СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Детское оздоровительное учреждение «Берег дружбы», предназначенное для отдыха и оздоровления детей, организовано на стационарной базе сезонного действия во время летних каникул, является самым популярным и распространенным оздоровительным учреждением в районе.
Образовательно-оздоровительный лагерь «Берег дружбы» расположен в одном из живописных мест на берегу реки Алдан в г. Томмот: свежий воздух, сосновый бор; принимает детей в две смены: первая - с 15 июня по 5 июля, вторая смена - с 10 июля по 1 августа. В каждой смене по 300 человек, возраст детей от 6 до 17 лет.
Таким образом, более 600 мальчишек и девчонок имеют возможность сохранять и наращивать свои физические данные: физкультура является массовой и охватывает детей всех возрастных групп.
В лагере очень сильная материально-техническая база: футбольная, волейбольная, бассейн, клуб, столовая, тренажерный зал, гимнастическая площадка, зал для проведения соревнований по настольному теннису, шахматам, шашкам, библиотека, компьютерный зал, две бани.
На каждый сезон закупается спортивный инвентарь: мячи баскетбольные, волейбольные, футбольные, ракетки, скакалки, обручи, канат для перетягивания, городки, шахматы, шашки, рюкзаки, компасы, эстафетные палочки, секундомеры, свистки, спасательные круги, доски для плавания.
Режим работы лагеря позволяет организовать разнообразные занятия, обеспечить необходимую двигательную активность детей разного возраста. Утро начинается с подачи музыкального сигнала, подается в три этапа. Первый в 7.40, второй 7.50 и в 8.00. После подъема дети самостоятельно, с вожатыми направляются к месту проведения зарядки. Зарядка проводится инструкторами по спорту, в тесном сотрудничестве с вожатыми, продолжительность зарядки - 15-20 минут, затем умывание, подготовка к завтраку, завтрак в 9.00. Потом ребята занимаются общественно полезным трудом по благоустройству и поддержанию в порядке территории лагеря, мест занятий физическими упражнениями, спортивных площадок, дежурные в отрядах убираются в жилых корпусах, следят за порядком в течение дня.
В 11 часов проводится общелагерная линейка, где подводятся итоги прошедшего дня и говорится о распорядке дня.
Ежедневно согласно планированию до обеда проводится спортивно-массовая работа: либо это футбол, либо пионербол, баскетбол или настольный теннис. В 13-14.00 - обед, затем 14-16.00 - сончас, с 16-18.30 - час купания, если позволяет погода, с 19-20 - ужин, с 20.30 ежедневно проводятся общелагерные мероприятия, в 22.30 - отбой.
Примерный план физического воспитания как один из разделов общего плана воспитательной работы на каждую смену и на весь сезон составляется еще до выезда в детское оздоровительное учреждение совместно с врачом, старшим вожатым, начальником лагеря. На его основе составляется календарный план физкультурно-спортивной работы на каждую смену, план–график отрядных часов физической культуры, отрядных спартакиад, дней здоровья, первенства лагеря по футболу, волейболу, баскетболу, другим спортивным и подвижным играм. Планируются также отрядные походы, прогулки, туристический слет, физкультурно-спортивные праздники. Также идет подготовка материально-технической базы, завоз спортинвентаря, составляется график-расписание пользования бассейном, тренажерным залом.
