СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Филологический анализ текста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Филологический анализ эпического произведения

   (План носит рекомендательный характер и не все его пункты являются обязательными для использования).

1.Сведения об авторе, эпохе, исторических особенностях, нашедших отражение в тексте.

3. Определить стиль речи текста? (Художественный, публицистический, научный, научно-популярный и т.д.).

4. Какого типа речи текст? (Описание, повествование, рассуждение).

5.   Определите жанр текста. (Эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и пр.). Какое настроение преобладает в тексте?

6. Определите тему текста.

7. Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его. Если заглавие уже есть, подумайте над его смыслом. (Почему именно такое заглавие выбрал автор?)

8. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя его план.

9. Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонаций).

10. Как соотносится начало и конец текста?

11.       На каком приеме/приемах построен текст? (Сопоставление, противопоставление: постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и пр.)

12. Понаблюдайте над лексикой текста:

  • найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значение по словарю;
  • найдите опорные слова в каждой части текста; найдите в тексте контекстуальные синонимы и/или антонимы; найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте в переносном значении;

-   обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление

архаизмов.    историзмов.    неологизмов;    на эмоционально-оценочные   слова,    на

просторечные или, наоборот, слова возвышенного стиля (зачем они употреблены автором?);

- выделите фразеологизмы (зачем они употреблены?);

-   обратите внимание на средства художественной выразительности, если они применяются автором (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения).

  1. Проанализируйте фонетические средства, которые использует автор (повторение определенных согласных звуков - аллитерация, ассонанс, использование деепричастий для передачи действий или динамичного описания чего-то изменяющегося, движущегося; обилие прилагательных при описании предмета или пейзажа; употребление частиц - ограничительных, выделительных, усилительных, подчеркивающих неожиданность происходящего, передающих удивление, восхищение и т.д.).
  2. Понаблюдайте за синтаксисом текста (употребление предложений определенной структуры: коротких, лаконичных или пространственных, простых или сложных, назывных, безличных, определенно-личных, употребление инверсии, восклицательных, вопросительных предложений, многоточия, перечислений, прямой речи, диалога и т.д.).

 

  1. Сформулируйте идею текста (что хотел сказать автор, зачем он создал этот текст). Помните, что идеей можно назвать не только выражение определенной мысли, но и передачу какого-либо чувства, настроения, состояния.
  2. Каково ваше впечатление от текста? Над какой проблемой заставил поразмышлять автор, его позиция (ясно ли она прочитывается или через подтекст), ваше отношение к данной проблеме.
  3. Для лучшего понимания текста сравните его с другим произведением автора (или с другими текстами русской или мировой литературы).
Категория: Литература
02.01.2015 21:05


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!