СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Физическое развитие посредством элементов йоги

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последнее время в дошкольных учреждениях стали популярны занятия йогой. Оздоровительный эффект от таких занятий йогой известен всем.Однако нужно осторожно подходить ко всякого рода нововведениям, особенно, если это касается здоровья воспитанников. Правильнее будет говорить о включении элементов йоги в физкультурно-оздоровительную деятельность. Задачи, которые можно решить посредством йоги, соответствуют задачам образовательной области «Физическое развитие», а именно: 1. Становление ценностей здорового образа жизни. 2. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. 3. Формирование двигательных навыков и умений.Упражнения йоги способствуют развитию тех или иных мышц, укреплению позвоночника, сохранению правильной осанки, устраняют нарушения в работе органов дыхания. Есть упражнения для шеи (затрагивающие горло и носоглотку), которые очень полезны детям, страдающим от простудных заболеваний.При выполнении большей части упражнений йоги все органы брюшной полости испытывают мягкое воздействие, «внутренний массаж». Правильная работа всех внутренних органов нормализует обменные процессы, улучшает усвоение всех питательных веществ. Йога оказывает и положительное психологическое воздействие. Дети становятся эмоционально уравновешенными, более собранными, учатся концентрироваться. Примерная структура НОД: Образовательная деятельность строится с учетом постепенного нарастания, а затем снижения физической нагрузки. Вводная часть. Основной целью вводной части НОД является подготовка детей к выполнению предстоящей нагрузки. В связи с этим, в начале проводится йога для пальцев, своеобразная пальчиковая гимнастика, которая способствует развитию мелкой моторики, координации движений, вниманию, памяти.Далее внимание уделяется дыхательной гимнастике. Это дает детям возможность овладеть навыкам правильного дыхания, успокоиться и настроиться на выполнение двигательных упражнений. Основная часть. Преимущественно это двигательные упражнения: разминка, игровые подвижные задания, исполнение различных поз йоги, которые соответствуют возрасту и уровню физического развития дошкольников. Заключительная часть. Организм ребенка приводится в относительно спокойное состояние, рекомендуются упражнения на расслабление. Требования к условиям проведения занятий. 1. Место для занятий нужно выбрать ровную, твёрдую поверхность, лучше на полу, застеленном ковриком. Место занятия должно быть хорошо проветренным, температура не ниже +17. 2. Одежда Должна быть лёгкой, не стеснять движений и хорошо пропускать воздух. Можно заниматься без майки и босиком 3. Время Гимнастикой хатха-йога можно заниматься утром перед завтраком, вечером или днём перед едой. Занятия увеличивать постепенно по времени от 15 до 45 минут Нельзя приступать к занятию с высокой температурой и в послеоперационный период. Структура занятий с детьми. Основу занятий составили комплексы из статических упражнений и упражнений на растяжку. Каждое занятие состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной. Подготовительная часть: Подготовить организм к занятию, настроить детей на хорошее, доброе. Разогреть суставы. В подготовительную часть включаются разминки с упражнениями на растяжку, подвижность суставов, само массажи. В разминку включаются динамическиеЬупражнения. Разминка выполняется с умеренной нагрузкой. После разминки - отдых, настрой на хорошее. Необходимо снять напряжение с мышц, успокоить дыхание. Настраиваться на дальнейшую работу нужную и полезную для здоровья. Основная часть: Вначале разучивается комплекс статистических упражнений, в котором уделяется внимание каждому движению, при выполнении позы. Выполнять позу правильно, но без напряжения. Позу держать рекомендованное время. Дыхание свободное, спокойное, ровное. Предложить ребёнку представить мысленно, на кого похожа поза – на