Физическое воспитание в оздоровительном лагере имеет специфические особенности, обусловленные сравнительно коротким периодом пребывания в лагере, разнообразием контингента детей по возрасту, состоянию здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности. Эти особенности учитываются при организации физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий. Распределение на медицинские группы для занятий физкультурой проводятся врачом. Дети основной медицинской группы участвуют во всех физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях без ограничений; с детьми подготовительной медицинской группы проводятся мероприятия с учетом состояния здоровья. Они допускаются к занятиям в спортивных кружках, секциях, без участия в соревнованиях, без сдачи нормативов «Эрэл», им разрешается участие в однодневных туристических походах. Работа с детьми со специальной медицинской группой заметно отличается и основана на индивидуальном подходе. Комплектуются группы по возрастному признаку: 3-4 группы, не более 15 человек. С лечебной целью применяются гимнастические упражнения без перегрузок, на тренажерах с облегчением тяжестей и уменьшением сопротивления, упражнения дыхательные и на расслабления, а также координацию движений. Простейшие игры, а также ходьба, плавание, медленный бег (трусцой) подчинены задачам физического воспитания, отнесенным к специальной группе:
- укрепления здоровья;
- улучшение показателей физического развития;
- освоение жизненно важных двигательных умений, навыков качеств;
Значительное влияние на ребенка оказывают природно-климатические условия, которые, как правило, способствуют улучшению психологического и нравственного самочувствия.
Физическое воспитание в лагере представляет один из важнейших участков работы с детьми и направлено на решение следующих задач:
- укрепление здоровья, содействие физическому развитию и закаливанию детей;
- совершенствование у детей умений и навыков, в естественных видах движений (особенно в плавании).
- привитие интереса и привычки к занятиям физической культурой и спортом.
Физкультурно-оздоровительная работа, согласуется с врачом и предусматривает следующие мероприятия:
- утренняя гимнастика;
- закаливание, душ, купание, загорание;
- занятия физкультурой в отрядах, звеньях, кружках, командах, секциях;
- обучение плаванию;
- общелагерные, отрядные прогулки, экскурсии и походы с играми на местности;
- спортивные соревнования и праздники;
- занятия на тренажерах.
На каждый вид соревнований спортивных мероприятий печатается положение, которое утверждается начальником лагеря, старшим вожатым, где ставятся цели, задачи: пропаганда здорового образа жизни, способствующего всестороннему гармоничному развитию, физическому совершенству и укреплению здоровья. Развитие физических качеств (быстроты, ловкости, выносливости), воспитание чувства коллективизма, взаимовыручки, определение сильнейшей команды, комплектование сборной для участия в соревнованиях с другими лагерями района.
Подготовка к малым олимпийским играм начинается с формирования организационного комитета, куда входят начальник лагеря, руководитель физической культуры, врач, старшая вожатая. Комитет рассматривает программу соревнований, утверждает судейскую коллегию и проводит всю необходимую работу по материальному обеспечению игр. Открытие игр, как правило, проходит на 12-й день сезона, соревнования проводятся по трем возрастным группам: младшая 7-9 лет, средняя 10-12 лет, старшая 13-17 лет. Игры проходят в течение шести дней. Программа игр включает несколько видов спорта: легкая атлетика, футбол, пионербол, настольный теннис, шахматы, шашки, веселые старты, эстафета, стрельба, баскетбол, стритбол, спортивное ориентирование, туристическая эстафета, в которую входят установка палатки, переправа, ориентирование по компасу и сплав на катамаране по реке Алдан. На церемонию открытия отряды выходят не только с эмблемой, но и со спортивной речевкой, девизом-песней. Читается клятва: «Мы, участники малых олимпийских игр, клянемся бороться за спортивную честь своего звена и отряда, соблюдая все правила соревнований». По окончании игр подводятся итоги соревнований. На церемонии закрытия проходят награждение отрядов, отдельных спортсменов, судей. При награждении используют грамоты, медали, чемпионские ленты. Проводятся дни здоровья «Спортивная игра: ступени шаолинь» среди старших отрядов. Цель игры - заинтересовать и приобщить к физическим упражнениям, воспитать волю, смелость, решительность, способствовать развитию силы, быстроты реакции, прыгучести, ловкости, выносливости, укрепить здоровье, содействовать всестороннему физическому развитию.
