СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Я хорошо помню тот февральский день, когда ректор Вологодского Педагогического Университета под аплодисменты моих сокурсников вручил мне долгожданный Диплом, в котором была записана моя будущая профессия – учитель истории. Распрощавшись навсегда со студенческой жизнью, в тот знаменательный день я не шёл по городским улицам, а летел на крыльях успеха, гордость и радость до того распирали меня, что мне хотелось каждому прохожему прокричать:
- Я - учитель истории!
Вряд ли я тогда представлял до конца, что такое профессия Учитель! Теперь, отработав в школе достаточно времени, я бы сравнил мою профессию с профессией ювелира.
Шёл как то человек и увидел камень под ногами, так ничего особенного камешек, чуть зеленоватый, взял да и поднял, потому что знал, что в этих местах изумруды попадаются. Отнёс камень ювелиру, тот взял находку, смыл пыль и грязь чистой водой, осторожно потрогал пальцами его чуть проступающие грани, повертел у прищуренных глаз и сказал принесшему человеку:
- Завтра приходи! Может, что и получится!
Долго старался мастер рассмотреть прожилки и пятна на камне, изучить все трещинки и изломы, а время шло. Уже за полночь он начал огранку камня, к утру работу завершил, прилёг поспать, но не смог, ворочался с боку на бок, вставал и всё рассматривал камень, уже блестевший своими гранями, как кошачий глаз на лучах молодого утреннего солнца. Сомневался мастер в своей работе, вновь продолжая огранку, затем шлифовку и полировку. И только когда на лице у мастера вместо печати озабоченности засияла улыбка, растянувшая от уха до уха искусанные губы, он завершил свой труд.
Человек, который вскоре пришёл за своей вчерашней находкой, взяв из рук мастера изумруд, изумлённо спросил:
- А где мой камень?
И наконец, поняв, что в руках он держит своё богатство, онемел и лишь зачарованно рассматривал своё чудо. Изумруд сиял, переливаясь, а по стенам комнаты мелькала зеленоватая радуга. Мастеру удалось раскрыть все природные свойства камня.
Случалось, что ювелиру приносили алмаз. И он, зная в своей работе толк, шептал про себя как мантру завещание знаменитого Марселя Толковского, раскрывшего секрет сияния бриллиантов: «Для полного отражения луча от второй грани, угол её наклона должен быть не более 43 градусов и 43 минут к горизонтальной плоскости". На огранку алмаза уходило очень много времени и сил, но его бриллианты всегда были в цене, они были лучшими! Даже самый твёрдый алмаз поддавался мастерству ювелира. Он был горд своей работой и не скрывал этого.
Работа учителя подобна работе ювелира, он пытается раскрыть все грани таланта своего ученика, обращаясь за помощью к советам великих педагогов человечества. Но начав работу, спотыкается, применяя придуманные кем – то методики и разработки, и только после долгих проб и ошибок осознаёт, что придётся идти своей неповторимой педагогической стезёй.
Сколько бы ювелир не работал над камнем, камень останется холодным, его красота будет всегда бездушной. А учитель наоборот, старается достучаться до души ученика. Только времени учитель затрачивает во много раз больше чем ювелир. Да и инструмент у него иной. Как-то Сухомлинский сказал про успех учительского труда:
- Сердце отдаю детям!
Великий был педагог Сухомлинский, но ведь утаил, что не только сердце придётся отдать детям, а ещё много-много чего! Время своё свободное – отдать! Личную жизнь и ту пожертвовать, не так просто, ради детей, не своих, а чужих! Хорошее и острое зрение – отдать! Нервные клетки - туда же! Распрощаться навсегда со своими дурными привычками, своими желаниями…
У нас в России в начале XX века даже было такое движение среди студенток, когда молодые девушки, выбирая себе учительскую тропу, не выходили замуж и своих детей не заводили. И только ради того, чтобы всю свою любовь детям отдать полностью, боясь хоть каплю расплескать в суете семейной жизни. Вот это были учителя!
Бывает так – ювелир, особенно начинающий, а иногда уже и с твёрдой рукой и метким глазом совершит промах, ошибётся. И брызнет камень из под рук осколками, сломанного - не собрать! А ошибки учителей, их грубость, надменность оставляют в душах учениках незаживающие раны. Всю жизнь они лечат эти раны, порою, сами оправдывая промахи учителей своим несовершенством в детстве. Зато похвала, участие, уважение учителя являются немеркнущими наградами в судьбе ученика. Ученики всегда с уважением вспоминают благородные устремления учителя. Благодаря учителям человек становится человеком!
