СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе Миссия учителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Миссия учителя

Наше дело – учиться и учиться,

стараться накоплять возможно больше знаний,

потому что серьёзные общественные движения там,

где знания, и счастье будущего человечества только в знании.

А.Чехов

Первый класс, первый учитель, первый урок и … первое решение – буду учителем, обязательно учителем, как она – моя первая учительница Галина Михайловна.

И вот первый курс, первый диплом об окончании педучилища, первые ученики, первые уроки – и решение: хочу вести свой класс до последнего звонка… и снова учёба, теперь уже в Елабужском государственном педагогическом институте. Позади государственные экзамены, а в руках – Диплом о высшем образовании, где написано, что я теперь учитель русского языка…

Желание, чтобы мои ученики были грамотными, стояло на первом месте и руководило мной первые годы моей педагогической деятельности. Было интересно учиться вместе с детьми, использовать на уроках игровые моменты, путешествовать по страницам учебников, словарей, книг, журналов; слышать, как они начинают «говорить» со мной на моём языке, видят и уверенно исправляют свои ошибки, помогают более слабым, тянутся за успешными. Сколько было радости, когда контрольные работы давали положительные результаты! Позднее пришло понимание того, что орфографическая грамотность – это мало для современного молодого человека. Я учитель, я должна дать моим ученикам более глубокие знания и ключи для их применения в повседневной жизненной практике.

Сегодня, «остановившись в раздумье», я оглядываюсь на свой пройденный путь и вижу, как много было трудностей и как много было ошибок. Иначе и быть не могло: русский язык такой предмет, что на современном этапе вызывает множество споров и среди учителей, и среди учёных о том, как его нужно преподавать. Вдруг у кого-то возникает желание переставить ударение в словах, чтобы, якобы легче было запомнить их написание и делать меньше ошибок в диктантах, а в идеале – вообще их не делать, или создать какой-нибудь универсальный словарь, решающий все проблемы языкознания. Но не всё так просто…

В моей школе русский язык – это не родной язык учащихся, в чём и заключается одна из трудностей его преподавания. Конечно, для современного учителя-словесника открылось широкое информационное поле: современные программы, развёрнутые тематические планы, методические пособия с подробными конспектами уроков, КМ-школа, интернет и т.п., а ученики предпочитают говорить на родном языке: и не только дома, но и между собой. Это можно было бы приветствовать, если бы… Сегодня выпускники сдают как обязательный ЕГЭ по русскому языку. Это и подведение итогов обученности учащихся, и пропуск в ВУЗы. Как сдать этот экзамен на «отлично», если ты плохо владеешь орфографическими навыками, не умеешь правильно и грамотно строить предложения, почти не знаком с современной орфоэпией. Без начитанности трудно выполнить задание уровня С, ведь экзаменующемуся нужно свои мысли подкреплять аргументами, которые убедительны лишь тогда, когда есть ссылка на общепризнанные авторитеты. И.Кант писал: «Не мыслям надобно учить, а мыслить». Если на заре моей педагогической деятельности, когда общение на русском языке считалось более престижным, я любила шумные осуждения и долгое общение в большом ученическом коллективе, то теперь возникла необходимость индивидуального общения. Ты остаешься наедине с учеником и видишь уровень подготовки именно этого ребёнка, чувствуешь, насколько он ориентируется в мире русского языка. И тогда можно оказать реальную помощь, восполнить пробелы, объяснить непонятое… Индивидуальное общение более тёплое, более доверительное, более продуктивное, хотя и требует больших затрат – времени, подготовки, импровизаций, терпения, поиска новых путей. Но всё окупается с лихвой, когда видишь «плоды» этих занятий.

Современное общество продолжает нуждаться в людях, обладающих языковыми и коммуникативными компетенциями. Умение человека грамотно писать и выражать свои мысли, то есть составлять свой текст - одно из основных условий нынешнего века, ибо значительная часть профессий связана с этим умением. Формирование устной и письменной речи учащихся остаётся одной из главных задач учителя словесности. Если ученик, мало говорящий на русском языке, не владеет приёмами построения русских предложений, то естественно, его речь будет бедна, малопонятна, не интересна. Решение видится в совершенствовании методики обучения сочинению, живом общении с носителем языка, зачастую это опять - таки тот же учитель…

Во все времена нужны были люди, обладающие нестандартным мышлением, вносящие новое содержание в различные области жизни, умеющие ставить и решать новые задачи будущего. Такими потенциями обладают одарённые дети. В условиях нашей школы, где классы небольшие, есть возможность приблизиться к идеалу. Я считаю, знание «правильного» русского языка поможет моим ученикам найти верный путь в современном обществе, определить свой круг общения, обрести себя в этом большом многокрасочном мире. Ничто не проходит бесследно, не уходит в никуда, и «нет ничего, что не преодолевалось бы трудом»

Категория: Русский язык
24.10.2015 09:47


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!