СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Точка, точка, запятая.
Вышла рожица смешная.
Ручки, ножки, огуречик
Получился человечек.
Что увидят эти точки,
Что построят эти ручки,
Далеко ли эти ножки уведут его?
Как он будет жить на свете?
Мы за это не в ответе,
Мы его нарисовали -
Только и всего.
(Из детской песенки.)
Да? Если бы в жизни все было так просто! Но настоящему художнику не может быть безразлична дальнейшая судьба его творения. А ведь педагог - тот же художник. Только в отличие от художника, каждый штрих педагога ложится не на мертвое полотно, а на живую, трепетную душу, а его творение - сама история. Ведь все без исключения люди участвуют в созидании истории, а через руки педагога проходят тысячи судеб. Поистине можно сказать, что судьбами и творениями своих воспитанников педагог соприкасается с вечностью.
ХХI век открывает для нас новый исторический рубеж. И сегодня мы не можем не задумываться о том, какими будут наши выпускники. Конечно же, мы многого ждем от них, может быть большего, чем ждали от нас наши педагоги. Какими же мы хотим их видеть, наших выпускников? Я не случайно выбрала эпиграфом к своим размышлениям эту смешную, наивную детскую песенку. Хотя, если вдуматься, не столь уж она и наивна. Ведь дальше в ней, на мой взгляд, дается прекрасный ответ на наш вопрос: просто надо быть правдивым, благородным, справедливым, умным, честным, сильным, добрым. Только и всего.
Только и всего? Но ведь недостаточно просто перечислить эти прекрасные качества. Гораздо труднее ответить на вопрос: как воспитать эти качества в наших детях, как в наше, пожалуй, чересчур прагматичное время сохранить в ребенке чистоту восприятия мира, посеять семена добра и сострадания?
Дошкольники приходят ко мне похожими на этого человечка из песенки. Они еще очень наивны и неопытны, но они готовы, как губка, впитывать все новое. Психологи отмечают уникальность этого возраста: именно в это время у детей активно формируются важнейшие высшие психические функции, такие как память, внимание, мышление. Очень важно не упустить это благодатное время, суметь пробудить в детях те задатки, те «спящие почки», которые заложены в них самой природой.
И то, что мы сумеем сейчас заложить в ребенка, останется с ним на всю жизнь. Прекрасно сказал об этом В. Гюго: «Начала, заложенные в детстве человека, походят на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие, развертывающиеся вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его».
Работая в режиме индивидуального педагогического поиска по теме «Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника», специфически направленный на психическое, интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Это краткое эссе не предполагает, разумеется, подробного рассказа о конкретных особенностях работы по теме, о тех педагогических приемах, которые я использую на своих занятиях. Поэтому я просто попытаюсь на примере нашего смешного человечка показать, к чему мы, собственно, стремимся, чего хотим достичь. Наверное, это и можно будет считать моей педагогической философией.
А в следующую строчку я бы хотела записать слово чувства. Это и чувство уверенности в своих силах, и чувство прекрасного, и сочувствие, и сострадание. Давайте представим себе человечка в виде импровизированного кроссворда и попытаемся заполнить его буквами, о которых так образно говорил Гюro. Итак, первое, что нам необходимо, - научить его мыслить. Вот и запишем в первую строку слово мышление. Говоря о мышлении, мы, конечно, имеем в виду и развитие способностей мыслить нестандартно, решать нетрадиционные задачи (например, имеющие несколько ответов или же не имеющие одного конкретного решения). И мы должны научить детей обосновывать свои выводы, заложить начала абстрактного мышления. Вот и запишем в следующую строку - логика.
Конечно же, мы должны сформировать у дошкольников и определенные навыки. Это и навыки чисто учебной деятельности, и специфически психологические навыки внимания, памяти, личностного общения. То есть, говоря в самом широком смысле, мы должны научить детей учиться.
Конечно, это не все необходимые качества. Но даже остановившись на этом, вы, несомненно, можете догадаться, к какому результату должен привести наш кроссворд, что мы хотим прежде всего видеть в нашем выпускнике, да и вообще в человеке.
Следующую часть кроссворда мы оставим для школы. Она добавит ребятам опыта, самостоятельности, творчества и трудолюбия. Но за всем этим важно не растерять доброты, отзывчивости, душевной мягкости. Вот и впишем последней буквой нашего кроссворда «ь».
. И вот он предстает перед нами, наш будущий выпускник. Мы его нарисовали. Мы стоим перед своим творением и, подобно художнику, оцениваем его. Однако педагог, на мой взгляд, находится в более сложной позиции. Творение художника статично, оно создано однажды и в неизменном виде представлено зрителю или не представлено никогда. Творение же педагога живет своей жизнью, развивается, меняется. Но все удачи и, к сожалению, ошибки педагога остаются жить в вечности.
Размышляя об этом, приходят на ум строки Ф. Тютчева: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется.». И я позволю себе в заключение немного порассуждать на эту тему:
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется.
Посеять в душах благодать,
Увы, не всякий раз дается.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые,
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться.
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться!
© 2016, Ненашева Светлана Григорьевна 1000