет влиять на дальнейший учебный процесс в худшую сторону.
Владение учащимися навыками коммуникативной культуры, предполагает развитие трех групп умений: коммуникативных (речевых): умение ясно и четко излагать мысли; умение убеждать; умение строить доказательство; умение выносить суждения; умение анализировать высказывание. Умение восприятия, когда ребенок может слушать и слышать; может воспринимать неверебальную информацию: мимику, жесты, позы; может быть тактичным; может понимать чувства и переживания собеседника. И умение взаимодействия в процессе общения, когда учащийся может проводить беседу, вежливо излагать свои мысли, может общаться в конфликтных ситуациях, контролировать свое поведение, эмоции во время общения.
От владения навыками коммуникативной культуры, от умения ученика общаться, зависит и его адаптация в школе со своим классным коллективом, сверстниками, учителями. Если ребенок легко и свободно находит общий язык со своими ровесниками, то он быстрее привыкнет к новой школьной обстановке.
Важным фактором формирования коммуникативной культуры младших школьников является выбор средств, благодаря которым у учащихся сформируются коммуникативные навыки в различных видах деятельности. У детей младшего школьного возраста более развито наглядно-образное мышление, поэтому при выборе средств, формирующих коммуникативные навыки, это необходимо учитывать. Игра – это основной вид деятельности в ходе которого ребенок познает мир. В ходе игры формируется человеческое воображение, открываются человеческие взаимоотношения. Именно через игру учитель может дать знания о способах коммуникации.
Помимо игры, развлекательная деятельность также дает возможность учащимся познавать жизнь, развивать творческие навыки и формировать коммуникативные умения.
И конечно, досуговая деятельность, в которую входит: посещение секций, кружков, выставок, проведение соревнований – все это тоже способствует развитию коммуникативной культуры младших школьников. Во время совместного проведения данных мероприятий учащийся научиться правильно строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, научится решать конфликтные ситуации, тем самым сформирует в себе навыки коммуникации.
Подводя итог всему вышеизложенному, сделаю вывод о том, что именно начальная ступень обучения в школе должна развить коммуникативные навыки учащихся для их дальнейшей социализации в обществе. И уровень сформированности коммуникативных навыков будет напрямую зависеть от организации воспитательной работы в школе и психолого-педагогических особенностей учащихся.
© 2025, Озерова Юлия Александровна 55