СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Физминутки
Актуальность данной темы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровье сберегающем образовании так как, судя по статистике, лишь малая часть детей относятся к числу здоровых.Организм ребенка младшего школьного возраста отличается незавершенностью развития важных для школьного обучения органов и функциональных систем (центральной нервной системы, зрительного и слухового анализаторов, опорно-двигательного аппарата). В связи с этим правильно организованный учебно-воспитательный процесс способствует не только качественному овладению обще учебными умениями и навыками для школьника, но и благоприятному росту и развитию ученика, укреплению его здоровья. Каждое занятие должно быть приятным для ребенка, поэтому при планировании и проведении любого занятия педагог должен помнить заповедь здоровье сберегающей педагогики: “Не навреди!” Поэтому возникает необходимость в подборе и внедрении здоровье сберегающих технологий в учебный процесс.
Внедрение в учебный процесс здоровье сберегающих технологий важно потому, что они:
- обеспечивают эмоциональный подъём обучающихся;
- снижают уровень тревожности;
- «разгружают» мозг за счёт работы правого полушария, отвечающего за образное мышление (в то время, как современные методики связаны с перегрузкой левого полушария мозга);
- облегчают процесс запоминания материала;
- формируют познавательный интерес к учёбе.
Для того чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье, на занятиях используются оздоровительные минутки, которые позволяют размять тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Двигательные нагрузки в виде физминуток на занятиях снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам слуха и зрения, восстанавливают эмоционально – положительное состояние. Дети после физминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.
Физминутка - это один из обязательных, продуманных элементов в занятии с детьми. Она необходима и важна т. к. это "минутка" активного и здорового отдыха.
Цель проведения - профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.
Основные требования к проведению физминуток:
-Время начала физкультминутки определяется самим педагогом. Физиологически обоснованным временем для ее проведения является 15 – 20-я минута урока.
-Продолжительность физкультурных минуток обычно составляет 1 – 5 минут. Каждая физминутка включает комплекс из 3 -4х правильно подобранных упражнений, повторяемых4–6раз.
За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.
- Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность;
- Физминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой;
- Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц;
- Проводить физминутки необходимо в чистом, хорошо проветриваемом и освещенном помещении;
- Физминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, танцевальных движений, выполнения движений под стихотворный текст, дидактической игры с движением.
- Во время проведения физминуток обучающиеся могут сидеть за партой или стоять около неё, в проходах между партами, стоять в кругу, врассыпную, в парах и т. д.
Виды физкультминуток:
-упражнения для снятия общего или локального утомления;
-упражнения для кистей рук;
-гимнастика для глаз;
-гимнастика для слуха;
упражнения, корректирующие осанку;
-дыхательная гимнастика.
Наблюдения физиологов доказывают, что занятия физкультурой, рациональные физические нагрузки способствуют профилактике детского травматизма.
Целенаправленное обучение школьников специальным физическим упражнениям и двигательным навыкам имеет большое значение для развития костной системы, улучшает кровоснабжение и рост костных клеток.
Физические упражнения являются эффективным средством предупреждения нарушений осанки – сутулости, асимметрии плеч, крыловидных лопаток, сколиозов, вызываемых слабостью мышц и длительностью однообразных статических положений.
Занятия физическими упражнениями в сочетании с рациональным режимом дня служат надежным профилактическим средством против многих заболеваний, особенно нарушений сердечно-сосудистой системы. Двигательная активность мобилизует жизненно важные качества организма – выносливость, силу, гибкость, быстроту, а также воспитывает волевые качества, необходимые для преодоления физических, эмоциональных и умственных напряжений, с которыми связан творческий, продуктивный учебный труд. Положительное воздействие физических упражнений выражается и в развитии у детей жизнерадостности, оптимизма, активности, собранности, уверенности в себе.
Физминутки - это часть системы использования здоровьесберегающих технологий:
-обеспечивают активный отдых учащихся
-переключают внимание с одного вида деятельности на другой
-помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах
-улучшают обменные процессы
-способствуют повышению внимания и активности детей на последующем этапе урока
У детей увеличивается работоспособность, а также повышается настроение после веселого, но главное полезного отступления от темы урока.
© 2019, Салиева Ленура Ридвановна 471