СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Физическая культура в обеспечении здоровья студентов с заболеваниями. Близорукость

Нажмите, чтобы узнать подробности

Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье. Еще в древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства. Но, несмотря на большую ценность, придаваемую здоровью, понятие “здоровье” с давних пор не имело конкретного научного определения. И в настоящее время существуют разные подходы к его определению. При этом большинство авторов: философов, медиков, психологов в отношении этого явления согласны друг с другом лишь в одном, что сейчас отсутствует единое, общепринятое, научно обоснованное понятие “здоровье индивида”.

В последнее время активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов, что отражает озабоченность общества здоровьем специалистов, выпускаемых высшей школой, ростом заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, снижением дееспособности в трудовой сфере. Необходимо отметить, что не существует здорового образа жизни как некой особой формы жизнедеятельности вне образа жизни в целом. Наблюдающаяся тенденция абсолютизировать здоровый образ жизни, превратить его в некий самостоятельный феномен искажает суть проблемы, деформирует трактовку здорового образа жизни, подходы к его формированию.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Исследования показывают, что студентов с ослабленным здоровьем растет из года в год, примерно в разных регионах нашей страны их численность составляет от 20 до 40%. Стандартная программа организации занятий физической культурой для таких студентов не подходит, так как они не способны ее освоить из-за существующих отклонений в здоровье. В связи с этим преподавателям кафедр физической культуры рекомендовано самостоятельно заниматься методическими разработками для проведения занятий с данным контингентом учащихся, учитывая характер заболеваний, индивидуальные и физические особенности.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что организация физического воспитания студентов, относящихся к специальной медицинской группе, вызывает определенные трудности, которые заключаются в том, что функциональные возможности таких учащихся слабы из-за наличия хронических заболеваний, поэтому требуется дифференцированный подход, а, следовательно, разработка инновационных методов в построении учебного процесса.

К основным задачам можно отнести следующие:

  1. Для укрепления и восстановления здоровья использовать все возможные средства физической культуры;
  2. Обеспечить не только общую, но и профессионально-прикладную физическую подготовленность, необходимую для будущей профессии;
  3. Ликвидировать остаточные явления после перенесенных заболеваний с помощью корригирующей гимнастики;
  4. Освоить жизненно важные физические качества, двигательные умения, навыки; в процессе занятий осуществлять врачебно-педагогический контроль и самоконтроль.

Также, необходимо придерживаться определенных принципов для осуществления поставленных задач. К таким принципам относятся:

  1. Систематичность и последовательность;
  2. Доступность и вариативность;
  3. Оптимальность нагрузки.
  4. При современном подходе к физическому воспитанию студентов с ослабленным здоровьем важно реализовывать и следующие принципы:
  5. Уметь и быть готовым получать теоретические знания, владеть компьютерными технологиями;
  6. Самостоятельно готовить творческие задания, представлять аудитории результаты своих исследований;
  7. Расширять знания о своем заболевании, о путях сохранения стойкой ремиссии, о способах укрепления своего здоровья.

Рассмотрим основные средства физической культуры, которые применяются к студентам с отклонениями в здоровье. К ним можно отнести:

  1. Специальные дыхательные упражнения;
  2. Физические упражнения статистического характера;
  3. Спортивно-прикладные упражнения (ходьба, плавание, бег прыжки, катание на лыжах, коньках, велосипеде и др.);
  4. Игры (на месте, малоподвижные, подвижные и спортивные, которые применяются в зависимости от поставленной цели);
  5. Массаж и самомассаж;
  6. Закаливание (в процессе использования естественных природных факторов (солнечные ванны); аэрация в процессе занятий и воздушные ванны; частичные и общие обливания, обтирания и гигиенические души, купание);
  7. Механотерапия (занятия на тренажерах, блоковых установках);
  8. Эрготерапия (трудотерапия).

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что процесс организации занятий со студентами с ослабленным здоровьем основывается на использование разнообразных форм, методик, методов и средств, применяющихся в совокупности. Реализуются принципы индивидуализации и дифференциации, которые отражают интересы учащихся и направлены на их оздоровление.

Близорукость

Близорукость (миопия) является сильной рефракцией, поэтому напряжение аккомодации не может улучшить изображения отдалённых предметов, в связи с чем снижается острота зрения вдаль. Принято выделять три степени миопии: низкую – до 3 дптр, среднюю – до 6 дптр и высокую – свыше 6 дптр. По клиническому течению различают миопию непрогрессирующую и прогрессирующую.

Значительная часть студентов страдают близорукостью. По мере перехода на старшие курсы отмечается тенденция к ее прогрессированию. Это вызвано, очевидно, большой зрительной нагрузкой, недостаточной двигательной активностью, нарушением гигиенических условий труда и быта. На сегодняшний день на зрение студентов также оказывают влияние компьютеры, смартфоны и т. д., которые также сильно напрягают глаза, что способствует ухудшению зрения. Из-за перехода на обучение с помощью интернета, студенты проводят за компьютером около 4-5 часов в день, что губительно для зрения. При этом, безусловно, остается необходимость обеспечения студентам возможности заниматься на занятиях по физической культуре согласно рекомендациям офтальмологов. В зависимости от степени близорукости студентов можно отнести в разные группы – от основной до специальной. Студенты с низкой степенью миопии могут быть отнесены в основную группу, для них нет ограничений в выполнении требований по программе. Для студентов со стационарной близорукостью низкой степени разрешено большинство видов спорта, кроме бокса, хоккея и прыжков различных видов.

Студентов со средней степенью миопии следует выделить в подготовительную группу и исключить из программы прыжки с высоты более 1,5 м и упражнения, требующие сильного физического напряжения. Также для студентов с данной степенью близорукости следует обучить специальным упражнениям для мышц глаз, в особенности ресничной мышцы, а также упражнениям из лечебной физкультуры. Кроме того, при занятиях легкой атлетикой необходимо учитывать то, что инвентарь, используемы при некоторых упражнения как шесты и планки для прыжков должны быть видны издали. Для этого их необходимо отметить флажками или же покрасить в яркий цвет. Также необходимо выбирать достаточно широкие дорожки для бега, без ям и кюветов. Кроме того необходимо после каждого круга упражнений делать паузу на 20-30 секунд, для того, чтобы занимающиеся могли дать глазам отдохнуть – проморгать глазами. В начале и в конце занятия преподаватель должен убедиться, что все занимающиеся чувствуют себя комфортно, а в течение занятия они все занимались в щадящем режиме.

Студенты со средней степенью близорукости могут заниматься следующими видами спорта: велогонки, конный спорт, стрельба, фехтование, художественная гимнастика и фигурное катание. Виды спорта, включающие борьбу или прыжки, следует избегать. На занятиях физической культурой для студентов со средней степенью близорукости полезно проводить такие игры, как волейбол, футбол, баскетбол и теннис, так как перемещение взгляда с ближних объектов на дальние и наоборот полезно для них.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что физическая активность необходима каждому человеку, тем более студенту с близорукостью, так как студенты получают большую нагрузку на глаза во время учёбы, а зрение у студентов с миопией может ухудшиться за годы учёбы довольно сильно. Физическая активность и лечебная физкультура может помочь студентам расслабить глаза после напряженной учебы. Также важно студентам не забывать об утренней гигиенической гимнастике и мерах по закаливанию организма, упражнениях для повышения уровня общей и силовой выносливости. Общее укрепление организма для студентов с близорукостью не менее важно, чем лечение. Преподаватель физической культуры должен помочь студентам осознать это.

Категория: Физкультура
28.11.2021 01:54


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!