Программа игр:
1 ступень – прохождение лабиринта,
2 ступень – пробегание по бревну,
3 ступень – прохождение, минуя постоянно вращаемую партнерами скакалку,
4 ступень – обручи в шеренгу, участники должны быстро пролезть, соблюдая дистанцию,
5 ступень – переползание по - пластунски,
6 ступень – прохождение между постоянно вращающимися предметами,
7 ступень - прохождение шведской стенки,
8 ступень – прохождение лестницы,
9 ступень – прохождение брусьев.
Эта игра дает ребятам возможность попробовать свои силы, преодолеть трудности, развить физические качества.
Еще одной из увлекательных и любимых детьми массовых форм физкультурно-оздоровительной работы является туризм: походы, экскурсии на природу. Туризм имеет большое образовательное и воспитательное значение, является активным отдыхом, хорошим закаливающим средством, оказывает благотворное влияние на сердечно-сосудистую и нервную системы, создает хорошее настроение, постоянную смену впечатлений, способствует укреплению и развитию дружбы между детьми. Для успешного проведения похода все заранее продумывается, составляется план похода, маршрут предварительно обследуется, проводится большая организационная подготовка. Перед отправкой детей в поход выписывается маршрутный лист за подписью начальника похода, сопровождающих лиц и врача, проводится инструктаж по технике безопасности с детьми. Маршрутный лист утверждается начальником оздоровительного лагеря. В зависимости от целей и задач походы бывают: туристические, по характеру: пешие, водные, сплав на катамаране по реке Алдан, знакомство с родной природой. В походе участвуют дети совершенно здоровые, отнесенные к основной физической группе.
Для детей, отнесенных к другим физкультурным группам, организуются прогулки и экскурсии за пределами лагеря, преследующие оздоровительные и познавательные цели. Проводятся беседы о значении физического воспитания для детей, о достижениях сильнейших спортсменов, о том, что можно позаимствовать из занятий в лагере для использования в домашних условиях, выпускаются спортивные газеты, а также устраиваем спортивные викторины, вывешиваем таблицы результатов соревнований, фотографии лучших спортсменов.
Летний оздоровительный лагерь уже в пятый раз принимает «Республиканский детский дом – интернат», который находится в поселке Серебряный бор Нерюнгринского района. В доме – интернате 182 воспитанника в возрасте от 4 до 18 лет. Главная задача учреждения – социализация и адаптация воспитанников в обществе, коррекция и укрепление психофизического здоровья своих воспитанников.
Для педагогического коллектива «Республиканский детский дом – интернат» - это период активного творческого труда, поиска новых форм работы с детским коллективом. Пребывание в лагере «Берег дружбы» воспитанников дома – интерната - это общение с нормальными детьми, выступление на вечерних мероприятиях, участие в дискотеках, что помогает их успешной социализации, является примером для других ребят.
Также хочется отметить, что на протяжении нескольких лет отдыхают, поправляют свое здоровье на базе лагеря дети из «Алданского дома Детства», принимают активное участие в соревнованиях, являются победителями, призерами по волейболу, футболу, пионерболу, настольному теннису, шашкам, шахматам. Принимают участие в вечерних мероприятиях. Лагерь «Берег дружбы» является республиканской опорной площадкой по дополнительному образованию, двукратным победителем республиканского смотра – конкурса летних лагерей.
Такая система массового активного отдыха способствует воспитанию у детей сознательной дисциплины, трудолюбия, дружбы, коллективизма и ответственности, формированию высоких моральных качеств и создает наилучшие условия для физического воспитания и укрепления здоровья.
Результат оздоровительной воспитательной работы в лагере определяется влиянием на детей различных условий и факторов, находящихся в тесном единстве и взаимодействии. Это правильный выбор и рациональное использование местности, площадки для детского оздоровительного учреждения, благоустройство лагеря и рациональное питание детей, хорошо поставленная воспитательная работа с учетом последних инновационных педагогических технологий, физическое воспитание и четко организованное медицинское обслуживание. Все это формирует у детей моральные и волевые качества, укрепляет здоровье, развивает и закаливает организм.
© 2016, Герасимов Никита Андреевич 1031