Ни одному даже знаменитому ювелиру невозможно изменить структуру или цвет драгоценного камня. Учитель же, иногда, меняет всю человеческую суть своего воспитанника, прививая ему новые, неведомые до ныне качества, востребованные в обществе. Учитель развивает новые качества своего ученика не один, а с помощью коллег и родителей, знакомых и незнакомых ученику людей. Иногда не сотни, а тысячи людей оказывают негативное влияние на подростка, ломая всё, что смог создать учитель. Чёрным и ядовитым туманом наполнены сегодня некоторые сайты мировой паутины – Интернета, вычурные передачки на телевидении. Чтобы победить и вывести на дорогу добра своего ученика, учителю нужно быть твёрдым как алмаз в своих принципах и убеждениях, но вместе с тем чутким и мягким душой и сердцем, соприкасаясь с неокрепшим детским ростком, боясь повредить его, поломать, искалечить. Нужно научиться не просто чувствовать чужую детскую боль, а принимать её за свою.
Настоящий мастер ювелир стремится изготовить шикарную оправу для драгоценного камня, вставляя его в изысканные золотые серьги или перстни, броши. Фантазия мастера безгранична. Купленные за баснословные деньги, являясь украшением, они возносят статус их владельца до небес. Под лучами солнца, ослепительных ламп, они радуют глаз, переливаясь разноцветными огнями, горят изнутри, не зря же говорят про них, что они самоцветы. Ювелиры ценят настоящие драгоценные камни, их кривит от невзрачного поделочного камня.
Ювелир работает с алмазами чистой воды, с сапфирами цвета небес… А учитель приходит в класс к взбалмошным и непоседливым ученикам: неугомонной Маше, вихрастому задиристому Андрею и ещё ко многим маленьким людям, непохожим друг на друга своими привычками, интересами и характерами. Попадаются ученики с крепким, прямо таки титановым характером, под стать алмазу. Учитель видит, что этот характер пригодится ученику в его в будущей жизни, но как найти тропинку к сердцу и душе ученика, как проникнуть за эту ограду отчуждённости? Вся работа и усилия учителя должны быть направлены на то, чтобы сгладить шероховатость характера, грубость поведения ученика, за чёрствой коркой недоверия разглядеть нежный росток человечности, ухаживая и оберегая, взращивать Человека. Разбудить его неокрепшую душу к сопереживанию.
Мучительны эти дни, когда невозможно найти ни одной ниточки к потаённым чувствам ученика, когда всё что накопил учитель, весь его опыт рассыпается в прах перед равнодушной усмешкой ученика. Но настоящий учитель, разглядывая в первые дни знакомства все достоинства ученика, даже не находя многих из них, не опускает рук, не отказывается от своей созидательной работы. Так изо дня в день, из года в год учитель взращивая человечность в ученике, сам растёт вместе со своим учеником. Раскрывая свой огромный и яркий мир, намного превосходящий причудливую радугу самоцветов, учитель зовёт ребёнка за собой. Главное, чтобы было что-то за душой, чтобы этот багаж был не просто яркой картинкой, пустышкой. Чтобы притронувшись к этому новому и неизведанному миру, ученик навсегда поверил в своего учителя. Наивны и смешны детские мечты и стремления, но без их уважения учителю никогда не стать своим в мире детства. Ребёнок интуитивно замечает неискренность взрослого человека, ребёнок может довериться только в обмен на доверие учителя. Сладостны для учителя первые совместные шаги с учеником к вершинам знаний, чувство единения, гармонии с воспитанником является тем эликсиром, что питает и поддерживает яркое пламя профессиональной страсти и азарта. Что за Учитель, если он не желает добиться большего, если он после первых успехов всходит на пьедестал своего величия и уже с высоты созерцает на происходящее. Мелкими и невзрачными для такого горе – учителя являются проблемы и нужды учеников. Самоцветы педагогического дара могут померкнуть, если не дарить их свет своим ученикам, об этом должен знать каждый учитель. Если ученик достигает вершин знаний, то и учитель приобретает заслуженный авторитет. Не только знания по предметам передаёт учитель, научить считать и писать очень трудно, тем более подготовить ученика к государственным экзаменам, но и этого для учителя мало, он смотрит вперёд и должен научить ученика думать, как правильно применить знания и умения в жизни. Время идёт, и каждый ученик сам впоследствии становится учителем. Может он никогда не встанет к школьной доске, будет простым рабочим, строителем, инженером, врачом. Но став взрослым, он сам будет учить молодых. Создав свою семью, ему придётся примерить на себе не только социальную роль родителя, но и учителя своих подрастающих детей. Вот там, во взрослой жизни, и пригодится ему всё то, что когда-то вложил в его душу бескорыстный Учитель – любовь, уважение, сострадание, участие и знания – те сокровища мира, которые не купишь ни в одном ювелирном магазине.
© 2016, Митрофанов Валерий Константинович 1003