СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Философия ткани

Нажмите, чтобы узнать подробности

21 сентября 2018 года группы КМ- 1711, КМ- 1811, КМ- 1611 вместе с кураторами Кузьменко О.Ю., Ротановой И.В. и заведующей отделением индустрии красоты Мазиной И.Г. посетили в Государственном художественном музее Алтайского края выставку «Философия ткани» из фондов музея, представляющей одно из древнейших ремесел производства ткани.

Музей, это место, где можно встретиться с прошлым. В музее хранится то, что было задолго до нашего появления, то, что осталось от былых времен и в наше время имеет большую историческую и культурную ценность. Поэтому перед экскурсией в музей возникает ощущение предстоящей встречи с чем-то необычным и особенным.

Государственный художественный музей Алтайского края (до 1993 года Алтайский музей изобразительных и прикладных искусств, АМИИ) был открыт в Барнауле 6 февраля 1959 года.

Однако, история создания художественного музея на Алтае берет свое предисловие, связанное с экономическим и культурным развитием алтайских земель, в XVIII - первой половине XIX веков.

У музея установлены тесные связи с федеральными музеями. Зрители Алтайского края регулярно знакомятся с коллекциями крупнейших музеев России. Только в последние годы в гостях у Художественного музея побывали выставки: «Шедевры Третьяковской галереи» (Государственная Третьяковская галерея, 2004), «Три века русского искусства» (Государственный Русский музей, 2007), «Православная Россия: история и образы» (Государственный музей истории религии, 2008), «Царская и императорская охота» (Государственный историко-культурный музей заповедник «Московский кремль», коллекция всемирно известной «Оружейной палаты», 2009), «Казаки в Париже» (Государственный исторический музей, 2012), «О тебе радуется» (Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, 2014).

Ткачество – искусство преобразования нити в ткань, способ упорядочения хаоса, коим является пучок волокна, в организованную, структурированную материю. Развитие ткачества от неолита до наших дней – это и есть история человечества, это культура и традиции каждого народа, это творения искусных мастеров и профессиональных художников. На протяжении многих столетий ткачество было главным женским занятием. Домотканые полотна составляли основу традиционного текстиля, который одевал, согревал и украшал человека. Недаром великая богиня судьбы представлялась славянам как женщина, сплетающая нити, творящая полотно.

На выставке представлено более 60 экспонатов из коллекции музея: праздничные скатерти, изготовленные в многоремизной жаккардовой технике, браные пояса и полотенца, выкладные дорожки и ковры, узорные домотканые полотна конца XIX - начала ХХ века, разнообразные орудия для ткачества, ткани, изготовленные на Барнаульском хлопчатобумажном комбинате в 80-е годы ХХ века по эскизам барнаульского художника Глеба Белышева.

Глеб Александрович Белышев — художник промышленного дизайна, живописец-акварелист, создатель школы текстильного рисунка на Алтае – родился 29 июня 1922 г. в г. Иваново. Потомственный текстильщик, еще до войны он работал на Ивановской мануфактуре.

Художник активно участвовал в выставках промышленного дизайна (текстильный рисунок), а также в художественных выставках (станковый натюрморт).

Когда в 1962 г. в Барнауле открылся хлопчатобумажный комбинат (ХБК), Глеб Александрович Белышев, как опытный специалист был приглашен сюда на работу.

На ХБК он организовал и возглавлял (до 1987 г.) художественную мастерскую.

Под руководством Г. А. Белышева на Барнаульском ХБК в художественной мастерской создавались кроки (рисунки для ткани), занимавшие ведущие места на смотрах, конкурсах, на крупных выставках как в стране, так и за рубежом.

Главный художник ХБК Г. А. Белышев много лет возглавлял художественный совет комбината, будучи его председателем, под его руководством осуществлялось сотрудничество с барнаульским Домом моделей.

Глеб Александрович постоянно заботился о сохранении традиций, профессионального мастерства, поддерживал связь с учениками. В свое время ставил актуальные проблемы сохранения образцов рисунков и тканей, лучшего из того, что уже наработано, что могло бы быть полезно другим поколениям художников.

В 1971 г. за художественное оформление алтайских ситцев Г. А. Белышев был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1996 г. он стал лауреатом муниципальной премии г. Барнаула в области искусства.

Глеб Александрович Белышев являлся замечательным мастером натюрморта, живописцем, акварелистом. Огромное творческое наследие (акварели и кроки) хранится в краевом архиве в Барнауле, в Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая, в Государственном художественном музее Алтайского края.

Главное качество, которое характеризует Г. А. Белышева, художника текстильного рисунка, – яркая образность, утонченность формы. Его эскизы декоративных росписей для ткани разнообразны по тематике. В 1979 г. к юбилею краевого центра Г. А. Белышевым была выполнена работа «Барнаулу – 250» (рисунок для ткани хранится в ГХМАК). В этой работе в изысканной орнаментике, в сложной компоновке элементов показана история и современность, характер города. Роспись ткани создает общее впечатление торжественности.