животное, птицу или предмет. Это придаёт эмоциональный настрой и поможет ребёнку быстрей освоить позу. Заключительная часть: Основная задача части научить детей расслабляться и приводить свой организм в первоначальное состояние. Поэтому последние физические упражнения (поза) в хатха-йоге – упражнения на расслабление. Самое удобное положение для расслабления – лёжа на спине. Можно расслабляться и сидя (поза кучера). Чтобы достичь полного отдыха, мышечного расслабления, необходимо концентрировать внимание на спокойном дыхании. На медленном выдохе, расслаблять мышцы всего тела. Важен этап выхода из расслабления: спокойно сделать вдох и выдох полным дыханием, пальцы соединить в замок и поднять над головой, хорошо потянуться всем телом, опустить руки, спокойно сесть, вытянув ноги и снова потянуться. Улыбнуться, мысленно пожелать всем здоровья, хорошего настроения, добра и радости. Требование к выполнению статических упражнений. Прежде чем приступить к выполнению статических упражнений (поз), нужно обратить внимание на некоторые методические особенности их освоения. Комплекс нужно составлять от простого к сложному. Позы разучивать постепенно (2 –3 недели). Те позы, которые вызывают затруднения, заменять облегчёнными вариантами. Например: сначала осваивается поза полу лотоса, а затем переход к разучиванию самой позы лотоса. Особое внимание уделяется упражнениям, которые снимают напряжение спины, укрепляют её мышцы, способствуют приобретению правильной осанки: это такие позы, как божественная, рыба, дерево и т.д. Позы, в которых, используются повороты туловища, выполняются в обе стороны. Позы, требующие наклона, выполняются на выдохе. Упражнения будут более эффективны, и выполняться с меньшими усилиями. Дети дошкольного возраста выполняют упражнения с произвольным дыханием. Оно должно быть спокойным без задержки. После выполнения поз с наклоном вперёд, необходимо выполнить позы с прогибом назад или принять горизонтальное положение на спине. Весь процесс занятий требует умения расслабиться. Позы расслабления считаются в йоге одним из самых полезных. Хатха-йога гласит: «Освободи мускул, сила – в покое». Одним из самых основных требований при выполнении поз является то, что их всегда следует выполнять очень медленно. Каждая поза выполняется до того предела, когда начинается лёгкая и приятная мышечная боль. Ощутив такую боль, скажите себе три раза: «Эта лёгкая приятная боль – моё здоровье». Установление такой положительной связи, один из «секретов» поз. Очень важно правильно дышать во время выполнения поз: свободно, легко и глубоко, без напряжения. Продолжительность выполнения поз различна, она определяется возрастом, состоянием здоровья, самочувствия. Минимальная продолжительность 3 – 5 секунд. Время постепенно увеличивается, но каждая поза имеет свой предел длительности. Позы приносят больше пользы, если соблюдаются все рекомендации. Этапы выполнения. I этап. Отдых перед вхождением в позу. Не начинайте выполнять упражнения, если у вас напряжены мышцы и учащено дыхание. Сделайте 2 – 3 спокойных вдоха, удлиняя выдох. Напряжение снимается, сидя или лёжа в удобной позе. II этап. Мысленная настройка на выполнение позы. Рассмотрите изображение позы. Представьте себя в этой позе. Показ инструктором позы. III этап. Вхождение в позу. Позу выполните медленно по показу, движения плавные и спокойные, дыхание свободное. IV этап. Фиксация позы. Удержите положение тела в позе определённое время. Сначала удерживаем позу от 3–5 секунд. Каждую неделю прибавлять по 1–2 секунде. В среднем удерживание позы от 7 до 10 секунд. При удерживании позы настраивать детей думать о чём-нибудь добром и хорошем. V этап. Выход из позы. Выход из позы в исходное положение производить плавно и медленно. Дыхание спокойное. VI этап. Отдых после выхода из позы. Принять удобную позу, расслабиться, отдохнуть. Отдых составляет от 2–4 секунд. Расслабление в позе полного отдыха, лёжа на спине.

09.01.2019 20:20


Рекомендуем курсы ПК и ПП