СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе «Учитель и ученик растут вместе» (Конфуций)

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Данное изречение принадлежит великому китайскому мудрецу и духовному наставнику Конфуцию, который жил в 551 г. до н. э., однако его слова актуальны и по сей день. Кто станет спорить с тем фактом, что знания и жизненный опыт учителя и ученика должны отличаться, ведь они принадлежат к разным поколениям и у них разный социальный статус? Но что же их объединяет? Совместный ли труд, в котором задача одного – научить, а другого – овладеть знаниями? Наверное, нет. Как ни странно это звучит, но позиция ученичества является общей для них обоих.
  • Если начать разбираться со словом «растут» в этой цитате, то становится ясно, что расти, значит, развиваться: расширять кругозор, усложнять систему учебных, коммуникативных и личностных взаимодействий.В учебном процессе обучающийся приобретает новые знания под чутким руководством мудрого наставника. Формируются его мировоззрение, навыки, умения, которых раньше не было. А чему учится учитель в этом совместном процессе обучения и сотворчества, если каждый новый ученик – это новая вселенная со своими законами, непознанными реакциями, не открытыми талантами? Учителю, как первооткрывателю еще предстоит их найти, понять, зажечь и показать не только другим, но и главное – самому ребенку. Вдохновить его на использование своего потенциала. Поэтому сам учитель прибавляет в данном процессе взаимодействия – приобретает новые умения, умение ладить с учениками, находя особый ключик к каждому. Учится говорить на том языке, который будет понятнее именно для данного ребенка, овладевает многообразными приемами, чтобы построить свое объяснение и общение интересно и доступно для каждого маленького человечка.
  • Растет ли учитель по мере роста своего ученика? Безусловно. Новое поколение – это новые подходы и технологии. Стремительно бегущее время в наш век информационных технологий накладывает свой отпечаток. Меняются требования и к школьному образованию, и к роли учителя. С появлением Интернета учитель перестает быть основным источником информации. Он становится не просто наставником, а необходимым проводником в бескрайнем море информации. Он помогает ребенку разобраться в правильности, ценности, неоспоримости найденных и используемых источников. Учитель бережно направляет самообразовательную работу ребенка. Но прежде, конечно, он сам должен хорошо ориентироваться в безбрежном информационном потоке, разбираться в многообразии интересующих школьников вопросов, владеть современными информационными технологиями. Бывает и так, что ученики учат учителя освоить какую-нибудь сложную программу: они с детства лучше ориентируются во всевозможных гаджетах, уже разобрались, уже сумели освоить. Вот и приходится им временно поменяться ролями. Это ни хорошо, ни плохо - это целесообразно!
  • Должен ли учитель, входя в класс и видя устремленные на него глаза своих учеников, чувствовать себя всё знающим и всё умеющим? Да, потому что это дает и ему, и ученикам уверенность в своих силах и возможность опираться на собственные наработанные знания. Нет, потому что загадок и тайн в этом мире открывается все больше, ведь недаром еще великий Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю». Думаю, что любой учитель, по-настоящему любящий свою профессию, думающий и анализирующий, не раз в своей жизни говорил себе то же самое. И в этом смысле он ничем не отличается от ученика, а значит, разбираться предстоит самому. И в этом мне видится его собственный «ученический» путь, полный взлетов и падений, радости открытий и неудовлетворенности от полученных результатов, тревоги за судьбу любимых учеников и признательности им за годы совместного труда.
  • Таким образом, высказывание великого Конфуция «Учитель и ученик растут вместе» раз за разом находит свое подтверждение. И, проходя через непростые ступени ученического труда к долгожданным результатам, оба – учитель и его ученик взрослеют, растут духовно, приближаются к совершенству. Затем их пути могут разойтись, и ученик уходит в большую жизнь как в открытое море. Но он уже научился управлять ветрами и волнами. Он уходит, чтобы воплотить свои цели и задачи, которые он, возможно, поставил себе под влиянием наставника, а учитель, уже более зрелый и наполненный новым опытом, накопивший педагогический опыт, встречает своих новых учеников, чтобы уже вместе с ними пройти этот трудный, но такой важный путь к терниям знаний. И они нужны друг другу.
30.03.2020 19:03


Рекомендуем курсы ПК и ПП