СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе "Какой, ты учитель!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вот уже 7 лет ежегодно на пороге нового учебного года перетряхиваю свой педагогический «багаж», критически оцениваю, что удалось, получилось, какие были находки, а от чего следует решительно избавиться. Не зря говорят: на ошибках учатся.

В педагогике накоплено немало мудрых истин, но даже они могут оказаться недейственными, если следовать им бездумно, не соотносить с особенностями характера души ребенка. Каждый ребенок неповторим, и воспитание требует не только широты знаний, но и постоянного поиска и творчества.

Горькому принадлежат слова о том, что в душе каждого ребенка есть невидимые струны; если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат. Открытая душа ребенка – светлый ручей, отражающий в себе чистое и ясное небо, но если эта душа захлопнулась – она мрачная бездна, в которой гнездятся страхи и недоверие.

За 7 лет работы в школе у меня накопился целый свод правил, многие из которых не отыщешь в учебниках. Между тем рожденные практикой и проверенные многократно жизнью, эти правила верой и правдой служили мне эти годы и, возможно, заинтересуют коллег.

1.Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся. Прежде всего личный пример учителя во всем.

2.Очень страшусь увидеть в своих питомцах маленьких роботов. Самое страшное – это приучение детей к единообразию, единомыслию. Единообразие, одинаковость, всеобщая «причесанность», внешняя упорядоченность еще не есть порядок.

3.Люблю дело делать так, словно это твоя «лебединая песня». Не повторяться, иметь свой почерк, смело уходить от шаблонов, никого не копировать, искать свой ключ.

4.Невольник – не богомольник. Это в равной степени касается и ребенка, и учителя. Можно силой привести лошадь к воде, но нельзя силой заставить лошадь пить.

5.Улыбка. Мрачный, постоянно недовольный чем-то, да еще срывающий на детях зло учитель – это явление противоестественное, ненормальное.

6.Вера в успех, в детей, в свой метод. Любимые изречения. «Если человек не знает, к какой пристани его корабль держит путь, никакой ветер не будет для него попутным». (Сенека).

«Кто из граждан был бы самым ненавистным в стране слепых?» - спрашивает Гельвеций и сам же отвечает: «Зрячий».

7.Принцип бережного прикосновения. Бережное отношение к личности и взглядом, и словом, и поступком…

8.Барометр урока – глаза ребенка. Видеть перед собой не класс, а отдельную индивидуальность, неповторимую, уникальную. Уметь чутко улавливать, читать настроение ребенка по едва уловимым признакам, в том числе по глазам, чутко и своевременно реагировать на показания такого «барометра».

9.Принцип трех «не»: не спешить, не вредить, не винить детей в своих собственных просчетах и ошибках.

Не спешить в оценке того или иного поступка ребенка.

Не вредить – учителю доверено самое дорогое – это жизнь ребенка, его здоровье.

Не винить в своих ошибках детей. Уметь признавать свои ошибки.

10.Три «нет»: нет – двойке, нет – жалобам, нет – «сталкиванию лбами».

Не умея заинтересовать, увлечь детей своим предметом, мы нередко прибегаем к «педагогическому карате», избираем единственный метод – двойку. Метод этот весьма универсален. Двойкой «награждают» практически за все погрешности: опоздание на урок, за непослушание…

Отмени завтра отметку, многие из нас уйдут из школы, не смогут работать без этой меры воздествия.

Нет - жалобам! Дети не переносят ябедничества своих одноклассников, а тем более педагога.

Что значит «сталкивать лбами»? Примеров в нашей практике больше чем достаточно, и все они не столь безобидны, как может показаться на первый взгляд. Небрежно брошенное слово учителя, беседы-проработки тех, кто подвел, кто оказался недостоин чести класса…

11.Почаще проверять себя: не потеряны ли ориентиры, не «сбита ли планка прицела»?

12.Бесконфликтность. Наверное, этот довод вызовет несогласие многих. И все же.

речь идет не о потакании во всем детям, не о полной безнаказанности и детской анархии. О другом – о противостоянии детей и взрослых, как правило, в равной степени страдающих и мучающих друг друга.

13.Сохрани в себе детство! Не расставайтесь сами с детством! В актерской среде считается, что выигрывает тот, кто сохраняет в себе детство. Есть над чем задуматься нам, профессионалам-воспитателям.

14.Мы все немного психотерапевты. Проверь себя: тембр и громкость звучания голоса, манера поведения, (кажется, древние римляне считали суетливость признаком слабости), удачно подобранная музыку, сопутствующая занятиям с детьми, при встрече и расставании пожелание здоровья и многое другое – не простейшие ли это приемы психотерапии?

Это важно особенно сегодня, когда так велик дефицит доброты. Сочувствия, сострадания, терпимости.

15.Не сойти с дистанции. Не правда ли, школьного учителя можно сравнивать со стайером на длинной дистанции? Дистанция, признаемся, тяжелая, успешно проходят ее, увы, не многие. Причины различны. Звучит, кажется, довольно нелепо? Тем не менее, это как ни печально, реальность.

16.Не надоесть друг другу. «Все! Надоело! Не могу их видеть!» - восклицает учитель.

Из диалога с представителем «славной» и многочисленной армии прогульщиков:

-Почему не ходишь на уроки?

-Надоело, неинтересно…

Наверное, чтобы быть интересным детям, надо быть прежде всего интересным самому себе, не потерять вкус к жизни, к работе…

Представьте, что любой наш профессионально-педагогический журнал попал в руки мамы-домохозяйки или папы-работяги. Что они там прочтут? «Демократизация», «компенсация», «индивидуализация», «коррекция», «дифференциация»…то ли педагогические, то ли медицинские, то ли политические термины, которыми густо усеяны страницы изданий. Будучи далекими от педагогики, родители, возможно, удивится, возможно, порадуются за современных учителей, но скорей всего испугаются: «А успевают ли они за всем этим просто любить наших детей?»

И ведь действительно интересно: стремясь внедрить новые педтехнологии, перенимая чужой модный опыт, изо всех сил догоняя коллег-новаторов, успеваем ли мы, да и вообще умеем ли мы любить детей?

Если опросить учителей даже одной отдельно взятой школы (например, нашей), то уже обнаружится несколько неродственных точек зрения.

«Да, - согласятся одни - все крутимся, экспериментируем, методически подковываемся, нет бы просто пожалеть ребенка…»

«Пусть их родители жалеют - дай Бог, своих-то детей не обделить вниманием, учительские дети самые заброшенные».

«Любовь и жалость на аттестационную комиссию не предъявишь. Там как раз требуют умения применять новейшие технологии, да еще и термины, смотри, не перепутай!.»

Некоторые промолчат, понимая, любовь к детям и умение строить работу с ними согласно современным педагогическим концепциям нельзя разложить на разные чаши и выяснять, а что весомее в деле образования, что окажет большее влияние на желаемый результат. Жаль, что среди нас не так уж и много именно таких учителей, а еще меньше тех, кто не только понимает эту истину, но и пытается реализовать ее на деле.

Мне очень повезло, я работаю в коллективе, где такие люди есть.

29.06.2015 15:13


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!