Ушел из жизни Г. А. Белышев 13 января 2016 г.

Процесс создания ткани иллюстрирует ручной ткацкий станок, многочисленные приспособления и орудия ремесла.

Выставка ребятам очень понравилось. Они были в восторге от посещения музея. Осталось много положительных впечатлений от увиденных экспонатов.

Отзывы студентов:

КМ- 1711, Заика Татьяна

«В государственном художественном музее Алтайского края состоялось открытие выставки «философия ткани» и мы с группой посетили эту выставку.

Нас встретил работник музея, она поздоровалась с нами и представилась,задала нам несколько вопросов о ткачестве и мы старались ответить на них.

Когда наша группа зашла в зал, мы словно оказались в прошлом. В комнате было много старинных предметов предназначенных для ткачества, также висели ковры,полотенца,различные пояса: все эти изделия были ручной работы.

Работник музея интересно и познавательно рассказывала нам о ткачестве. Мы узнали, что на протяжении многих столетий ткачество было главным женским занятием. Работник музея описывала историю создания ткани,жизнь русских крестьян, как женщины пряли, ткали и украшали семейный дом своими изделиями.

Многие из нас были заинтересованы таким рассказом о прошлом. Мы задавали вопросы связанные с темой, пытались узнать что-то более необычное в истории развития ткачества.

Процесс создания ткани,а позже изделий из этих тканей,оказался очень увлекательным для меня.

Меня не менее порадовала новость о посещении этого музея Александра Васильева -историка- искусствоведа, меня поразило это. Его посещение говорит о том, что даже поход в музей это не бесполезное занятие, а напротив очень занимательное и вдохновляющее.

Я думаю, нужно чаще посещать музеи и выставки, особенно те, которые связаны с нашей профессией, ведь история ткачества очень хорошо развивает фантазию и правильно формирует мировоззрение, что помогает особенно точно приминить наши знания на практике.

КМ- 1611, Даурова Мария

Истоки народной моды.

Совсем недавно мы посетили выставку «Философия ткани» в Государственном Художественный Музее Алтайского Края, где нам предстояло увидеть различные варианты тканей и познакомиться с древним искусством ткачества. Группа КМ-1611 внимательно прослушала лекцию из которой узнала об орнаменте, древних повериях и других интересных вещах.

Как известно ткачество – это искусство преобразования нити в ткань, способ упорядочения хаоса, коим является пучок волокна, в организованную, структурированную материю.

Развитие ткачества от неолита до наших дней – это и есть история человечества, это культура и традиции каждого народа, это творения искусных мастеров и профессиональных художников. На протяжении многих столетий ткачество было главным женским занятием. Домотканые полотна составляли основу традиционного текстиля, который одевал, согревал и украшал человека. Недаром великая богиня судьбы представлялась славянам как женщина, сплетающая нити, творящая полотно.

На выставке было представлено более 60 экспонатов из коллекции музея: праздничные скатерти, изготовленные в многоремизной жаккардовой технике, браные пояса и полотенца, выкладные дорожки и ковры, узорные домотканые полотна конца XIX - начала ХХ века, разнообразные орудия для ткачества, ткани, изготовленные на Барнаульском хлопчатобумажном комбинате в 80-е годы ХХ века по эскизам барнаульского художника Глеба Белышева.

Процесс создания ткани иллюстрирует ручной ткацкий станок, многочисленные приспособления и орудия ремесла.

Благодаря выставке, юным модельерам удалось окунуться в истоки народного мастерства и почерпнуть для себя много новой и полезной информации.

КМ- 1811, Колтакова Анастасия

Недавно мы всей группой ездили в художественный музей. Нам рассказывали про то, как из льна раньше делали нити, из которых потом на ткацком станке ткали ткань, пояса. Отрезы ткани того времени мы видели на выставке, также было много поясов- раньше девушки соревновались в их изготовлении и старались, как можно сложнее сделать орнамент, на конце пояс обязательно должен был украшаться кистями. Пояса были длинными- девушки обматывали себя несколько раз, чтобы подчеркнуть тонкую талию. Пояса, представленные на выставке, действительно впечатлили своей красотой и объемом проделанной работы. Также нам показали вышитые полотенца. Раньше полотенце имело символическое значение- например, когда ребенка крестили, его заворачивали в особое крестильное полотенце. Если ребенок болел, то его заворачивали в это полотенце и верили, что оно поможет снять недуг. Также было интересно посмотреть на сотканный в ручную ковер. На нем были изображены крупные цветы на темном фоне. В целом выставка была очень интересной и познавательной, мне понравилась!

Наше настоящее очень тесно связано с прошлым и выросло из него. Поэтому, чтобы лучше узнать современный мир, познать его законы, нужно начинать со знакомства с прошлым.

09.01.2019 08:41


Рекомендуем курсы ПК и ПП