СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Антон Павлович Чехов писал «Никогда не рано спросить себя: делом я занимаюсь или пустяками?» Проанализировав свою деятельность, со стопроцентной уверенностью могу сказать: «Я занимаюсь нужным и важным для общества делом». Так, как кроме того, что я учитель, без малого три года являюсь наставником у девушки, которая пришла после окончания колледжа в нашу школу учителем начальных классов.
Кто такой наставник? Я считаю, что наставник - это человек, который вкладывает в другого свою душу, который отдаёт частичку себя, который интересен, общение с которым приносит пользу.
Взаимное доверие является тем фундаментом, на котором с самого начала строятся отношения. Педагог- наставник должен создать условия для добрых, доверительных отношений. Для этого использовать только демократический стиль общения. Назидательный тон недопустим, так как нужно понимать, что у твоего подопечного может быть достаточно высокий уровень теоретических знаний. Ему не хватает в первую очередь опыта, которым ты и должен поделиться. А ещё должен быть примером для молодого учителя в отношениях с учащимися, с коллегами и с родителями.
Ведь ещё В.Даль говорил: «Наставник сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника». Я сама человек, который беззаветно влюблён в свою профессию и это же стараюсь привить молодому специалисту.
В самом начале я поделилась правилами, которыми с первых дней педагогической деятельности руководствуюсь в своей работе:
Эти правила она приняла, использует в своей практике и это у неё неплохо получается.
Ежедневно мы поддерживаем тесный контакт: обсуждаем темы уроков, построение урока исходя из предмета и темы, использование рациональных приёмов и методов, технологий. Разрабатываем и проводим родительские собрания (иногда совместные), внеклассные мероприятия.
Ежемесячно даю один-два открытых урока с обязательным анализом. Причём предмет выбирает молодой специалист. При этом на каждом таком уроке стараюсь показать новые технологии, а также с разнообразные приёмы и методы. Затем даёт урок молодой специалист, который также подробно обсуждается и даются практические рекомендации. Но всё это происходит в тёплой, дружественной обстановке, чтобы не отбить желание пробовать и творить.
Ещё мне хочется поделиться моей педагогической находкой – это когда на уроке присутствует молодой специалист со своим классом. У нас преимущество в том, что мы работаем на параллелях. Поэтому можем себе позволить такие эксперименты.
Положительный результат таких уроков: дети сравнивают свою работу с работой ребят из другого класса, учатся анализировать и делать выводы, на что им необходимо обратить внимание. Минусы: 1) готовиться к такому уроку приходится намного дольше, т.к. приходится работать с большим количеством детей;
2) нехватка рабочих мест за партами. Поэтому совместные проводим только уроки чтения, окружающего мира, классные часы, при которых уроки проходят в разнотрансформируемом пространстве.
Ещё один эксперимент нам пришёлся по душе – это проведение наставником одного и того же урока на своём классе, а потом на классе молодого специалиста. Это даёт возможность моей подопечной со стороны сравнить работу ребят своего класса и параллельного; увидеть, на развитие каких умений и навыков необходимо обратить внимание.
У меня накоплен большой теоретический и наглядный материал по современным технологиям, по рефлексии, по работе со словарными словами, по развитию логического мышления, по работе над развитием техники чтения, которым я щедро делюсь с подопечной. Этим самым пробудила интерес у моей подопечной к творчеству, к занятию самообразованием, в общем, к педагогической деятельности, раз из её уст прозвучали слова: «Я тоже хочу, чтобы у меня как можно быстрее была такая методическая база».
В прошлом году мы с Кристиной Александровной участвовали в муниципальном конкурсе «Зажги свою звезду» (это конкурс для молодых специалистов), в котором она заняла 2 место. И самым главным комплиментом для меня были слова: «Я хочу, чтобы вы сопровождали меня на конкурс. Ведь вы для меня, как вторая мама и мне необходимо, чтобы вы были рядом». Это значит, что я, как педагог – наставник, всё делаю правильно, и дальше буду двигаться в том же направлении.
В заключение отмечу, что никогда не нужно опасаться того, что ваш «ученик» вас перерастёт. Наставник должен быть готов к тому, что если он вложил душу в своего подопечного и постарался передать весь накопленный опыт, то талантливый молодой специалист, в скором будущем, может достичь в своей профессиональной деятельности гораздо бóльших высот, чем его учитель.
И, на мой взгляд, это правильно.
© 2018, Барабанова Светлана Викторовна 3212