СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эвристические методы обучения английскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из особенностей иностранного языка в обучении является то, что он может одновременно выступать как целью, так и средством обучения, являясь, таким образом, идеальной базой для развития творческих способностей учащихся параллельно с приобретением ими языковых знаний, умений и навыков

Современная педагогика отличается гибкостью, позволяя использовать в обучении детей разнообразные и инновационные методы обучения, а к ученику предъявляются все новые и новые требования, чтобы быть успешным в современном обществе, быть активной, творчески-развитой личностью, способной к быстрому нахождению нестандартных решений возникающих проблем.

Учитель иностранного языка использует определенные средства, формы, и технологии, для достижения цели – овладение обучающимися иностранным языком. Одним из таких популярных и инновационных способов является применение эвристических методов на уроках английского языка.

Основные элементы эвристического обучения – его формы и методы, они обеспечивают создание обучающимися новых для них образовательных продуктов в изучаемых предметах, в данном случае – на уроках иностранного языка.

Само слово «эвристика» пришло к нам из древнегреческого языка и в буквальном смысле означает «отыскиваю», «открываю»

Известно, что древнегреческий философ приводил своих учеников к истинному суждению через диалог. Он вначале задавал общий вопрос, а получив ответ, вновь вводил уточняющий вопрос и так до получения окончательного ответа.

Несмотря на то, что эвристический метод обучения появился достаточно давно, в современной педагогике он используется относительно недавно. Именно поэтому нет утвержденной трактовки его понятия.

Под эвристическим методом обучения понимают — обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания

Эвристический метод обучения – направлен на самостоятельное нахождение учащимися ответов на поставленные педагогом вопросы, а так же конструировании учащимися собственного смысла, цели, организации и осознания необходимости обучения. Прообразом эвристического обучения является метод Сократа.

Таким образом, обучение, основанное на эвристическом методе, для учащихся – это непрерывное открытие нового, формирование творческих способностей учеников, создание ситуаций, в которых возможна их творческая самореализация.

Среди наиболее важных элементов эвристической технологии можно выделить следующие:

  • учитель преднамеренно создает проблемную ситуацию, которая стимулирует обучающихся на поиск новых способов решения возникших трудностей;
  • изучаемый материал дается ученикам не столько для запоминания и усвоения, сколько для его использования в решении творческих заданий;
  • учащимся предоставляется большая степень самостоятельности в творческом поиске;
  • оценивается не только правильность полученных выводов, но и главное - творческий характер применения имеющихся знаний (чем более нестандартным является решение и способы его получения – тем выше оценка)

Не редко эвристическое обучение путают с проблемным. Методика проблемного обучения построена так, что педагог направляет учеников на получение прогнозируемого результата. Эвристический подход к образованию позволяет расширить возможности проблемного обучения, поскольку ориентирует учителя и ученика на достижение неизвестного им заранее результата. В эвристическом обучении учитель не всегда может предвидеть, какое решение поставленной проблемы выберут ученики, ученики сами выдвигают возможные гипотезы решения проблемы, проверяют их и могут получить новый неожиданный результат, НО главное отличие в том, что объектами поисковой познавательной деятельности в эвристическом обучении являются не только проблемы и задачи, но и сами учащиеся, их индивидуальный личностный потенциал, креативные, когнитивные, рефлексивные и другие процедуры и виды деятельности. Эвристическое обучение приводит также к развитию не только учеников, но и учителей, которым приходится организовывать учебный процесс.

Использование эвристических методов может способствовать не только формированию и развитию творческих и коммуникативных навыков учащихся, но и активизировать изученный лексический и грамматический материал.

На своих уроках английского языка я использую такие методы как:

метод прогнозирования, метод вживания, метод целеполагания, метод запрещенных слов.

Например:

Учащиеся предположили, что компьютерные игры могут быть полезными, и поставили перед собой проблемы урока: How computer games can help you? How to choose a good game? What positive and negative effects of computer games?

Учащиеся высказывают свое мнение о способах выбора компьютерных игр, приводя аргументы «за» и «против».

Рассказ от имени предмета

(на закрепление лексики классного обихода). (Writing as an object)

- каждый ученик выбирает какой- нибудь предмет в кабинете;

- учащимся предлагается ответить на вопросы от имени этого предмета:

Например:

What is your colour?

How old are you?

What are you made of?

Where is your home?

What do you like about your life?

What do you hate about your life?

Примерный ответ ученика:

My colour is green and I ‘m made of wood. I’m old, I’m ten years old. I live on the wall. I remember the day when brought me in the class. I like when children look at me. I hate to be dirty every time they use me.

Учащиеся редактируют свои ответы, превращая отдельные предложения в целостный рассказ.

Ученики рассказывают о предмете, не называя его, а одноклассники стараются отгадать.

Методика «5-W» - Method Заполняется таблица на стадии осмысления по ходу работы с информацией: who |what |when |where |why

Метод эмпатии (вживания) означает “вчувствование” человека в состояние другого объекта, “вселения” учеников в изучаемые объекты окружающего мира, попытка почувствовать и познать его изнутри.

Например, вжиться в сущность машины, собаки, радуги и других образовательных предметов. В момент вживания ученик задаёт вопросы объекту-себе, пытаясь на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы.

Teacher: Imagine yourself that you are ‘Cloud”. How can you describe yourself, what are your feelings? Name your adjectives, verb.

(На работу отводится 5 минут) Затем каждый ученик зачитывает свой получившийся рассказы.

Примерный ответ ученика:

Student: — I am а cloud. I am fluffy and white. I play a powerful role in warming and cooling our planet. Sometimes I become darker and can bring rain, snow and hail.

Следующий метод:

Метод “Mind-Map”(Карта памяти) является технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро. Тема находится в центре. Учащиеся генерируют поток идей, мыслей их количество неограниченно, они все фиксируются, начиная их записывать сверху слева и заканчивая справа внизу. Метод может, являться индивидуальным продуктом одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления креативных способностей.

Метод “Mind-Map” лучше всего использовать:

  • При систематизации, повторении материала;
  • При работе с текстом;
  • При повторении в начале урока;
  • При введении в тему;
  • При сборе необходимого языкового материала;
  • При контроле.

Путём мозговой атаки учащиеся называют всё, что они знают и думают по озвученной теме, проблеме. Все идеи принимаются, независимо от того, правильны они или нет. Роль учителя — роль проводника, заставляя учащихся размышлять, при этом внимательно выслушивая их соображения.

Метод запрещенных слов

Учащимся предлагается дать определения предметам или идеям, но без использования распространенных слов и словосочетаний. Данный метод позволяет расширить словарный запас, а также тренирует умения находить аналогии и приводить примеры.

Пример: Describe the object that you see in the picture (House) without using the following words: old, wood, big, comfortable, brown, beautiful, floor.

Метод инсерт (INSERT)

Этот приём работает на стадии осмысления содержания

I — interactive — интерактивная N — noting — размечающая S — system — система для E — effective — эффективного R — reading and — чтения и T — thinking — размышления

Этот метод представляет собой маркировку текста значками по мере его чтения.

“ V” — уже знал “+” — новое “-” — думал иначе “?” — не понял, есть вопросы

  • Во время чтения учащиеся делают на полях пометки;
  • Заполняется таблица

V

+

?

Здесь тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны.

Отмечается все новое, что стало известно из текста

Отмечаются противоречия. То есть, ученик отмечает то, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями.

Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста.

Подводя итог хочется сказать что применение эвристических методов на уроках иностранного языка

  • создавать проблемные ситуации на уроке с целью совершенствования речевых умений и языковых навыков;
  • повышает творческую и познавательную активность обучающихся;
  • создает комфортную среду обучения;
  • способствует развитию интеллектуального и творческого потенциала личности обучающегося;
  • создает условия для самостоятельной работы;
  • учит внимательно слушать и уважать мнение других.

На мой взгляд, применение эвристических методов обучения являются одним из наилучших средств формирования и развития творческих способностей учащихся, и может быть интегрировано в учебный процесс на любом его этапе.

28.02.2025 21:00


Рекомендуем курсы ПК и ПП